После покупки итальянской международной банковской группой Intesa Sanpaolo украинского «Правэкс-Банка», в нем начались широкомасштабные структурные изменения. О том, как они отра-зились на ИТ-системах украинского банка, рассказывает Олег Высоцкий, директор главного управления информационных технологий «Правэкс-Банка».


PCWeek/UE: Какова структура ИТ-депар-тамента банка? Какие задачи решают основные его подразделения? Опишите вкратце ИТ-стратегию банка.

ОЛЕГ ВЫСОЦКИЙ: Служба ИТ в «Правэкс-Банке» состоит из двух департаментов: управления оборудованием и управления прикладными программами. Оба входят в главное управления информационных технологий.
Департамент управления оборудованием обеспечивает поддержку и развитие по всем направлениям ИТ-инфраструктуры, включая системное администрирование, телекоммуникации, а также поддержку конечных пользователей. Департамент управления прикладными программами отвечает за работу банковских ИТ-систем и их дальнейшее развитие. Данная структура службы ИТ предусматривает более полное распределение обязанностей между инфраструктурным и прикладным уровнем.

Основная задача ИТ-стратегии банка — помощь бизнесу в достижении поставленных целей. Мы хотим создать надежную и гибкую структуру информационно-коммуникационных технологий, поддерживающую банковские операции по всем направлениям в соответствии с наивысшими стандартами.  

PCWeek/UE: Есть ли у вас выделенный проектный офис? Сколько менеджеров проектов в нем работают?

О.В.: В самой ИТ-структуре такого офиса нет. Все реализуемые проекты управляются из единого проектного офиса «Правэкс-Банка».

PCWeek/UE: Назовите наиболее яркие проекты 2011-2012 гг. Какие цели вы преследовали, и какое программно-аппаратное обеспечение использовалось?

О.В.: Начиная с 2010 г. «Правэкс-Банк» начал широкомасштабные структурные изменения, которые отразились на ИТ-системах банка. В частности, менеджмент принял решение о внедрении новой банковской системы FlexСube и полной модернизации ИТ-инфраструктуры с одновременным переходом на платформу Microsoft.

В силу масштабности проекта по внедрению системы FlexСube были привлечены консультанты компании Accenture, разработчики системы FlexСube из Oracle. Украинский интегратор ProFIX занимался внедрением системы ProFIX GL — главной бухгалтерской книги в стандартах украинского законодательства. Кроме того, мы реализовали систему трансформации счетов между FlexСube и ProFIX GL.

Интерфейсы между FlexСube и внешними системами выполнены посредством интеграционного решения IBM на базе Message Broker/Message Queuing. Операционная и управленческая отчетность реализована на платформе Oracle Business Intelligent (OBI) с использованием сервера приложений Business Intelligent Publisher (BIP).

Для реализации новой архитектуры ИТ-систем банка мы решили воспользоваться услугами коммерческого ЦОДа. В результате проведенного тендера поставщиком услуг стала компания IBM, которая обеспечила серверное оборудование и системы хранения данных. Услуги хостинга предоставила компания De Novo. Таким образом, банк получил возможность установить новые банковские системы в высокотехнологическом дата-центре на современном оборудовании.  

PCWeek/UE: Какие проекты в этом году потребуют наибольшей доли ИТ-бюджета, выделенного на 2012-й? Опишите бизнес-цели данных проектов.

О.В.: После внедрения системы FlexСube банк планирует наращивать потенциал для повышения скорости и качества обслуживание клиентов. В частности, в ближайшее время предусмотрен запуск проекта по внедрению системы дистанционного банковского обслуживания «Интернет-Банкинг» для розничных клиентов. Особенностью этой системы будет ее полная интеграция с внедрённой системой FlexСube, что позволит клиентам удаленно пользоваться широким спектром банковских продуктов, не посещая отделения.  

PCWeek/UE: Использует ли банк облачные технологи? Если да, то какой именно вариант?

О.В.: Полтора года назад в банке стартовал проект по миграции всей пользовательской инфраструктуры на платформу Microsoft. Все внедренные службы платформы, а именно: служба центрального каталога Active Directory, Microsoft Exchange, служба управления конфигурациями и служба оперативного мониторинга работают централизовано. Для этого мы создали единую серверную платформу с полной виртуализацией на базе серверов. Используем также blade-технологии и центральное хранилище данных, основанное на SAN-технологиях. На сегодняшний день банк применяет построенную платформу как внутреннее частное облако для выделения требуемого ресурса с целью размещения той или иной прикладной банковской системы.  

PCWeek/UE: Прибегаете ли вы к услугам аутсорсинга для обслуживания ИТ-систем?

О.В.: В процессе внедрения новой ИТ-архитектуры банковских систем нам пришлось временно увеличить ресурсы, особенно по управлению средним слоем системного ПО (middleware). В связи с этим прибегали к аутсорсингу для администрирования баз данных и серверов приложений WebLogic. Это позволило банку оптимально распределить собственные и привлеченные ресурсы. Когда же потребность в дополнительных ресурсах отпала, мы плавно уменьшили объем аутсорсинга.  

PCWeek/UE: Ваш банк достаточно крупный. Планируете ли вы использовать виртуализацию рабочих мест?

О.В.: В рамках проекта перевода ИТ-инфраструктуры банка на платформу Microsoft мы тщательно проанализировали возможные решения по организации рабочих мест пользователей. В частности, рассматривалась архитектура виртуализированных рабочих мест. Мы построили прототип решения и провели тестирование в главном офисе банка и удаленных отделениях.  

Виртуализация рабочего места в центральном офисе показала неплохие результаты, в то время как в регионах возможности технологии оставляют желать лучшего. Думаю, что необходимо подождать еще некоторое время, когда увеличится пропускная способность каналов связи при допустимом уровне цены.

PCWeek/UE: Социальные сети, мобилизация рабочих мест сотрудников – каковы достижения и планы банка в реализации этих актуальных трендов?  

О.В.: Социальные сети все активнее входят в деятельность банковских сотрудников. Можно обмениваться информацией на форумах и быть ближе к клиентам, чувствуя их настроения и желания.

Кстати, в банке запущено несколько сервисов, помогающих сотрудникам банка, особенно в удаленных отделениях, быть ближе к процессам, происходящим в центре. В частности, работает обучающий веб-портал, на котором они могут не только пройти обучение и сдать тесты по интересующей их тематике, но также и участвовать в форумах по различным направлениям.  

В банке используется система Confluence для взаимодействия сотрудников по принципу wiki-технологий. Это позволяет им создавать открытые и закрытые группы для обмена информацией и обсуждения интересующих их вопросов.

PCWeek/UE: Какие основные внедрения в области корпоративной безопасности были реализованы в минувшем году?  

О.В.: В 2010 г. в банке был запущен проект по подготовке к сертификации по стандартам PCI DSS. В 2011-м он был успешно завершен с подтверждением сертификата от платежных систем VISA и MasterCard.

Также мы продолжаем работать над внедрением стандартов безопасности ISO-27001 и системы управления этими стандартами. В рамках проекта провели анализ критических бизнес-процессов, инвентаризацию активов, а также высокоуровневую оценку ИТ-рисков, связанных с критичными бизнес-процессами. В 2012 г. мы продолжаем деятельность по этому проекту, чтобы выполнить требования не только НБУ, но и материнской компании Intesa Sanpaolo.  

PCWeek/UE: Ваш прогноз: как будет происходить автоматизация банков в Украине в ближайшие 3-4 гг.?

О.В.: Пристальное внимание будет уделяться внедрению ИТ-систем, которые позволят уменьшить показатель Time-to-Market (TTM) и расширят деятельность по направлению Know-Your-Customer (KYC).  

В условиях более жесткой конкуренции банки будут стараться выходить на рынок с новыми, более конкурентными продуктами. Для этого им понадобятся гибкие ИТ-системы, обеспечивающие параметризацию новых продуктов в сжатые сроки. Поэтому предпочтение будет отдаваться системам, которые позволят максимально уменьшить показатель TTM.

С другой стороны, уже привлеченные клиенты могут быть заинтересованы и в других банковских услугах. Здесь очень важно быстро определить, кому из клиентов можно предложить новую услугу. Помогут в этом ИТ-системы, позволяющие детально анализировать их потребности.  

Кроме того, пристальное внимание банки уделят системам дистанционного обслуживания, в особенности различным системам интернет-банкинга для розничных клиентов. Наиболее востребованными будут системы, предоставляющие клиенту максимальный спектр банковских операций, не требуя его присутствия в отделении банка.