АО «Ощадбанк» — один из крупнейших финансовых институтов украинского государства с разветвленной сетью, насчитывающей около 6000 отделений. Это один из немногих украинских банков, которому приходится обслуживать без преувеличения миллионы вкладчиков. Об ИТ-стратегии «Ощадбанка» рассказывает Игорь Шаров, директор ИТ-департамента банка.

PCWeek/UE: Охарактеризуйте структуру ИТ-департамента банка. Сколько сотрудников работает у вас на сегодняшний день?

Игорь Шаров: В нашем департаменте есть два основных подразделения. Первое занимается вопросами, непосредственно связанными с ИТ: разработкой и сопровождением информационных систем, управлением телекоммуникациями, администрированием технических средств и т.п. Второе отвечает за эксплуатацию: работу главного расчетного центра, ведомственной платежной системы, процессингового центра, осуществление платежей. Есть также отдельное подразделение по обеспечению информационной безопасности. Всего ИТ-департамент насчитывает 137 человек, которые обслуживают 6 тыс. отделений, где работают порядка 35 тыс. сотрудников.

PCWeek/UE: Какие самые глобальные проекты запланированы на этот и следующий год? 

И.Ш.: Основные проекты касаются развития автоматизированной банковской системы (АБС). Необходимо улучшить функциональность централизованной кредитной системы, корпоративного и розничного бизнеса. Далее планируем развивать систему централизованной отчетности, процессинговый центр — в прошлом году мы закончили его сертификацию. В отношении ИТ намерены улучшить систему управления ИТ-инфраструктурой.

Кроме того, мы пересматриваем развитие самого бизнеса. В первую очередь, это касается интернет-банкинга и веб-банкинга. Планируем обслуживать клиентов по всем возможным каналам: через банкомат, Интернет, киоски и мобильный банкинг. 

В настоящее время мы улучшаем систему безопасности, реализуя стандарты Национального банка (СУИБ). Мы закончили первый этап в мае. Сейчас с аудитом знакомится комитет СУИБ — все профильные подразделения. В ближайшее время перейдем ко второму этапу. Это будет разработка критичных бизнес-процессов, определение существенных для нас рисков, то есть построение бизнес-процессов в соответствии со стандартами.

До конца года планируем завершить работы по сертификации стандарта безопасности данных Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS) для платежных систем. 

PCWeek/UE: У вас есть собственный процессинговый центр?

И.Ш.: Да. Это разработка компании OpenWay. Такой же используется в «Укрэксимбанке», «Укрсоцбанке» и «Проминвестбанке».

PCWeek/UE: Какая у вас установлена АБС?

И.Ш.: Мы используем систему украинского разработчика «УНИТИ-БАРС» под названием Millennium. В течение двух с половиной лет осуществляли проект сокращения балансовых подразделений и перехода на двухуровневую модель. Раньше у нас было немного более 380 балансовых подразделений. Сегодня есть центральный аппарат, 25 областных и около 30 безбалансовых отделений. Таким образом, мы завершаем переход на одну АБС и на двухуровневую систему. Центральные и областные будут балансовыми отделениями, все остальные — безбалансовые. Дальше будем развивать функциональность АБС, стандартизировать продукты, разрабатывать методологию и т.д.

PCWeek/UE: У вас собственный ЦОД или арендуете корпоративный?

И.Ш.: Пока что используем центр обработки данных компании «Датагруп». Строительство собственного запланировали, но пока еще не начинали, поскольку сейчас предстоит много крупных проектов, связанных с выплатой денег вкладчикам «Родовідбанка» и Сбербанка СССР. Сейчас мы арендуем только помещение и платим за охлаждение и электропитание, сами стойки и серверы — наши. Поэтому можем быстро переехать в другой или собственный ЦОД.

PCWeek/UE: В минувшем году Компания Е-консалтинг внедрила call center в «Ощадбанке» на платформе Microsoft Dynamics CRM для улучшения схемы выплат депозитов вкладчикам проблемных банков. Как она работает сейчас?  

И.Ш.: Функционально система сейчас более развита в плане анализа и мощности. Если во время выплат клиентам «Родовідбанка» мы обслуживали до 4 тыс. людей, то сейчас больше 600 операторов в call center за день в состоянии принять до 100 тыс. звонков.

PCWeek/UE: У вас много отделений. Скажите, вы используете аутсорсинг? 

И.Ш.: Пока обходимся собственными силами. Но в планах на следующий год у нас начало проекта по аутсорисингу ИТ-персонала.

PCWeek/UE: Интернет-банкинг сегодня активно вытесняет обычные каналы. Европейские банки даже сокращают свои отделения. Что вы думаете по этому поводу? 

И.Ш.: С каждым годом количество клиентов, которые применяют Интернет для банковских операций, растет. Активно пользуются интернет-банкингом юридические лица и сетевые компании — это так называемый корпоративный интернет-банкинг. Работа с физическими лицами пока находится на стадии опытной эксплуатации. Мы пытаемся ее развивать, но клиентов, которые пользуются интернет-сервисом банка, не так уж много. Люди еще не готовы к этому, хотя все вопросы с безопасностью давно закрыты. Пользователь должен просто уметь пользоваться компьютером и ключом, зайти в систему и сделать платеж.

PCWeek/UE: Для этого обязательно требуется цифровая подпись?  

И.Ш.: Без нее можно только просматривать информацию. Цифровая подпись нужна, если вы делаете платеж либо финансовую транзакцию со счета на счет, перечисляете деньги. Это очень удобно: вы перечисляете деньги на карточный счет, а с карточки в любом банкомате можете деньги получить или оплатить что-либо. У нас можно оплачивать любые коммунальные услуги, мобильных операторов и т.п.

PCWeek/UE: Какова стратегия касательно виртуализации? 

И.Ш.: Этот проект запланирован на следующий год, поскольку сейчас мы загружены обслуживанием относительно выплат вкладчикам Сбербанка СССР. Первым этапом будет виртуализация серверов. Такое решение приведет к уменьшению рисков, сокращению затрат на содержание техники, обеспечит оперативность предоставления ресурсов, их доступность. Также виртуализация позволит экономить на персонале, базах данных, их обслуживании, сопровождении и т.д. Безусловно, это сплошные плюсы. Единственный минус — первоначальные инвестиции.

PCWeek/UE: Виртуализация десктопов (VDI) не запланирована?  

И.Ш.: Нет, в отношении рабочих станций никаких кардинальных изменений не предвидится.

PCWeek/UE: Банк использует социальные сети как канал продаж? Разрешен ли доступ сотрудникам к социальным сетям в рабочее время?  

И.Ш.: Социальные сети больше используем для розничного бизнеса. С этой средой действительно надо научиться работать, тогда будет успех. Безусловно, в будущем планируется интеграция по другим направлениям и продуктам.

PCWeek/UE: Ваши сотрудники используют мобильные устройства на работе? Каково ваше отношение к модной в последнее время концепции Bring Your Own Device?  

И.Ш.: Топ-менеджмент использует іPhone и іPad в основном для чтения почты, конференц-связи и для доступности во время командировок. Таких корпоративных устройств у нас закуплено немного и острой необходимости в них нет.

PCWeek/UE: В «Ощадбанке» внедрены мультисервисные сети? Планируете ли внедрять видеоконференцсвязь?  

И.Ш.: Уже несколько лет мы активно используем ІР-телефонию, она развернута во всех отделениях. На базе ІР-телефонии очень удобно проводить телефонные конференции с областями. А вот внедрения видеоконференцсвязи в ближайших планах нет, поскольку это затратный проект, под который требуются скоростные каналы и специальное оборудование. То же касается и унифицированных коммуникаций, для нас эта технология на втором плане. Пока пользуемся стандартной электронной почтой и собственной системой документооборота.

PCWeek/UE: Каковы перспективы развития украинских банков в ближайшие годы?  

И.Ш.: Думаю, что акцент будет сделан на централизации приложений, увеличении доли интернет-сервисов, возможностей мобильного банкинга, наращивании числа электронных киосков, банкоматов. То есть банки будут ориентироваться на мультисервисный канал для клиентов.