ПАО «Днепроблэнерго» обслуживает регион площадью почти 32 тыс. кв. км, обеспечивая электроэнергией свыше 40 тыс. юридических и 1,5 млн бытовых абонентов. Компания занимает лидирующее положение по товарному отпуску продукции — ее общий объем передачи электроэнергии составляет 20% от всего потребления в Украине. Владимир Оженко, директор по ИТ и связи «Днепроблэнерго», рассказывает PCWeek/UE о специфике работы энергетической отрасли и делится подробностями внедрения масштабного проекта автоматизации на базе отраслевого решения SAP for Utilities. 

             

                Владимир Оженко

Владимир Оженко: Специфика нашего предприятия (и, думаю, большинства других в энергетической отрасли Украины) состоит в том, что множество ключевых специалистов проработали в нем не один десяток лет. Диспетчеры, технические руководители линий связи, распределительных сетей, бухгалтеры привыкли к определенным законам и нормам. ИТ-департамент играет ответственную роль связующего звена и локомотива инноваций. Именно от нас зачастую исходит инициатива внедрения различных решений для бизнеса. Правда, нельзя глубоко уходить в решение узкоспециальных технических задач и при этом не видеть общей картины положения дел в компании.

На предприятиях энергетической отрасли существует множество различных направлений деятельности, которые должны функционировать в едином ключе и информационном пространстве. В первую очередь, это система биллинга и автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) периметра. Наш основной товар — электроэнергия, он неосязаем, но от этого его учет не менее важен.

PCWeek/UE: Что представляет собой структура вашего ИТ-подразделения в настоящий момент?

В.О.: Это несколько основных направлениий. 

В задачи группы системных администраторов входит управление парком серверов, поддержка сети, защита ее периметра от внешних атак, предотвращение несанкционированного доступа к данным.

Отдел эксплуатации занимается ИТ-оборудованием около 3,5 тыс. разбросанных по всей территории области пользователей. Базовый ремонт, который предполагает замену отдельных блоков, осуществляем сами, устранение серьезных неполадок отдаем на аутсорсинг. Отдельного внимания заслуживает печатающая техника — бумажной отчетности в нашей стране по-прежнему много, особенно в конце года. 

Новый отдел технической поддержки SAP состоит из специалистов с опытом поддержки программных продуктов. Руководство поставило перед нами задачу сформировать его из имеющихся кадров. Люди прекрасно понимали — им предстоит освоить новую систему и взять на себя этот объем работ или за ненадобностью попасть под сокращение.

Традиционно принято считать, что ИТ-подразделение играет вторичную роль, хотя и обеспечивает бесперебойную работу жизненно важных для бизнеса систем. Думаю, для ИТ-специалиста нет лучшей похвалы, чем отсутствие обращений представителей бизнеса с просьбой устранить какие-либо неполадки или сбои. 

PCWeek/UE: Обычно инициатором комплексных проектов автоматизации выступает бизнес. В вашем случае было иначе?

В.О.: Не будем лукавить, представители бизнеса в нашей компании очень загружены работой. А реализация подобных масштабных проектов означает для них двойную или тройную нагрузку. Поэтому внедрение SAP не стало исключением — инициатором такого решения выступил ИТ-департамент. В составе ИТ-инфраструктуры нашей компании функционировало 38 различных программных продуктов, 18% задействованного ПО писали наши сотрудники. С учетом возрастающих требований бизнеса сопровождение и поддержка всего этого хозяйства превращались в непосильную ношу. Предстояло решать задачу оптимизации. 

PCWeek/UE: Какие вы приводили аргументы в пользу внедрения единой системы автоматизации? Как сумели в итоге заставить руководство стать на вашу сторону?

В.О.: Можно сказать, что мы начинали снизу. Пытались найти индивидуальный подход к каждой из существующих дирекций — определяли их основные «болевые точки» и предлагали решения для уменьшения рутины, сокращения документооборота и проч. Тем более, еще несколько лет назад в некоторых дирекциях (например, распределительных сетей) для учета использовались исключительно электронные таблицы Excel и документы Word. 

Основной краеугольный камень платформы SAP — модуль технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОРО). Зачастую многие компании его внедряют не в первую или даже в последнюю очередь. Мы посчитали это ошибочной стратегией и начали формировать платформу, в частности, единых справочников оборудования и единых нормативных единиц использования. Тем самым удалось заинтересовать технического директора — основной Рубикон на пути к успеху был пройден.

Повторюсь, для энергетических предприятий характерна обособленная деятельность различных направлений. У них нет налаженных взаимосвязей. Мы сумели убедить, что в одном просторном доме всем будет жить лучше. Нужно только набраться терпения и приступить к его строительству.

Замечу, мы намеренно не прибегали к языку цифр в попытках убедить встать на нашу сторону финансистов или бухгалтеров. В SAP нельзя апеллировать к быстрому эффекту от вложения денег. 

PCWeek/UE: Какую роль в проекте сыграла компания МЦРЭ?

В.О.: Нельзя построить качественную систему автоматизации без опытных консультантов. Безусловно, за несколько лет реализации проекта нам удалось вырастить собственных высококвалифицированных специалистов. Но они преимущественно заняты вопросами организации, бизнеса и поддержки. Прерогативой консультантов остается специфика настройки системы, детальное знание ее работы. Они являются своего рода трансляторами наших желаний и задач на язык возможностей решений SAP. 

Кроме того, очень важен наработанный опыт реализации похожих проектов. МЦРЭ активно сотрудничает с ведущими специалистами и компаниями России, Германии, Канады, Польши, Словакии, Чехии. Перед внедрением тех или иных решений мы можем ознакомиться с реальными проектами.

PCWeek/UE: Наверняка внедрению SAP предшествовала серьезная подготовительная работа. Расскажите о функциях ИТ-подразделения в этом проекте.

В.О.: Объем работ выполнен немалый. Прежде чем перейти к автоматизации бизнес-процессов, мы построили корпоративную интеграционную сеть передачи данных. Поскольку Днепропетровск находится в географическом центре области, от него расходятся три главных луча — 150 км в донецком направлении, 160 км в никопольском и 170 км в кременчугском. Всего задействовано около 3,5 тыс. основных каналов связи.

Ядро системы и центральный сервер расположены в Днепропетровске. Поэтому закономерно возник еще один проект по резервированию питания в помещении ЦОДа. За размещенное там оборудование отвечают отдельные специалисты. И хотя мы стремимся к максимально полной автоматизации (чтобы минимизировать влияние человеческого фактора) утвержденный в компании регламент и политика информационной безопасности предполагают отработку сценария восстановления данных в ручном режиме. Пока не вся информация хранится централизованно в SAP, в частности есть рассредоточенные биллинговые данные.

PCWeek/UE: Решения SAP внедрены в более чем десяти крупных компаниях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Украины. Проект в «Днепроблэнерго» имеет свою спе­цифику или это еще один типичный пример в длинном списке?

В.О.: Перед началом проекта в «Днепроблэнерго» мы внимательно изучили опыт наших коллег в энергетических компаниях Киева, Полтавы и других областных центров. В итоге решили взять на себя смелость первыми внедрить несколько модулей системы автоматизации. Многие идут по простому пути — внедряют только модуль контроллинга и рассчитывают на получение быстрого результата.

Наши специалисты сумели настоять на том, что сам по себе модуль контроллинга ничего не даст. Мы начали с внедрения модулей ТОРО, ММ (материальные потоки и ресурсы), FI (финансовая отчетность), SD (услуги) и автоматизации рабочих процессов, связанных с договорной деятельностью. Принципиальный момент: этот минимально необходимый набор интегрировался во всех структурных единицах компании. На примере многих других предприятий энергетической отрасли внедрение SAP часто останавливалось на уровне дирекции. 

PCWeek/UE: Другими словами, внедрение SAP в вашей компании претендует на звание самого масштабного проекта в энергетической отрасли Украины?

В.О.: Думаю, что да. И если другие крупные проекты внедрения решений SAP в энергетической отрасли Украины инициировали их новые владельцы из числа западных материнских структур, то в случае нашей компании на этот шаг пошло украинское руководство. 

Скажу больше. Внедрение SAP в нашей компании началось с оптимизации бизнес-процессов. Поскольку в энергетике нет единой нормативно-справочной информации, нам пришлось с нуля создавать перечень материально-технических ценностей на украинском языке и прорабатывать вопросы создания единого справочника энергетического оборудования. Создание справочников и эталонов имеет определяющее значение для ТОРО.

Если проект в «Днепробл­энерго» удастся реализовать полностью, он сможет послужить примером для любой другой компании энергетической отрасли Украины. Тем более, внедряемая система автоматизации настолько прозрачна, что циркулирующая в ней информация полностью доступна любым контролирующим органам наверху, в первую очередь НАК «Энергетическая компания Украины» и национальной комиссии регулирования электроэнергетики НКРЭ.