Только в полетах живут самолеты,
Только в полете растет человек.
Слова песни Юрия Антонова
из фильма «Прежде, чем расстаться»

О внедрениях ERP-систем крупных мировых разработчиков (в первую очередь, Microsoft, Oracle, SAP) в транспортной авиационной отрасли приходится слышать не часто. Одной из причин этого является очевидная сложность бизнес-процессов авиакомпаний и аэропортов в сочетании с огромным количеством подлежащих автоматизации специализированных систем. Перевозчики на постсоветском пространстве оказываются еще в менее выгодном положении — при внедрении им приходится учитывать исторически сложившиеся отличия бизнес-процессов авиационно-технических служб от общепринятых на Западе. Как следствие, состыковать модель работы местных авиалиний с ERP общего назначения не всегда просто, если вообще возможно.

Впрочем, даже в самых строгих правилах встречаются исключения. Одним из них без ложного преувеличения можно считать проект внедрения Oracle E-Business Suite R12 (OEBS) в казахской авиакомпании «Эйр Астана». На его реализацию ушло всего девять месяцев, нынешней весной система запущена в промышленную эксплуатацию. В качестве инструментов для автоматизации бюджетного планирования и анализа исполнения бюджета дополнительно задействованы приложения Oracle Hyperion Planning.


Национальный авиаперевозчик Казахстана

Незадолго до официального объявления об итогах внедрения ERP-системы авиакомпания «Эйр Астана» отметила 9-летний юбилей с момента совершения первого рейса по маршруту Алматы — Астана, который соединил южную и северную столицы. На торжественном открытии рейса присутствовали Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Сэр Ричард Эванс. Каждый из них представлял двух акционеров — мажоритарного в лице правительства Республики (51% принадлежит управляющему государственными активами холдингу АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына») и миноритарного в лице британского производителя оружия и сопутствующей электроники BAE Systems PLC (49%).

На сегодняшний день парк воздушных судов «Эйр Астана» насчитывает 24 самолета Airbus (A321, A320, A319), Boeing (B767-300, B757-200), Embraer (E190) и Fokker (F50), средний эксплуатационный возраст реактивных моделей около 10 лет. Вместе они покрывают сетку маршрутов на 23 внутренних и 31 международном направлениях. За непродолжительное время работы на рынке масштабы бизнеса авиакомпании значительно выросли: в штате сейчас заняты свыше 3 тыс. сотрудников, а пассажиропоток достиг 2,6 млн человек в год. Питер Фостер, президент АО «Эйр Астана», отметил, что усложнение бизнеса и необходимость интеграции разрозненных систем в единое целое послужили основной причиной внедрения ERP.


Питер Фостер считает внедрение ERP-системы важным этапом в развитии авиакомпании.

Нельзя сбрасывать со счетов и еще один важный момент. «Эйр Астана» декларирует своей миссией предоставление услуг в соответствии с самыми высокими стандартами безопасности и сервиса. В частности, она является полноправным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и единственная в Казахстане сертифицирована Европейским агентством авиационной безопасности (EASA) на выполнение технического обслуживания воздушных судов по требованиям директивы 145. Очевидно, внедрение современной ERP-системы акционеры национального авиаперевозчика рассматривают в качестве очередного шага на пути к достижению амбициозных целей. Они к тому же долгосрочные: на 2014 год запланировано расширение парка до 34-х, а на 2022 год — до 63 судов.

Операция на открытом сердце

«Уже все департаменты авиакомпании работают с новой интегрированной системой», — с гордостью отмечает на итоговой пресс-конференции Чаминдра Ленава, вице-президент по ИТ и электронной коммерции АО «Эйр Астана». Однако прежде проектным командам интегратора и заказчика предстояло пройти непростой путь, ведь основной бизнес требовал безостановочной работы. Привести к общему знаменателю нужно было большое количество разнородных систем, некоторые из них оставить без изменений, но при этом организовать между ними прозрачный обмен данными.

Идейным вдохновителем проекта стала «Самрук-Казына», вспоминает г-н Фостер. Коль скоро данные финансовой отчетности «Эйр Астана» передает акционерам из собственной системы управления, владельцы бизнеса не выдвигали каких-либо специфичных требований к ERP-системе. «У сотрудников ИТ-департамента были развязаны руки, — рассказывает Роман Богдашкин, менеджер по ИТ бизнес-системам АО «Эйр Астана». — В начале 2010 года мы объявили конкурс среди поставщиков ERP, в котором приняли участие пять местных системных интеграторов». Две компании предлагали внедрять Oracle, две — SAP, и одна — Microsoft Dynamics Nav.

Обязательным требованием к ERPсистеме было наличие хорошего послужного списка, а к подрядчику — способность уложиться в ограниченные временные рамки и бюджет. Победила молодость — тендер выиграл созданный гражданами Казахстана интегратор Business Applications Solutions (BAS), платиновый партнер Oracle. Всего за два года работы он успел реализовать несколько проектов внедрения ERP в казахских банках, так что необходимым опытом компания располагала.

Впервые о проекте внедрения ERP в «Эйр Астана» заговорили в далеком 2007 году, далее последовала кропотливая исследовательская работа и изучение бизнес-процессов. Некоторые из них впоследствии пришлось модифицировать. Чтобы уложиться в отведенные сроки, приняли решение использовать базовую функциональность модулей и ориентироваться на «лучшие практики». В каждом департаменте компании назначили ответственного за внедрение руководителя группы, в задачи которого входил перевод требований бизнеса на язык ИТ и наоборот.

Первая стадия проекта стартовала в марте 2010 года. В течение девяти месяцев специалисты компании-интегратора внедрили OEBS, которая охватывает полный цикл хозяйственной деятельности «Эйр Астана». В нее входят модули управления снабжением (включая электронные закупки), финансами, бюджетированием и планированием (Oracle Hyperion Planning), кадрами и заработной платой. Одновременно выполнена интеграция со множеством используемых авиакомпанией специализированных систем: AIMS, iCargo, iFly, Mona Liza, TRAX и др. С наступлением 2011 года началась вторая стадия по внедрению модулей управления обучением и аттестацией сотрудников, самообслуживания, рекрутинга и управления по целям всех подразделений «Эйр Астана». Некоторые из них еще работают в пилотном режиме.

С учетом лицензий на ПО и небольшую закупку аппаратного обеспечения Dell (преимущественно для хранения данных) проект обошелся заказчику в 1,4 млн долл., из них 600 тыс. долл. получил системный интегратор. «Эйр Астана» приобрела 95 лицензий на финансовый модуль (Finance), 54 на модуль закупок (Procurement), 10 на Hyperion и 3 тыс. HR-лицензий (по количеству сотрудников). Внешний аудит проекта осуществляли специалисты Oracle. За успешной реализацией всех начинаний всегда стоят люди, считает г-н Ленава. Огромную роль сыграло полное взаимопонимание с BAS и поддержка всех начинаний на уровне топ-менеджмента компании-заказчика. Чтобы успеть сделать в срок все критичные отчеты, пришлось пересматривать план разработок и проводить регулярные встречи для выяснения текущего положения дел.

Кадры решают все

Медету Рахимбаеву, председателю совета директоров ТОО BAS, есть чем гордиться — за два года собрать команду из 100 высококлассных профессионалов, успешно реализовать более 20 проектов и оказаться в числе лучших партнеров по внедрению бизнесприложений Oracle в регионе дорогого стоит. Компания предпочитает не изобретать велосипед, а действовать наверняка, придерживаясь рекомендуемых вендором «лучших практик». Залогом успешности проектов в BAS считают непрерывный контроль качества на всех этапах внедрения. Большинство занятых в BAS специалистов имеют за плечами не менее 10 лет опыта, это и позволило молодой компании победить в таком серьезном тендере, считает Оксана Борисова, исполнительный директор ТОО BAS. В штате работают свыше 70 консультантов, половина из них ведущие. Занятые в управлении проектами инженеры имеют признанные в профессиональной среде сертификаты PMP (Project Management Professional).


Слева-направо: Джефф Крабтри, Оксана Борисова, Медет Рахимбаев заняты обсуждением деталей проекта

На развитие и обучение сотрудников интегратор тратит от 15% своего оборота — внушительная цифра. К слову, о людях и специалистах. Питер Фостер по происхождению британец, Чаминдра Ленава — уроженец Шри-Ланки, для обоих родным языком является английский. Очевидно, это обстоятельно сыграло свою роль при выборе руководителя проекта со стороны исполнителя BAS, им стал очень близкий по духу г-ну Фостеру англоговорящий Джефф Крабтри. По его мнению, только хорошо отлаженные коммуникации и проектный менеджмент позволили избежать нештатных ситуаций в проекте, в который было вовлечено внушительное количество сотрудников из различных офисов.


HW & SW Engineered to Work Together

Незадолго до нашего посещения Казахстана Oracle объявила о результатах 2011 финансового года и 4 квартала (он закончился 31 мая). Совокупные квартальные доходы выросли на 13% (10,8 млрд долл.), доходы от продаж новых лицензий на ПО — на 19% (3,7 млрд долл.), прибыль — и вовсе на 32% (4,4 млрд долл.). В целом за год доходы и прибыль корпорации выросли одинаково — на 33%, — и составили 35,6 млрд долл. и 12,0 млрд долл. соответственно. С полным финансовым отчетом можно ознакомиться на сайте www.oracle.com/investor.

Валерий Лановенко, вице-президент, глава представительства Oracle СНГ, причиной рекордных за последние 10 лет показателей роста бизнеса компании считает ее открытый интегрированный стек решений. В самом деле, после приобретения Sun Microsystems корпорации Ларри Эллисона удалось сосредоточить в своих руках лучшие в отрасли аппаратное обеспечение (серверы и СХД), средства виртуализации, ОС, СУБД, ПО промежуточного уровня и бизнес-приложения. Немногие конкуренты Oracle могут похвастаться и инвестициями в исследования и разработки в объеме свыше 3 млрд долл.


Валерий Лановенко: «Оборот по бизнес-приложениям Oracle в 4 квартале 2011 финансового года достиг 1 млрд долл.»

В общемировом масштабе бизнес-приложения Oracle используют свыше 50 авиакомпаний. Среди них есть хорошо известные всем имена, например, British Airways, Lufthansa, SAS, United. Если говорить вообще о технологиях Oracle, в первую очередь, СУБД, окажется, что без них не обходится 95% лидирующих авиаперевозчиков. Однако на постсоветском пространстве удачных примеров практически нет. Еще в 2004 году российская S7 Airlines («Сибирь») начала проект внедрения OEBS на 430 рабочих мест в центральном управлении, службе снабжения и ремонтной зоне, а в дальнейшем в управлении маркетинга и продаж, однако о результатах так ничего и не известно. В компании не предоставляют информацию о ходе проекта.

Тем выигрышнее смотрится проект в «Эйр Астана», считает Ольга Беловолова, директор департамента бизнес-приложений Oracle СНГ. В силу специфики индустрии по сложности он в числе лидеров, а сжатые сроки реализации и вовсе позволяют считать его уникальным. Похоже, не только для казахского рынка, но и региона СНГ в целом.  

Вместо послесловия

Когда московская пресс-служба Oracle СНГ формировала список СМИ для приглашения на пресс-конференцию в Алматы, ее сотрудники были уверены, что «Эйр Астана» осуществляет регулярные рейсы в Украину. Таким образом, предполагалось дать возможность журналистам не понаслышке ощутить уровень комфорта и качество сервиса казахского авиаперевозчика. К сожалению, пока авиасообщение между Казахстаном и Украиной развивается в одностороннем порядке — из Киева в казахские города летают только «Аэросвит» и МАУ. Вопрос, станут ли они внедрять ERP или повышать качество сервиса на борту, пока оставим без комментариев.

Комфорт, сервис и безопасность в полете начинаются на земле. Гости «Эйр Астана» посетили тренинговый центр компании и примерили на себя обслуживание на борту Boeing B757-200.