В некотором роде харьковскую компанию CS можно считать уникальным игроком в сегменте бизнес-аналитики. Причиной тому широкая клиентская база финансовых учреждений, в настоящий момент это 65 банков и 8 страховых компаний. Ее флагманский продукт — автоматизированная банковская система (АБС) Б2 — занимает почетное первое место по популярности в Украине. Цифры говорят сами за себя: на сегодняшний день Б2 использует каждый третий украинский банк. В числе пользователей аналитической системы CS::BI пока только четыре банка, но их размеры, амбиции и положение на рынке говорят, что у нее хорошие перспективы. Игорь Скоков, руководитель проекта CS::BI, рассказывает PCWeek/UE об истории возникновения нового направления бизнеса и достигнутых результатах.

PCWeek/UE: Как давно ваша компания начала заниматься направлением бизнес-аналитики? Расскажите об истории внедрений CS::BI.

ИГОРЬ СКОКОВ:
Новым для себя направлением мы начали заниматься более трех лет назад. Разработка первой версии системы совместно с первым и очень сложным и ответственным внедрением заняли полтора года. После мы вышли на некий уровень, и сейчас на внедрение базовой версии системы в среднем уходит около двух месяцев. Сюда входит установка системы, ее настройка и самый трудоемкий процесс — верификация и систематизация первичных данных.

PCWeek/UE: Четыре банка, в которых внедрена CS::BI, на фоне нескольких десятков пользователей АБС Б2 — достаточно скромная цифра.

И.С.:
Да, но это хорошее начало. Нужно понимать, что аналитика — продукт штучный. Кроме того, каждый банк имеет собственные взгляды, подходы и требования к системам аналитики. Мы предоставляем базовую платформу, которую затем нужно наращивать, она должна «обрастать мясом» — специфичной для конкретного банка функциональностью. Со всеми нашими четырьмя заказчиками ведется работа по совершенствованию и развитию систем.

Мы разрабатываем для них новые информационные витрины, предметные области. В частности, с одним из заказчиков сейчас идет достаточно большой проект по оценке эффективности работы менеджеров банка. Система должна рассчитывать ключевые показатели — количество и суммы обслуживаемых депозитов, количество просрочек, количество привлеченных кредитов и т.д. Полученная информация становится производной по отношению к первичным данным хранилища, на ее основе планируем реализовать механизмы оценки качества работы и в перспективе хотим перейти к нормированию загрузки менеджеров, планированию их работы на базе целевых показателей. Получается, четыре банка за три года — не так мало (смеется).

PCWeek/UE: Направлением бизнес-аналитики компания CS начала заниматься с наступлением кризиса? Или эти события никак между собой не связаны?

И.С.:
Кризис начался позже. Есть определенная последовательность этапов развития рынка банковского ПО в Украине. Сначала банки развивались, появлялись новые, и закономерно всех интересовал операционный день — своего рода мейнстрим в лице системы АБС Б2. Этот сегмент хорошо развивался, но было понятно, что рано или поздно ситуация изменится. Стали думать, чем еще можем заинтересовать отечественные банки.

У компании CS есть большой спектр продуктов — это клиент-банковские программы, программы, которые обеспечивают работу казначейства и т.д. Одним из новых направлений стала банковская аналитика. Мы начали смотреть на существующие на рынке решения. Нашей целью было создание полноценного инструмента анализа банковских данных и построения управленческой отчетности, соответствующей критериям Business Intelligence. Одному из наших банков мы предложили такое программное решение. Попробовали. Не сразу все получилось. Создание нового — всегда тяжелый процесс, но мы его прошли. Через полтора года получили работающую систему, которую теперь развиваем и поставляем в другие банки. По степени важности для CS она стоит в одном ряду с АБС Б2.

PCWeek/UE: Как вы оцениваете складывающуюся конъюнктуру рынка?

И.С.:
Несмотря на сложности, связанные с тяжелым экономическим положением, я считаю конъюнктуру благоприятной. Сейчас кризис, и банки очень скрупулезно считают деньги — это одновременно мешает и помогает. Когда все было хорошо, все гнались только за ростом портфелей, и системы бизнес-аналитики мало кого интересовали. Теперь пришло время остановиться, посчитать деньги, понять, где мы зарабатываем, а где нет, реструктуризировать свой бизнес. Интерес к аналитике возрос в разы. Из четырех наших заказчиков, в которых внедрена и используется наша CS::BI, двое — «дочки» российских банков. Система интересна банкам с иностранным капиталом, поскольку она позволяет отчитываться, в том числе, перед акционерами. Она веб-ориентирована и дает возможность акционерам или владельцам за границей легко получать агрегированную информацию об общем положении дел.

PCWeek/UE: Около года назад, в самый разгар кризиса, вы открыли офис в историческом центре Киева. Какие задачи он выполняет?

И.С.:
Кризис кризисом, но работать надо. Офис в Киеве нам просто необходим, поскольку большинство украинских банков имеют головные организации в столице. Мы достаточно давно почувствовали, насколько важное значение имеет локальное представительство для более тесной связи с клиентами, успешности в переговорах и в текущей работе. На самом деле, представительство в Киеве существует давно, но до не давнего времени приходилось обходиться без офиса. Лично я не занимался подбором офиса, возможно, кризис нам помог найти подходящую недвижимость по приемлемой цене.

PCWeek/UE: Ваша компания наряду с другими обладает необходимыми навыками и ресурсами для реализации и внедрения бизнесаналитики в банках. Тем не менее, почему вы считаете свое положение на этом рынке особенно выгодным?

И.С.:
В эту область очень трудно прийти со стороны, даже если ты хорошо знаешь предмет, хорошо знаешь бизнес-аналитику в общем, хорошо владеешь инструментом — IBM, Microsoft или Oracle (все перечисленные компании — партнеры CS — прим. ред.). Просто так прийти в банковский бизнес, а тем более, в украинский банковский бизнес, и начать здесь успешно работать практически невозможно. Очень много нюансов, специфики, но у нас это получается, наверное, немного лучше, чем у остальных.

PCWeek/UE: Очевидно, любая компания обладает определенным багажом знаний. Каким образом вы стараетесь его аккумулировать и приумножать?

И.С.:
Неким совокупным носителем информации являются люди. По большому счету, успешность компании, которая работает в высокотехнологичном секторе, определяется суммой знаний, которыми располагают ее сотрудники. Очень важно организовать процесс обмена знаниями между сотрудниками, процесс свободного доступа к информации. В компании CS обмен и доступ к знаниям организован очень хорошо. У нас сложилась определенная внутренняя микрокультура: любой разработчик может подойти к любому высокопоставленному специалисту и получить доступ к необходимым ему знаниям. Это один из ключевых факторов успеха любой ИТ-компании, особенно, если она ориентирована на специфический банковский бизнес.

PCWeek/UE: CS приходится напрямую конкурировать с мировыми игроками рынка средств бизнес-аналитики?

И.С.:
Нет. Мировые ИT-корпорации разрабатывают, скорее, инструменты для реализации конкретных аналитических приложений. Мы конкурируем с теми, кто на базе любых средств BI делает аналитические системы. Есть ряд украинских компаний, которые разрабатывают аналогичные системы, но наш опыт и понимание специфики именно банковского сектора позволяют нам делать систему максимально адаптированную к потребностям наших заказчиков.

PCWeek/UE: Ваша компания единственная из разработчиков ПО в Украине имеет статус Oracle Platinum Partner. Вы отдаете предпочтение платформе только одного этого вендора?

И.С.:
Да. Это не то, что бы догма, но у нас очень тесные партнерские отношения. Выбранное средство или инструмент не являются основным критерием успешности внедрения любого проекта Business Intelligence, по крайней мере, в банке. Другое дело, набор наших знаний, методик, доступов к ключевой информации. У компании CS есть все перечисленное, всетаки недаром 30% банков Украины среди наших клиентов.

PCWeek/UE: В чем состоят конкурентные преимущества системы CS::BI?

И.С.:
Для начала небольшой экскурс в технологию. Любая аналитическая система в своей основе имеет хранилище данных. На его основе строится вся аналитика, запросы, информационные витрины. Построить хранилище непросто. Еще сложнее спроектировать его таким образом, чтобы оно содержало в себе необходимую банковскому бизнесу информацию, например, про кредитные сделки, в нужном виде выгружало нужные параметры. Но самое сложное — наполнение хранилища корректными данными.

На этом проваливается половина, если не больше, проектов внедрения Business Intelligence в банках. Хранилище строится, рисуются красивые отчеты, но затем оказывается, что наполнить его корректными данными очень сложно. Задача отнимает год, может, два года. Я, допустим, слышал о многих проектах, которые просто похоронили из-за невозможности наполнить хранилище. Наверняка, оно было хорошим, там была хорошая идея, но наполнить его корректными данными не получилось. В чем преимущество CS? В том, что источником данных для хранилища CS::BI выступает основной продукт нашей компании — АБС Б2. Мы тоже долго и трудно проходили дорогу по выгрузке из Б2 нужных корректных данных. Но единожды потратив около года на преодоление этого тернистого пути, теперь можем тиражировать решение. В отличие от конкурентов, внедрение типовой базовой версии системы CS::BI занимает около двух месяцев — недостижимые сроки для всех остальных.

PCWeek/UE: Значит, ваше конкурентное преимущество не в особых интеллектуальных способностях, а в доступе к «сердцу» АБС Б2 и ее команде разработчиков.

И.С.:
У нас гораздо меньше времени уходит на коммуникацию, выяснение почему так, где нужно найти нужную информацию и как ее выгрузить. Мы обеспечиваем сопровождение на гораздо более высоком уровне. Если на АБС ставится заплатка, и она нарушает какие-то механизмы транспорта или источники данных, такие ситуации мы отслеживаем параллельно с командой Б2. Одновременно с выпуском заплатки для Б2 мы выпускаем собственную — с другими поставщиками такое невозможно.

PCWeek/UE: Получается, банки, использующие в качестве АБС отличную от Б2 систему, не принадлежат к числу ваших потенциальных клиентов?

И.С.: На самом деле, нет. Просто внедрение в таком банке займет больше времени и, соответственно, обойдется дороже. Более того, мы готовы внедрять не только собственные решения, но и применять наши знания в проектах в партнерстве с IBM и Oracle.

PCWeek/UE: При реализации проектов внедрения CS::BI вы обходитесь исключительно силами собственных специалистов или привлекаете представителей Oracle и интеграторов?

И.С.:
Как правило, нет. Мы можем привлекать сторонних специалистов, если речь идет об интеграции не только с АБС Б2, например, с карточными системами. В этом случае иногда целесообразно привлечь субподрядчика, особенно если он является разработчиком системы — источника данных.

PCWeek/UE: У вас есть планы выйти со своими инструментами бизнес-аналитики за пределы банковского сегмента?

И.С.:
В настоящий момент мы ведем переговоры и исследуем возможность внедрения нашего инструмента в небанковской финансовой компании. К сожалению, договор пока не заключен, и я не могу озвучить детали этих переговоров. Но в принципе, такие наработки есть. Все же внедрять конкретно нашу реализацию продукта в чем-то совершенно далеком от банковского бизнеса бессмысленно — его основная ценность в знаниях, которые заложены в бизнес-модели.

PCWeek/UE: И эти знания нельзя экстраполировать даже на бизнес страховых компаний, — казалось бы, соседей по финансовому сектору?

И.С.:
Страховой бизнес во многом отличен от банковского. Нельзя взять разработанное для банка приложение и внедрить его в страховой компании. Это все равно что сравнить городское такси и нефтеналивные суда. CS развивает множество продуктовых линеек, в том числе, и продукты для автоматизации страхования. Но это отдельное направление и тема для отдельного разговора.