Облачная модель вычислений состоит из нескольких уровней, каждый из которых имеет свои особенности использования. Геннадий Карпов, директор по технологиям компании De Novo, рассказывает о деталях аутсорсинга информационных систем, наиболее распространенных стереотипах заказчиков, а также основных направлениях бизнеса De Novo в сегменте облачных вычислений.

PCWeek/UE: Около месяца назад вы объявили о намерении создать публичное облако на базе вашого ЦОД. Как и почему возникла идея создания публичного облака?

ГЕННАДИЙ КАРПОВ:
Аутсорсинг информационных систем — услуга многослойная. На самом низшем ее технологическом слое лежит аутсорсинг инженерной инфраструктуры, фактически — аренда помещения ЦОД, обустроенного для установки компьютерного оборудования. По своей сути такая услуга близка к co-location.

Следующий уровень — это аренда вычислительной инфраструктуры, которая сегодня уже приобрела более-менее законченную форму «Инфраструктура как сервис» (IaaS). Клиент получает услугу, которая является заменой его аппаратной платформы, его серверов. При этом программный ландшафт и способ потребления ИТ-сервиса не меняется. Далее следует уровень аренды функциональности приложений (SaaS), когда заказчик вообще не задумывается, на какой платформе и каким образом реализована услуга — он просто подключается к нужному узлу в Сети и потребляет конечный ИТ-сервис. (Простейшим примером SaaS является электронная почта с веб-доступом, такая как gmail, hotmail, freemail и др. Прим. ред.). Так вот, созревание готовности рынка, в том числе корпоративного, к потреблению этих услуг происходит таким же образом: от уровня к уровню. Года три назад рынок аутсорсинга информационных систем отсутствовал практически полностью, зато начал формироваться спрос на аренду инженерной инфрастуктуры. Сегодня он привел к появлению рынка, на котором есть спрос и предложение, реальные проекты и контракты. Более того, начался этап формирования интереса к аренде вычислительной инфраструктуры, а это уже следующий уровень.

Процесс созревания интереса заказчика к услуге аутсорсинга информационных систем, осознания ценности, которую она несет, и готовности эту услугу потреблять также требует времени. На этом пути существует множество препятствий, в том числе и психологического характера. Переход на новые модели затрагивает как технологические аспекты, так и аспекты организационного плана. Смена парадигмы никогда не происходила быстро — это всегда эволюционный процесс. И мы находимся в активной стадии этого процесса.

PCWeek/UE: Не слишком ли рано вы пытаетесь запустить новый сервис? Ведь, как вы только что упомянули, заказчик еще не созрел к его потреблению.

Г.К.:
De Novo — название нашей компании — в переводе с латыни означает «заново», «с начала», «с нуля». То есть, мы стараемся подхватывать рыночные изменения в самом их зарождении. В свое время, уловив спрос на аутсорсинг инженерных систем, мы построили ЦОД, успешно ввели его в эксплуатацию. Сейчас фокус стратегического планирования переместился чуть дальше. Полагая, что в течение ближайших 2—3 лет доминирующей моделью для корпоративного сегмента станет модель гибридных облаков, мы решили направить свои усилия на создание коммерческого публичного облака.

С финансовой точки зрения можно сказать, что чем выше уровень предоставления аутсорсинговых услуг, тем больше денег вы можете получить с единицы вычислительного ресурса. Поэтому движение «вверх» для провайдера, несомненно, выгодно. Но это движение имеет и обратную сторону, поскольку несет с собой увеличение степени ответственности, непривычность модели взаимодействия «провайдер-заказчик». Впрочем, данный недостаток окупается тем, что мы просто начинаем генерировать большую добавленную стоимость в пересчете на имеющиеся у нас ресурсы. И это одна из причин нашего движения в облако.

PCWeek/UE: Какую вы используете методику для того, чтобы сломать стереотипы заказчика, ускорить процессы его миграции в облако?

Г.К.: Заказчик заказчику — рознь. Поэтому стереотипы, которые сдерживают это движение, также различны. Например, с топ-менеджментом компании, который не склонен вникать в тонкости работы механизмов доставки сервисов, мы стараемся говорить на языке финансов и рисков. У ИТ-служб — свои стереотипы. Так, ИТ-специалисты ошибочно полагают, что переход к использованию ресурсов внешних облаков снижает значимость ИТ-службы, потому что теперь часть их функций передается внешнему провайдеру. На самом деле, это заблуждение, потому что в данном случае ИТ-служба освобождается от большинства рутинных задач и может направить свои усилия на решение как раз тех проблем, которые ожидает от нее бизнес.

Есть также целый ряд стереотипов, связанных с моделями взаимодействия и т. д. Работа с такими стереотипами связана с обучением и убеждением заказчика, процессом привыкания. По нашему опыту, должно пройти от полугода до двух лет, пока люди начнут рассматривать такую модель производства ИТ-сервисов как приемлемую для организации и для себя лично.

PCWeek/UE: На каком из трех вышеописанных уровней — аренда инженерной инфраструктуры, аренда вычислительной инфраструктуры и SaaS — вы намерены сегодня сконцентрировать свой бизнес?

Г.К.:
Сегодня мы фокусируемся именно на услуге «Инфраструктура как сервис». Мы не планируем в обозримом будущем мигрировать в сторону аренды функциональности бизнес-приложения, то есть SaaS, поскольку это более сложная тема.

PCWeek/UE: Расскажите, чем уникален набор ваших услуг?

Г.К.: Уникален он тем, что ориентирован на крупного корпоративного заказчика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ведь для корпоративного клиента очень важен уровень и гарантия доступности сервиса. Это влечет за собой организационные аспекты: правильно составленный договор с соглашением об уровне сервиса, где явно прописаны метрики сервисов и ответственность за их несоблюдение. В свою очередь, мы обязаны с технической точки зрения обеспечить тот уровень доступности, который необходим корпоративному заказчику.

В целом, доступность конечного сервиса определяется уровнем доступности его самого слабого звена. На уровне инженерной инфраструктуры мы предоставили надежный сервис, построив ЦОД уровня Tier III. Теперь мы намерены обеспечить такую же надежность на уровне вычислительной инфраструктуры, применив те подходы, технологии и оборудование, которые обычно применяются при построении корпоративной системы.

PCWeek/UE: Бизнес De Novo разделен сегодня на два направления — системная интеграция в различных ее проявлениях и продажа услуг, предоставляемых датацентром. Как соотносятся между собой два этих направления?

Г.К.: На самом деле, эти два крыла бизнеса пересекаются друг с другом. Дело в том, что когда заказчик решает изменить модель производства ИТ у себя в организации, например, отказаться от своего ЦОДа и арендовать наш, или отказаться вообще от своей инфраструктуры и перейти в облако, то это вызывает необходимость проведения трансформационного проекта. Ведь так просто переключить рубильники — сегодня этот ИТ-сервис предоставлялся «дома», а завтра мы его начали брать из облака — невозможно.

И вот здесь возникает работа для нашего проектного крыла, специалисты которого должны выполнить работу по трансформации инфраструктур, по миграции датацентров.

Кроме того, сам ЦОД также постоянно продолжает развиваться, трансформироваться, и в этом процессе задействованы наши проектные команды. Аналогичная задача — построение публичного облака, этот проект выполняют те же специалисты, которые строят приватные облака для внешних заказчиков. Поэтому, несмотря на то, что суть этих бизнесов различна — один проектный, другой — процессный, в рамках нашей компании они достаточно тесно переплетаются. И здесь возникает эффект синергии: совместное существование этих бизнесов дает больший эффект, чем сумма эффектов от каждого из этих направлений по отдельности.

В процессе реализации проекта по созданию ЦОД мы накопили огромный опыт и решили, что такой опыт не должен пропасть. Поэтому мы сформировали линейку продуктов под названием DC Expert, куда входит целый ряд предложений, которые не заменяют функции строителей датацентра или генерального подрядчика, но дополняют их. Об этом предложении я расскажу чуть подробнее.

Количество компаний, которые способны проектировать и строить датацентры мощностью менее 100 кВт, достаточно велико. Здесь технологии вполне отработаны, достаточно следовать устоявшимся канонам и техническим решениям для того, чтобы получить приемлемый результат. Для крупных ЦОДов мощностью более 200—300 кВт картина складывается совершенно иная. Компаний, которые способны создавать их, немного. Мы — одна из них. Но количество подобных объектов очень невелико. По этой причине мы решили предложить экспертизу, накопленную в большом проекте, в такой форме, чтобы ее можно было использовать в мелких и средних проектах. Мы планируем выступать в виде независимого эксперта, а наши услуги будут направлены на ключевые точки в проекте строительства ЦОД, от которых зависят и размеры капиталовложений, и вообще, успех всего проекта.

Из таких сервисов можно отметить «Точку невозврата». Она состоит из двух частей — экспертная оценка реализуемости идеи, когда мы определяем насколько обоснованны параметры датацентра и насколько они соответствуют задачам бизнеса. Вторая часть продукта «Точка невозврата» появляется чуть позже — это экспертиза эскизного проекта, который определяет основные технические решения.

Третья часть линейки сервисов DC Expert — продукт под названием DC Shakedown, то есть стресс-испытания. Когда ЦОД построен, необходимо убедиться в том, что его характеристики соответствуют заявленным. Это можно сделать только одним способом — нагрузить датацентр до проектного уровня нагрузки. Поэтому DC Shakedown подразумевает набор организационных и технических процедур, а также специальных инструментов, которые позволяют нагрузить вновь построенных объект до проектной нагрузки и выявить все дефекты как проектирования, так и реализации, которые можно устранить сейчас.

Второй блок линейки DC-Expert связан с эксплуатацией ЦОД. Это такой продукт, как DC Healthcheck — периодическая проверка «здоровья» датацентра, ведь в ЦОД постоянно происходят модификации. В результате может произойти разбалансировка систем, допустим, систем энергоснабжения, холодоснабжения, возникновение горячих точек. Кроме того, в процессе таких периодических проверок мы формируем «дорожную карту» развития центра обработки данных на ближайшую перспективу.

Еще один интересный продукт связан с системами диспетчеризации и мониторинга. Дело в том, что полнофункциональная система диспетчеризации и мониторинга — решение непростое в плане реализации и достаточно недешевое. Например, в нашем датацентре установлено порядка 3500 сенсоров, которые фиксируют самые разные параметры, начиная от температуры и влажности в определенных местах и заканчивая температурой масла в картере дизель-генератора или количества топлива в баке. Все эти данные стекаются на пульт управления, благодаря чему оператор может видеть, в каком состоянии находится объект и при необходимости предпринимать какие-либо управляющие действия. Реализовывать подобную систему для небольших объектов экономически нецелесообразно — слишком дорого она обходится. Поэтому мы хотим предложить такую систему диспетчеризации и мониторинга в качестве аутсорсинговой услуги. Иными словами, мы готовы подключить ЦОД заказчика к некоему изолированному экземпляру ПО АСУТП в нашей системе, и «отдать» заказчику экран управления.

PCWeek/UE: Как бы вы охарактеризовали ваших заказчиков? Среди каких клиентов сегодня более всего востребован набор предлагаемых вами услуг?

Г.К.: Я бы сказал, что это средние или крупные организации, бизнес-процессы которых находятся в большой зависимости от ИТ. Несомненно, к нашим клиентам относятся банки, страховые компании, ритейловые сети, телекоммуникационные компании, в меньшей степени — промышленные предприятия.

А вот госсектор не подходит под определение ИТ-зависимой организации. Бизнес-процессы государственных предприятий, если этот термин применим по отношению к процессам в государстве, мало связаны с ИТ. Если завтра ИТ-сектор прекратит свое существование, то государство от этого не перестанет работать, по крайней мере, в той форме, в которой оно работает сейчас.