PCWeek/UE: Георгий, давайте начнем нашу беседу с итогов минувшего года. Что можете поставить себе в зачет, а что в незачет?
В целом мы довольны достижениями минувшего года: нам удалось сохранить команду, потенциал бизнеса, пройти экономическое «дно» и грамотно привлекать ресурсы. Компания начала стремительно подниматься вверх. Например, на корпоративном рынке мы реализовали большое количество успешных проектов, в первую очередь в банковском секторе: НБУ, Дочерний Банк Сбербанка России, Укрэксимбанк и ПИБ. В прошлом году была осуществлена весьма интересная программа со Сбербанком России по внедрению наших серверных платформ и устройств хранения под новую базу данных, которая инсталлируется в 12 областях.
В конце года была заключена сделка по приобретению «Навигатором» компании «Инфосервис», с 1999 года успешно работающей как франчайзи 1С. Совместно мы планируем выйти на рынок ПО, предлагая не только продукты 1С, но и другие решения. Приобретение «Инфосервис» также дает нам возможность покрыть в комплексе весь спектр потребностей корпоративных клиентов, включая профессиональный консалтинг, внедрение и сопровождения систем управления и учета, поставку высокоэффективного технического оборудования (ПК, серверов), построение сетей и т. д.
Также в конце 2010-го мы представили потребителям новые продукты, среди которых — перспективный для украинского рынка планшет ImPad, компьютеры класса All-in-One, неттопы и домашние серверы. В этом году нам вновь удалось наладились поставки техники в розничные сети и зафиксировать лидирующее положение в этом сегменте. А вот интернет-продажи пока не очень заметны. Ведь интернет-торговля также изменилась, сегодня и здесь основным драйвером продаж является ценовой демпинг.
PCWeek/UE: В последние годы в розничных сетях заметно активизировались мировые А-бренды, также продвигающие на полки магазинов свои десктоп-системы. Насколько вы чувствуете их присутствие?
Г.Ч.: Действительно, в розничные сети зашли Acer и HP, каждый в своем ценовом сегменте. Но несмотря на то, что они добились неплохих результатов, зарубежным брендам все же сложно достичь необходимой гибкости в конфигурации систем, скорости поставок и соотношения цена/качество, которые обеспечиваем мы. Поэтому позиции «Навигатора» на рынке не только не ослабели, но даже окрепли. Продукты Acer и HP имеются в нескольких розничных сетях, их продажи, по данным IDC, составляют 3,5% и 2,9% против наших 7%.
Не будем забывать, что сегодня изменилась сама идеология ПК: компьютер становится по-настоящему персональным и специализированным. Среди требований потребителей — чтобы он был «заточен» под определенные задачи:
игровая машина, графическая станция, мультимедиа-ПК. Все это ведет к сегментированию в ценах и структурированию на полке.
На сегодняшний день очевидно, что на многих европейских рынках десктоп-системы оттеснились в нижний и верхний ценовой сегмент, оставив всю среднюю полку ноутбукам. Однако украинский опыт свидетельствует о другой структуре покупательского спроса.
Например, продажи в регионах отличаются от продаж в Киеве — там чаще покупают универсальные решения, предпочитают платить немалые деньги за более защищенное, стабильное и габаритное решение, выбирая достаточно мощные конфигурации. Хотя доля продаж ноутбуков растет как в регионах, так и в столице.
Г.Ч.: С этой точки зрения рынок изменился и, к сожалению, не в лучшую сторону. Известно, что в 2009 году много крупных компаний сошло с дистанции, поэтому сегодня конкурентная среда определяется двумя А-брендами, двумя украинскими крупными производителями и другими более мелкими компаниями. Очень сильно обострился сегмент «наколенной» или «гаражной» сборки, при этом объем рынка уменьшился, в то время как число мелких игроков в каждом регионе достаточно высоко. Но такого покрытия сервисной сети, которые обеспечивает сегодня «Навигатор», пока не достиг никто.
PCWeek/UE: Насколько большую долю в общем объеме продаж сегодня занимают устройства All-in-One и другие оригинальные устройства?
Г.Ч.: Пока что немного, однако спрос на них растет. Вполне возможно, что для розничного потребителя в текущем году это будет очень интересный и привлекательный продукт. А вот неттопы более любопытны для корпоративных структур и СМБ-сектора, которые оптимизируют свою ИТ-инфраструктуру и с помощью неттопов снижают общее энергопотребление офисов.
Что касается планшетов ImPad, то их перспективы весьма радужные. Основной вопрос — программная оболочка, работающая без сбоев, более доступная цена при большей производительности и функционале, а также локализация ПО, приемлемая для украинского потребителя. Пока что мы запустили свой планшет на базе Windows 7, но рассматриваем и другие платформы. В ближайшей перспективе — расширенная линейка устройств на разных платформах и с различной производительностью и диагоналями.
PCWeek/UE: Планируется ли использование ImPad’a в корпоративном секторе?
Г.Ч.: Работа в этом направлении ведется. Есть запросы от банков, ресторанов и отелей, в том числе и от зарубежных.
PCWeek/UE: Наблюдается ли спрос на тонкие клиенты в связи с прогнозируемой многими аналитиками виртуализацией десктопов?
Г.Ч.: У нас есть готовые решения, и мы их предлагаем рынку. Более того, наши собственные офисы работают на тонких клиентах собственного производства. Однако здесь все зависит от заказчиков. На сегодняшний день банки заполнены техникой, закупленной еще в предыдущие годы. Поэтому для них вопрос заключается не столько в модернизации, сколько в сокращении ИТ-инфраструктур.
PCWeek/UE: Насколько успешно удается продвигать ноутбуки под брендом Impression?
Г.Ч.: Хотя конкуренция в данном направлении очень жесткая, закрывать его не будем. Мы делаем ставку на нишевые решения, в том числе и в корпоративном секторе, например с 3G- и 4G-модемами.
«Навигатор» производит ноутбуки под конкретные задачи клиентов и выигрывает в гибкости производства. Поэтому нам удается сохранять данное направление прибыльным. Так, например, в прошлом году была проведена удачная совместная маркетинговая программа с «Эльдорадо».
PCWeek/UE: Пользуются ли сейчас спросом компьютеры с предустановленным ПО?
Г.Ч.: Безусловно, причем в основном это Windows 7 различных версий. На сегодня доля ПК с предустановленной ОС составляет свыше 70%, хотя в 2010 году этот показатель был ниже 50%. То есть, динамика ясна – компьютер как черный ящик все меньше интересует пользователя, ему требуется законченное решение «под ключ» с ОС, антивирусом, различными утилитами.
PCWeek/UE: На что компания «Навигатор» будет делать основной упор в 2011 году?
Г.Ч.: Мы планируем усилить сектор ПО, «затачивать» нашу продукцию под потребителя, устанавливая на нее локализированные утилиты и программы. Возможно, будем выводить на рынок новые решения совместно с Microsoft, другими разработчиками ПО, которые будут применимы для всех без исключения наших продуктов. Мы намерены представить рынку максимально широкий спектр различных устройств: от электронных книг под маркой Impression до серьезных серверных платформ. Вообще вопрос локализации продукта под украинского потребителя имеет первостепенную важность.
Удастся ли повторить или даже улучшить результаты минувшего года в 2011? Это будет зависеть как от действий правительства, так и от того, насколько тщательно мы продумаем каждый наш шаг. Ситуация в стране постоянно меняется. Новый Налоговый кодекс утяжеляет работу среднего бизнеса, вытесняя спрос в верхний корпоративный сегмент и нижний сегмент малого бизнеса. Ожидаем закупок в государственном секторе. А вот средний бизнес будет вести себя спокойно и вряд ли станет проявлять особый интерес к ИТ. Поэтому говорить о больших «скачках» роста можно будет только после реального улучшения экономической ситуации в Украине.__