Кризис основательно встряхнул рынок отечественных сборщиков ПК. Выжить посчастливилось немногим. Впрочем, даже те игроки, которым удалось пережить сложные времена, вряд ли могут спокойно вздохнуть, поскольку экономика страны еще не полностью вышла из кризиса. О том, какие тренды сегодня заметны на рынке персональных компьютеров и о том, как наращивать продажи в сложных экономических условиях мы говорили с Георгием Чернявским, председателем совета директоров компании «Навигатор».

PCWeek/UE: Георгий, давайте начнем нашу беседу с итогов минувшего года. Что можете поставить себе в зачет, а что в незачет?

Георгий Чернявский: После довольно резкого взлета продаж в первой половине 2008 года уже в начале 2009-го пришло время серьезной переоценки своих возможностей и поиск так называемого «дна». С моей точки зрения, те компании, которые смогли в 2009 «опуститься на дно», то есть сохранить запас устойчивости при минимальных уровнях продаж, уже в 2010-м начали движение вверх.

В целом мы довольны достижениями минувшего года: нам удалось сохранить команду, потенциал бизнеса, пройти экономическое «дно» и грамотно привлекать ресурсы. Компания начала стремительно подниматься вверх. Например, на корпоративном рынке мы реализовали большое количество успешных проектов, в первую очередь в банковском секторе: НБУ, Дочерний Банк Сбербанка России, Укрэксимбанк и ПИБ. В прошлом году была осуществлена весьма интересная программа со Сбербанком России по внедрению наших серверных платформ и устройств хранения под новую базу данных, которая инсталлируется в 12 областях.

В конце года была заключена сделка по приобретению «Навигатором» компании «Инфосервис», с 1999 года успешно работающей как франчайзи 1С. Совместно мы планируем выйти на рынок ПО, предлагая не только продукты 1С, но и другие решения. Приобретение «Инфосервис» также дает нам возможность покрыть в комплексе весь спектр потребностей корпоративных клиентов, включая профессиональный консалтинг, внедрение и сопровождения систем управления и учета, поставку высокоэффективного технического оборудования (ПК, серверов), построение сетей и т. д.
Также в конце 2010-го мы представили потребителям новые продукты, среди которых — перспективный для украинского рынка планшет ImPad, компьютеры класса All-in-One, неттопы и домашние серверы. В этом году нам вновь удалось наладились поставки техники в розничные сети и зафиксировать лидирующее положение в этом сегменте. А вот интернет-продажи пока не очень заметны. Ведь интернет-торговля также изменилась, сегодня и здесь основным драйвером продаж является ценовой демпинг.

PCWeek/UE: В последние годы в розничных сетях заметно активизировались мировые А-бренды, также продвигающие на полки магазинов свои десктоп-системы. Насколько вы чувствуете их присутствие?

Г.Ч.: Действительно, в розничные сети зашли Acer и HP, каждый в своем ценовом сегменте. Но несмотря на то, что они добились неплохих результатов, зарубежным брендам все же сложно достичь необходимой гибкости в конфигурации систем, скорости поставок и соотношения цена/качество, которые обеспечиваем мы. Поэтому позиции «Навигатора» на рынке не только не ослабели, но даже окрепли. Продукты Acer и HP имеются в нескольких розничных сетях, их продажи, по данным IDC, составляют 3,5% и 2,9% против наших 7%.

Не будем забывать, что сегодня изменилась сама идеология ПК: компьютер становится по-настоящему персональным и специализированным. Среди требований потребителей — чтобы он был «заточен» под определенные задачи:
игровая машина, графическая станция, мультимедиа-ПК. Все это ведет к сегментированию в ценах и структурированию на полке.

На сегодняшний день очевидно, что на многих европейских рынках десктоп-системы оттеснились в нижний и верхний ценовой сегмент, оставив всю среднюю полку ноутбукам. Однако украинский опыт свидетельствует о другой структуре покупательского спроса.

Например, продажи в регионах отличаются от продаж в Киеве — там чаще покупают универсальные решения, предпочитают платить немалые деньги за более защищенное, стабильное и габаритное решение, выбирая достаточно мощные конфигурации. Хотя доля продаж ноутбуков растет как в регионах, так и в столице.

PCWeek/UE: Какова сейчас конкурентная среда в стране?

Г.Ч.: С этой точки зрения рынок изменился и, к сожалению, не в лучшую сторону. Известно, что в 2009 году много крупных компаний сошло с дистанции, поэтому сегодня конкурентная среда определяется двумя А-брендами, двумя украинскими крупными производителями и другими более мелкими компаниями. Очень сильно обострился сегмент «наколенной» или «гаражной» сборки, при этом объем рынка уменьшился, в то время как число мелких игроков в каждом регионе достаточно высоко. Но такого покрытия сервисной сети, которые обеспечивает сегодня «Навигатор», пока не достиг никто.

PCWeek/UE: Насколько большую долю в общем объеме продаж сегодня занимают устройства All-in-One и другие оригинальные устройства?

Г.Ч.: Пока что немного, однако спрос на них растет. Вполне возможно, что для розничного потребителя в текущем году это будет очень интересный и привлекательный продукт. А вот неттопы более любопытны для корпоративных структур и СМБ-сектора, которые оптимизируют свою ИТ-инфраструктуру и с помощью неттопов снижают общее энергопотребление офисов.

Что касается планшетов ImPad, то их перспективы весьма радужные. Основной вопрос — программная оболочка, работающая без сбоев, более доступная цена при большей производительности и функционале, а также локализация ПО, приемлемая для украинского потребителя. Пока что мы запустили свой планшет на базе Windows 7, но рассматриваем и другие платформы. В ближайшей перспективе — расширенная линейка устройств на разных платформах и с различной производительностью и диагоналями.

PCWeek/UE: Планируется ли использование ImPad’a в корпоративном секторе?

Г.Ч.:
Работа в этом направлении ведется. Есть запросы от банков, ресторанов и отелей, в том числе и от зарубежных.

PCWeek/UE: Наблюдается ли спрос на тонкие клиенты в связи с прогнозируемой многими аналитиками виртуализацией десктопов?

Г.Ч.:
У нас есть готовые решения, и мы их предлагаем рынку. Более того, наши собственные офисы работают на тонких клиентах собственного производства. Однако здесь все зависит от заказчиков. На сегодняшний день банки заполнены техникой, закупленной еще в предыдущие годы. Поэтому для них вопрос заключается не столько в модернизации, сколько в сокращении ИТ-инфраструктур.

PCWeek/UE: Насколько успешно удается продвигать ноутбуки под брендом Impression?

Г.Ч.:
Хотя конкуренция в данном направлении очень жесткая, закрывать его не будем. Мы делаем ставку на нишевые решения, в том числе и в корпоративном секторе, например с 3G- и 4G-модемами.

«Навигатор» производит ноутбуки под конкретные задачи клиентов и выигрывает в гибкости производства. Поэтому нам удается сохранять данное направление прибыльным. Так, например, в прошлом году была проведена удачная совместная маркетинговая программа с «Эльдорадо».

PCWeek/UE: Пользуются ли сейчас спросом компьютеры с предустановленным ПО?

Г.Ч.:
Безусловно, причем в основном это Windows 7 различных версий. На сегодня доля ПК с предустановленной ОС составляет свыше 70%, хотя в 2010 году этот показатель был ниже 50%. То есть, динамика ясна – компьютер как черный ящик все меньше интересует пользователя, ему требуется законченное решение «под ключ» с ОС, антивирусом, различными утилитами.

PCWeek/UE: На что компания «Навигатор» будет делать основной упор в 2011 году?

Г.Ч.:
Мы планируем усилить сектор ПО, «затачивать» нашу продукцию под потребителя, устанавливая на нее локализированные утилиты и программы. Возможно, будем выводить на рынок новые решения совместно с Microsoft, другими разработчиками ПО, которые будут применимы для всех без исключения наших продуктов. Мы намерены представить рынку максимально широкий спектр различных устройств: от электронных книг под маркой Impression до серьезных серверных платформ. Вообще вопрос локализации продукта под украинского потребителя имеет первостепенную важность.

Удастся ли повторить или даже улучшить результаты минувшего года в 2011? Это будет зависеть как от действий правительства, так и от того, насколько тщательно мы продумаем каждый наш шаг. Ситуация в стране постоянно меняется. Новый Налоговый кодекс утяжеляет работу среднего бизнеса, вытесняя спрос в верхний корпоративный сегмент и нижний сегмент малого бизнеса. Ожидаем закупок в государственном секторе. А вот средний бизнес будет вести себя спокойно и вряд ли станет проявлять особый интерес к ИТ. Поэтому говорить о больших «скачках» роста можно будет только после реального улучшения экономической ситуации в Украине.__