Всем нам интересно разобраться в деталях того, как работает IT-департамент Intel — крупной мировой компании, бизнес которой теснейшим образом связан с интенсивным использованием компьютеров и передовых IT-решений. Предлагаем вашему вниманию первую часть интервью с Александром Овчинниковым, директором IT-департамента Intel в России.



— Добрый день! Расскажите, пожалуйста, как давно работаете в Intel, и о вашей карьере в компании.

— Добрый день. В компании работаю довольно долго, с 1994 года. По сути, мой путь в компании во многом повторяет путь развития направления исследований и разработок (Research and Development, R&D) в Российском подразделении компании Intel. Так или иначе, я участвовал в основных этапах развития R&D-бизнеса в России.

Я пришел в компанию в 1994 году, когда Intel имел маленький офис в Москве и отдельные группы разработчиков Intel в России, в частности, в Сарове. Моя задача состояла в поддержке процесса передачи данных между Intel и этой группой и помощи в создании IT-инфраструктуры для них. Затем у нас появилась еще одна подобная группа – в Нижнем Новгороде, и я стал работать с обеими группами. В 2000 году Intel приняла решение о создании в Нижнем Новгороде собственного представительства, занимающегося исследованиями и разработками. Я взял на себя роль IT-менеджера, включая задачу создания и интеграции IT-команды на сайте и построения IT-инфраструктуры по стандартам корпорации. В 2004 году было принято решение о создании представительств в Новосибирске и Санкт-Петербурге, и я принимал участие в интеграции этих подразделений в Intel. В результате к 2005 году у нас в России была создана большая и разветвленная IT-команда, работающая в пяти городах присутствия Intel.

После этого я руководил региональной технической командой, отвечающей за поддержку и развитие приложений для поддержки разработчиков программного обеспечения - одного из самых важных наших направлений в регионе.

В 2008 году я стал IT-менеджером в России. Моя задача – это организация взаимодействия между нашими R&D-пользователями и IT, обеспечение необходимого уровня предоставляемых им сервисов, а также поддержка взаимодействия внутри IT-команд и развитие IT-организации и сотрудников в России.

— В сообществе Intel IT Galaxy  часто говорят об IT-департаменте Intel, обсуждают его опыт, работу, но за кадром обычно остается такой интересный вопрос, как организационная структура этого подразделения...

— Любая большая компания имеет разветвленную и достаточно сложную структуру с вертикальными и горизонтальными связями. В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты, например, связанные с управляемостью. Intel как глобальная корпорация — не исключение. Это касается и IT-департамента компании, в который входят группы, занимающиеся поддержкой заводов Intel, подразделений и групп, связанных с исследованиями и разработками (я в нее вхожу), а также SMG (группа продаж и маркетинга, Sales and Marketing Group) . Есть подразделение, отвечающее за поддержку всей базовой инфраструктуры, включая клиентскую часть, серверы, сетевые компоненты и т.д. И есть департамент, разрабатывающий базовые инновационные и инженерные решения, которые мы используем внутри компании.

В России представлены все эти подразделения за исключением группы, поддерживающей заводы, поскольку на территории РФ таковых нет. Ключевую роль играет группа, занимающаяся поддержкой R&D, так как эта одна из двух главных задач Intel в России. Второе важнейшее для Intel в России направление — продажи и маркетинг. У нас существует большая группа, базирующаяся на центре разработок в Нижнем Новгороде, которая разрабатывает и поддерживает приложения для SMG, используемые глобально. Могу сказать, что в течение последних пяти-шести лет в России была создана серьезная и сплоченная IT-команда, в которую входят представители различных подразделений. Они очень хорошо работают совместно, поскольку у нас общая цель — поддержка всех пользователей и эффективной IT-инфраструктуры в регионе.

— Т.е., с одной стороны, структура IT-департамента в Intel выстроена по региональному признаку, с другой, — по функциональному?

— Прежде всего, по функциональному. В принципе, наши функциональные IT-команды работают на уровне России или Европы в целом. Входящие в эти команды сотрудники могут находиться на разных сайтах Intel. В рамках России мы между собой достаточно хорошо координируемся. Потому что, как я уже отметил, задача у нас единая — поддержка потребителей IT, обеспечение работы и развития имеющейся у нас инфраструктуры, а также поддержка профессионального роста наших людей,— в частности, переходя из одной группы в другую.

— Насколько сложно работать в командах, занимающихся одной темой, но географически очень распределенных?

— Для Intel это нормальная ситуация, когда команда состоит из сотрудников, находящихся на разных сайтах и в разных странах. Самая сложная ситуация — когда в команде есть люди, скажем, из Китая, Европы и Америки. В таком случае практически невозможно подобрать момент, чтобы все участники смогли пересечься в рабочее время. Сейчас стараются этого избегать и команды для решения какой-либо одной задачи строить так, чтобы в них входили люди с нескольких не очень удаленных территориально сайтов. Конечно, далеко не всегда это удается, особенно если решаются какие-то действительно глобальные вопросы, интересные и важные для всех наших потребителей IT-сервисов. Сейчас Intel начинает все больше и больше использовать видеоконференции, я знаю, что об этом Дмитрий Бычков уже говорил в своем интервью. Мы тоже начали у себя в России развивать данное направление. Это одна из важных задач по повышению продуктивности совместной работы сотрудников компании, стоящая сейчас перед IT. На наших сайтах развертываются достаточно продвинутые стационарные системы для видеоконференций, но и мобильные пользователи без проблем могут использовать такие возможности. Применяются стандартные средства, позволяющие проводить видеоконференции в режиме poin-to-point или между несколькими пользователями из любых точек мира. Им достаточно иметь доступ к Интернету и ноутбук с web-камерой.

— Нередко пользователи, да и специалисты подсознательно убеждены, что крупные корпорации, например, Intel, в области IT не сталкиваются с такими же проблемами, как у большинства фирм. Не совершают ошибок, всегда имеют и используют все, что может им потребоваться. Как происходило становление IT-инфраструктуры Intel, насколько пройденный компанией путь характерен для бизнеса в целом?

— Если говорить о развитии IT в нашей компании в целом, то можно сказать, что оно идет так же, как в любой другой компании. Да, мы прошли путь развития от каких-то маленьких групп, работающих локально, для своих местных потребителей и со своими локальными решениями, до групп, интегрированных в глобальную инфраструктуру, разрабатывающих глобальные решения и оперирующих в глобальном масштабе. Могу сказать, что подразделение Engineering Computing, которое сейчас является одним из основных, занимающихся R&D, было создано Intel где-то в середине 1990-х годов именно из мелких групп, поддерживавших региональные подразделения R&D-бизнеса (то, что мы называем embedded IT).
Постепенно они были слиты в единую группу теми энтузиастами по всему миру, которые между собой договорились и создали глобальную группу под называнием Engineering Computing. Дальше она была интегрирована в глобальный IT и стала функционировать как единая группа. Процесс интеграции и стандартизации применяющихся для R&D решений очень непростой, он начался 15 лет назад и реализуется до сих пор.

С точки зрения общих подходов, IT в Intel идет в ногу с индустрией. Сейчас мы, как и весь мир, внедряем технологии ITIL (IT Infrastructure Library). Несколько лет назад практически все сотрудники Intel IT прошли соответствующие тренинги, начали понимать, что это такое вообще и как оперировать едиными понятиями ITIL. Сейчас данные принципы внедряются один за другим в нашу работу, в частности, уже применяются Incident Management, Problem Management, работает единый Service Desk реализован процесс Business Continuity Management, работаем над единым каталогом сервисов и документированием OLA между внутренними группами и т.д.

В настоящее время главная цель IT в Intel состоит, в принципе, уже не столько в развитии какой-либо инфраструктуры, а в интеграции с бизнесом в том понимании, что IT-департамент должен вносить свой вклад, оставлять свой след в разрабатываемых и выпускаемых компанией продуктах. В последние несколько лет стратегия IT у нас довольно сильно изменилась. Еще до кризиса Intel прошла серьезную реорганизацию. Были пересмотрены структура и функции подразделений (возможно, именно благодаря тому, что это было сделано до кризиса, компанию меньше затронули негативные экономические явления). И подразделение IT как раз одним из первых прошло реорганизацию в 2007-2008 годах. Была сформирована определенная стратегия и обозначены фокусы для IT: прежде всего — вносить свой вклад на всех этапах развития продуктов компании и восприниматься всеми другими бизнес-подразделениями, как партнер по разработке и совершенствованию продуктов и бизнес процессов.

— А как отдыхают сотрудники Intel IT?

— Компания не диктует, конечно, чем и как следует заниматься в нерабочее время, но и мероприятия, на которых мы собираемся вместе, бывают регулярно. Буквально на днях Intel в Москве организовала экологический субботник Green Day, в котором представители IT участвовали вместе с сотрудниками других подразделений. На самом деле, у IT, как и у любого департамента в Intel, есть возможность ежеквартально проводить командные мероприятия. Любая команда на любом сайте может раз в квартал организовывать свои локальные мероприятия или присоединяться к коллегам на мероприятиях, охватывающих весь персонал и команды сайта. На Новый Год, например, обычно все команды объединяют свои бюджеты в один и отмечают праздник вместе. Недавно IT-департамент выступил с предложением награждать группы, сумевшие организовать и провести наиболее интересные и полезные квартальные мероприятия, дополнительными средствами для последующих инициатив.

В дополнение к этому наши сотрудники ведут и участвуют в общей волонтерской программе Intel. Наша компания внимательно и ответственно относится к тому обществу, в котором живет, такая деятельность ведется и в России. Информацию о социальных инициативах можно найти на сайте Intel в разделе «О компании».

— Как сделать карьеру в Intel, что можно ожидать человеку, приходящему в Intel IT?

— Перед человеком, приходящим работать в IT-отдел, открывается достаточно много возможностей. Задач много, направления совершенно разные — сетевые технологии, автоматизация всех наших процессов, множество платформ и операционных систем, самые последние инженерные платформы, которые еще не вышли в свет и находятся на стадии разработки и т.д.

Если говорить о карьере, то человек попадает в очень большую компанию и у него появляется возможность развиваться как в рамках IT, так и в смежных направлениях, перейдя в другой департамент — в бизнес или к программистам, например. Впрочем, и сам IT-департамент имеет распределенную глобальную структуру, и наши сотрудники могут работать в одной команде с коллегами из других стран, решая общие задачи. Это действительно очень интересно — не просто выполнять порученное дело, а видеть, как работают другие люди, из других стран, с другой национальной культурой, обычаями. Конечно, есть возможность переходить в инженерные группы, ехать работать на другие сайты, в другие страны. Наши сотрудники отправлялись и в Америку, и в Европу, и в Малайзию.

Кстати, когда мы начинали, в 1992 году, в IT-отделе Intel в России был всего один сотрудник. Он и сейчас работает в компании, но в другом департаменте. Активное развитие IT-отдела у нас началось с момента, когда мы занялись поддержкой R&D, появились новые подразделения. За десять последних лет мы прошли путь от группы из двух-трех человек до разветвленного IT отдела.