В самых общих чертах, две важнейших функции высоких технологий — обработка и хранение информации. Правильнее здесь применить слово «данные», но мне хотелось бы заострить внимание именно на информации, поскольку речь здесь пойдет не о технологиях хранения как таковых, но о влиянии этих технологий на врожденную способность человека хранить и обрабатывать информацию. Хорошо ли влияет нынешняя информационная эра на знания среднестатистического человека?
Ведь вместе с развитием средств обработки и хранения данных мы попали в бесконечную сеть доступной информации. И она таит в себе не только пользу, но и изрядную долю опасности. Опасности утонуть в информационных потоках, причем потоках не самых чистых.

Педагоги, через которых прошло несколько поколений учеников, утверждают, что современные отличники отличаются от любознательных детей прошлых лет. В первую очередь, более поверхностными и менее прочными знаниями. В то же время разброс тем, которые способны поддержать современные дети и молодые люди, очень широк. Получается, подавляющее большинство отличников, подобно Онегину, могут «коснуться до всего слегка с ученым видом знатока». Это прекрасно в светской беседе, но… копни чуть глубже, и увидишь пугающую пустоту.

Источников информации сегодня невообразимо много. Радио, телевидение, пресса, а в первую очередь — интернет. Интернет, который открыл перед множеством детей Википедию, сделал доступными всемирные библиотеки с научными и художественными произведениями, расширил возможности для изучения языков и наук. Но одновременно с получением полезных знаний, люди впитывают тонны информации о светских раутах, узнают о личной жизни великих и не очень людей, о достижениях во всех видах спорта, о том, каким образом они появляются на свет или не появляются, о вышедших в прокат новинках и играх, о том, когда выйдет новая часть любимой книги и выйдет ли вообще. Даже если человек не особо увлечен деятельностью той или иной звездной личности, кликнуть мышкой на интригующий заголовок — это ведь так просто!
И машина закрутилась. Информация попала в голову. И, кто знает, возможно, заняла ячейку памяти, которая пригодилась бы для чего-то более полезного?

Часть впитываемой информации не нужна вообще, часть — несвоевременна. На уроках литературы в школах подымают тему «лишнего человека». Впору подымать вопросы «лишней информации»! Ведь она, эта информация, бесполезным грузом хранится в наших головах много лет.

С детства я люблю играть в компьютерные игры. Даже вполне взрослый возраст и полное осознание нецелесообразности такого времяпрепровождения не смогли оторвать меня от этого постыдного занятия. Периодически я к нему возвращаюсь, вожделенно погружаясь в синтетические, порой совершенно глупые и ограниченные, мирки. Потворствуя собственной слабости, некоторое время назад я приобрела портативную игровую приставку. Не далее чем вчера обнаружила в сети работающий на ней эмулятор старого устройства, весьма популярного среди населения, чья ранняя юность пришлась на 90е годы. Уверена, многие читатели его помнят. Называется это устройство Dendy. Включив эмулятор, я нашла знакомую игру, запустила ее, начала играть… и с изумлением обнаружила, что прекрасно помню, где расположены тайники, куда нужно свернуть, дабы пройти уровень быстрее, какую тактику применить для расправы с «главарями». А ведь играла я в нее более чем полжизни назад! Мало того, даже не могу сказать, что я любила эту игру.

Сколько же еще ячеек памяти занято подобной ненужной пустой информацией? Не замещает ли она что-то куда более важное? Увы, мы, в отличие от компьютера, не владеем в совершенстве инструментом, который позволит выборочно «забывать» ненужную информацию. Акцент здесь именно на слове «ненужная», поскольку инструменты для полного забывания пусть не слишком просты в использовании, но прекрасно освоены.


Напоследок приведу две цитаты по теме. Взяты они из футуристическо-философского труда Станислава Лема «Мегабитовая бомба», написанного в 1996 году.

О количестве информации:
«В настоящее время человек обладает «информационной пропускной способностью» такой же, как и 100000 лет тому назад. Когда у нас господствовал общественный строй, очень сильно ограничивающий информационными запретами и цензурой, я еще справлялся с поступлением информации, часто «контрабандной», которой в то время «информационной диеты» в сумме было не очень много. Сейчас, когда я могу свободно пользоваться традиционными источниками научной информации, а также получая регулярно «Природу», «New Scientist», «Scientific American», «American Scientist», «Science et Vie», научные приложения к таким изданиям, как «International Herald» или «Frankfurter Allgemeine», уже (хотя опять не очень много) вижу громадящиеся у меня на бюро стопки изданий, которые пришли ко мне, но которые прочитать и переварить я не в состоянии. Также и о подключении к Интернету я не могу думать без опаски. Не потому, что опасаюсь голых женских задов и иной, искушающей к плохому информации (а такой достаточно в Интернете), а потому, что знаю, что избыток традиционной информации, доходящей до меня с бумаги, а не с экрана (монитора), привел к тому, что я уже фактически вообще каких-либо других вещей, кроме чисто научных, не читаю, потому что на те другие мне уже не хватает времени».

О качестве информации:
«Интернет не может отличить информационные зерна, которых в нем мало, от информационных плевел, то есть, я сказал бы, что он подобен железнодорожному вокзалу с огромным нагромождением транзитных путей, разворотов, тупиков, обратных путей и т. п., по которым одновременно двигаются поезда, везущие людей, коров, дрова, капусту и горох. Каждый специалист осознает, каким количеством «информационного мусора» атакует его почта, телефоны, чудаки, сумасшедшие, лица, которым кажется, что создали Бог весть что, и каждый такой специалист пытается лично либо при помощи вспомогательного персонала отделить то, что ценно, от «мусора». Интернет сейчас находится в фазе младенческого развития, но уже испытывает информационные завалы и пробки, о чем специалисты хорошо знают. Эта ситуация требует повышенной битовой пропускной способности Интернета на единицу времени, так как Интернет по-прежнему «ничего не понимает», никакого открытия, хотя бы даже от него зависели судьбы мира, но оно подано на экзотическом языке, не отличит от менее важного известия, что у тетки в духовке подгорел пирог с яблоками. И все это также является эффектом обычной капиталистической предприимчивости, способствующей развитию Интернета, благодаря которому особо ловкие лишь зарабатывают миллионы и даже миллиарды долларов, но что общего имеет обогащение на Интернете с его возможностью молниеносной передачи ценной информации?»

А закончить хотелось бы призывом-лозунгом:

ИТ-шник! Думая об оптимизации системы хранения инфраструктуры, прежде подумай о своей собственной!
Черпая информацию из каких бы то ни было источников, не забывай, что извлечь нужное из забитой памяти человек, как и компьютер, может с большим трудом. Да и то, не всегда. К тому же, в отличие от компьютера, механизмы освобождения памяти человека от ненужной информации еще не изучены. Помни об этом, кликая по очередному интригующему баннеру. Береги голову.

Цитаты Станислава Лема взяты отсюда: http://www.computerra.ru/online/bl/lem/9424/