Украинские компании, которые стремятся привлечь иностранные инвестиции, все чаще задумываются о внедрении систем класса ERP мировых поставщиков. Построение ИТ-инфраструктуры на основе таких систем означает приведение внутренних бизнес-процессов в соответствие с мировыми стандартами. В ходе работы форума SAPPHIRE’07 управляющий директор «SAP Украина» Александр Мельников поделился с PCWeek/UE комментариями относительно стратегий SAP в нашей стране.


Александр Мельников
Александр Мельников

PCWeek/UE: На форуме неоднократно акцентировалось внимание на продвижении SAP в сегмент среднего бизнеса. Планирует ли SAP активнее работать в этом сегменте в Украине?

Александр Мельников: Во всем мире, в том числе и в Украине, SAP предлагает среднему бизнесу преднастроенные решения: SAP All-In-One ERP. В большинстве проектов работа начинается с внедрения стандартной функциональности: финансов, управленческого и складского учета, управления закупками, продажами. Этой функциональности достаточно для занесения в систему основных данных, что создает фундамент для дальнейшего внедрения с учетом производственной специфики.

Предлагаемые SAP преднастроенные продукты позволяют в значительной мере ускорить первые этапы внедрения систем. Сокращение сроков автоматически снижает внедрения, что особенно важно для компаний среднего бизнеса, которые не могут позволить себе выделить большие финансовые ресурсы, необходимые для ведения долгосрочных проектов.

 На крупных проектах внедрение автоматизированной системы ERP-класса обычно занимает от 9 до 12 месяцев. Включенные в состав продуктов SAP для среднего бизнеса преднастроенные конфигурации, учитывающие специфику украинского законодательства, позволяют реализовать основные элементы системы за 3-4 месяца, а выполнение специфических настроек откладывается на второй, более поздний этап.

PCWeek/UE: Учитывают ли эти наборы преднастроенных конфигураций особенности вертикальных рынков — торговых предприятий, банков, дистрибуторских компаний?

А.М.: Предлагаемые SAP продукты для среднего бизнеса не оптимизированы для каких-то определенных вертикалей, скорее, они учитывают особенности бизнес-процессов, которые являются общими для всех компаний. Любая компания имеет склад, даже банки закупают канцелярские принадлежности и расходные материалы. Все предприятия занимаются закупками, ведут финансовый учет согласно национальным стандартам и т.д. Поэтому любая компания независимо от принадлежности к тому или иному вертикальному рынку сможет найти в преднастроенных версиях SAP полезные для себя модули. Внедрив их, предприятие может перейти к следующему этапу, в ходе которого осуществляется тонкая настройка программных пакетов с учетом специфики бизнеса.

PCWeek/UE: Каким рынкам SAP намерена уделять наибольшее внимание в Украине?

А.М.: Традиционно мы активно работаем в сегменте крупного бизнеса, с финансовыми группами. С появлением новых продуктов SAP приложит усилия к развитию сегмента среднего бизнеса.

Платформа SAP позволяет технически упростить процессы слияния  или поглощения компаний, которые сейчас происходят во всем мире и в Украине, поскольку значительно упрощается интеграция бизнес-процессов при объединении двух компаний, использующих SAP. Средства NetWeaver помогают также интегрировать бизнес-процессы в случае слияния компаний, в одной из которых используется SAP, а в другой – сторонняя система. На выставке партнеры демонстрируют множество подобных решений.

С точки зрения вертикальной сегментации мы намерены интенсифицировать работу с активно развивающимся в Украине розничным бизнесом. Этот рынок очень интересен: помимо крупных национальных сетей, в нем представлены более мелкие региональные розничные компании, которые, стремясь адаптировать свой бизнес к общепринятым стандартам, приступают к внедрению автоматизированных систем. Такие локальные розничные сети широко представлены в Западной и Восточной Украине.

Розничный бизнес «подтягивает» дистрибуторские компании, а те в свою очередь — логистические. Таким образом, автоматизированная система, которая помогает розничному сегменту, в конечном счете развивает рынок в целом. В ближайшее время мы ожидаем в Украине всплеск интереса к автоматизации со стороны логистических компаний.

PCWeek/UE: В каких крупных розничных сетях SAP уже внедрен?

А.М.: Решения SAP внедрены в крупнейших розничных сетях: Fozzy Group, «Велика Кишеня», «Фуршет», Мetro Cash & Carry. Недавно подписан контракт с одной из российских сетей, которая выходит на украинский рынок. В крупных сетях, уже использующих наши продукты в других странах, решение о внедрении SAP часто исходит из штаб-квартиры. Но если у компании нет корпоративного решения, мы можем на локальном уровне предложить свои услуги.

PCWeek/UE: Как вы оцениваете перспективы SAP в банковской сфере в Украине?

А.М.: Мы реализовали крупный проект в «УкрСиббанке» и продолжаем работать с ним. Ведутся переговоры и с другими украинскими банками, однако пока о результатах говорить рано. Для банковской сферы SAP также предлагает стандартное локализованное под украинское банковское законодательство решение, которое позволяет быстро автоматизировать стандартные для банков участки деятельности.

PCWeek/UE: Существует разница в оценке масштаба бизнеса компаний на Западе и в Украине: компания, которая по здешним меркам считается средней, на Западе может оказаться малой. Насколько применимы в украинских реалиях стандартные конфигурации, которые SAP предлагает средним компаниям?

А.М.: Начиная переговоры с заказчиком, мы в первую очередь принимаем во внимание не размер компании, а бюджет, который она готова инвестировать в инновации. В большинстве случаев мы вписываемся в инвестиционные бюджеты компаний, которые в Украине считаются средними.

PCWeek/UE: В Украине достаточно широко представлены системы локальной разработки «1С», «IT-Предприятие», «Галактика». Каким образом SAP удается конкурировать с ними? Предпринимаете ли вы усилия для переманивания клиентов, которые используют эти системы?

А.М.: В Украине рынок ERP-систем очень далек от насыщения. Существует огромное количество компаний, у которых до сих пор вообще нет никакой ERP-системы. Мы ориентируемся на них. В то же время мы не ощущаем конкуренции с системами местной разработки, поскольку они, как правило, находятся в другом ценовом и функциональном диапазоне. За все время работы у нас были буквально считанные случаи пересечения в тендере с локальным разработчиком.

 Однако по мере насыщения рынка мы, безусловно, будем все чаще пересекаться не только с локальными компаниями, но и с мировыми разработчиками ERP-систем. Я ожидаю обострения конкурентной борьбы к концу года: начнется борьба за перетягивание компаний, в которых ERP-система уже внедрена. SAP предлагает специальные программы и инициативы для перехода.

PCWeek/UE: Потребуются ли изменения в партнерской сети в Украине в связи с обозначенным вектором движения в средний бизнес?

А.М.: Сейчас число партнеров SAP в Украине составляет около 30. Сейчас наибольшее внимание SAP уделяет развитию сети, поскольку успех работы в сегменте среднего бизнеса в значительной степени зависит от партнеров. Количество компаний в этом сегменте велико, и по этой причине SAP просто не сможет работать со всеми. Мы стремимся передавать партнерам знания по методике ведения проектов, проводим их обучение с тем, чтобы они смогли предложить решения SAP как можно большему числу предприятий.

PCWeek/UE: Каким образом вы планируете привлекать новых партнеров? Каков порог входа в бизнес?

А.М.: Чтобы войти в бизнес решений SAP, необходимо прежде всего желание и наличие клиентов. К новым партнерам клиенты относятся очень осторожно, ведь ключевую роль в успехе проекта по автоматизации играет опыт предыдущих внедрений. SAP оказывает партнерам всестороннюю поддержку, предоставляет экспертизу, ресурсы. На всех стадиях реализации проекта мы проверяем, как идет внедрение, помогая свести риски к минимуму. Мы приветствуем новых партнеров. Двери в SAP всегда открыты.