ОАО “Днепропетровский за­вод по ремонту и строительству пассажирских вагонов” является одним из старейших предприятий вагоноремонтной и вагоностроительной отрасли Украины. Предприятие занимается ремонтом железнодорожных вагонов, выполняет все виды ремонта пассажирского подвижного состава, строит современные пассажирские вагоны, вагоны-рестораны и т.п. Продукция завода пользуется спросом в Украине, России, Беларуси, других странах СНГ.



Специфика работы завода предполагает одновременно использование и интеграцию разных автоматизированных систем: проектирования, управления производством, ERP. О развитии средств автоматизации, о сложностях, которые возникают при внедрении компьютеризированных систем на заводе с более чем 100-летней историей, PCWeek/UE беседует с начальником отдела АСУП Яковом Яровинским.

PCWeek/UE: Как, когда и с какого участка начался процесс автоматизации завода?

Яков Яровинский:
В 1988 году завод получил первые персональные компьютеры. В 1993 году мы собственными силами начали монтаж компьютерной сети, приступили к разработке и внедрению отдельных модулей автоматизации. Помимо потребности в средствах автоматизации производства, документооборота, бухгалтерии, наш завод всегда испытывал потребность в системах проектирования (мы использовали продукты компаний Autodesk и TechnologiCS). Внедрение системы “IT-Предприятие” началось в 2004 году — к тому моменту мы уже активно использовали компьютерные средства проектирования и испытывали потребность в автоматизации производства.

PCWeek/UE: Почему вы остановили выбор на системе “IT-Предприятие”?

Я. Я.:
Изначально мы были приверженцами самостоятельной разработки систем автоматизации предприятия. Более того, у нас осталась едва ли не единственная в Украине мемориально-ордерная система учета — коллеги, которые слышали о ней, в шутку предлагали водить экскурсии. Инициатива о внедрении комплексной системы исходила, как это ни странно, от главного бухгалтера, которая хотела получить прозрачную высокодетализированную отчетность. Мы изучили разнообразные системы и пришли к выводу, что наиболее полно нашим потребностями и возможностям соответствует система “IT-Предприятие”.

PCWeek/UE: Какие участки производства и хозяйственной деятельности автоматизированы с помощью системы “IT-Предприятие” сейчас?

Я. Я.:
Сегодня система охватывает бухгалтерский, контрактно-договорной, налоговый учет, расчет заработной платы, управление персоналом. Автоматизирована выписка счетов, контроль оплаты и другие финансовые операции. Технологическая подготовка производства автоматизирована с применением TechnologiCS, управление производством — с помощью ПО собственной разработки.

Отмечу, что “IT-Предприятие” имеет очень открытую и гибкую архитектуру  — на его основе мы самостоятельно разрабатываем модули. В частности, специалисты нашего подразделения создали модуль учета арматурных карточек, с помощью которого мы контролируем выдачу инструмента рабочим. Также мы самостоятельно адаптировали модуль складского учета под специфические потребности нашего завода — реализованы средства снятия в оперативном режиме запасов со склада. Постепенно мы хотели бы внедрить комплекс “IT-Предприятие” полностью.

PCWeek/UE: Сколько рабочих мест автоматизировано с помощью “IT-Пред­приятия”?


Я. Я.:
Более 300. Одно из преимуществ системы, которое мы учитывали при выборе,  —  принцип конкурентной лицензии. Он сводится к тому, что клиентская часть может быть установлена на множестве рабочих станций  — система ограничивает лишь количество одновременно работающих пользователей. На нашем заводе в системе “IT-Предприятие” используются 30 конкурентных лицензий. Практика показывает, что этого достаточно: все, кому нужен доступ к системе, практически всегда могут его получить. Это очень удобно и экономически выгодно.

PCWeek/UE: Каким образом можно оценить пользу от внедрения системы “IT-Предприятие” на заводе?

Я. Я.:
Тяжело говорить о каких-либо количественных показателях: сами понимаете, мы не ставили перед собой цель измерить скорость работы каких-либо отделов до и после ее внедрения. Безусловная польза  — удобство работы. Значительно уменьшился объем бумажного документооборота, пользователи получили возможность работать с договорами и платежными документами в электронном виде.

Внедрение системы дало возможность консолидировать различные виды учета. Системы, разработанные нами самостоятельно, не давали такой глубокой детализации учета и отображения деятельности, вплоть до отдельных проводок, которую предоставляет “IT-Предприятие”. До внедрения системы отчеты, необходимые руководителю, формировались вручную  — каждый раз программисты разрабатывали новый код для получения тех или иных срезов данных. Внедрение “IT-Предприятия” значительно облегчило эту задачу — система предоставляет удобные формы, есть удобный конструктор отчетов, позволяющий получать и предоставлять данные любой детализации в кратчайшие сроки. Бухгалтерия также получила средства формирования отчетов  — та работа, на которую раньше требовалось несколько дней, сейчас выполняется гораздо быстрее и точнее.

Отчеты помогают выявить и устранить ошибки, которые могут возникать при вводе информации. В частности, было обнаружено множество ошибок, допущенных в собственных модулях расчета заработной платы. Внедрение соответствующего модуля “IT-Предприятия” заняло почти год — и каждый месяц при сравнении результатов расчетов мы сталкивались с новыми нюансами. Ведь часто бывает так, что бухгалтер и программист по-разному понимают один и тот же закон, вследствие чего возникает несоответствие.

PCWeek/UE: Как сейчас происходит взаимодействие между вашей командой и разработчиком “IT-Предприятия”?

Я. Я.:
В дежурном режиме — по электронной почте, по телефону. Часто звоним, получаем консультации. Дважды “IT-Предприятие” приглашало наших специалистов в Киев на курсы по программированию на встроенном языке — это помогает нам в разработке собственных модулей. Также “IT-Предприятие” постоянно оказывает нам поддержку в области изменения законодательства. Мы получаем консультации, обмениваемся опытом с другими предприятиями, где установлена эта же система.

PCWeek/UE: Как вы намерены в дальнейшем развивать системы автоматизации на заводе?

Я. Я.:
Первостепенная задача — связать в единое целое системы конструирования, управления производством и учета. Сейчас мы работаем с так называемыми электронными формами, которые получаются путем экспорта из TechnologiCS в dbf-файл. Но этот файл ни к чему не привязан, вся его “электронность” состоит в возможности вывода содержимого на экран в форме таблицы. А необходимо, чтобы инженер, указав, например, что в таком-то вагоне нужно поменять 2 колеса или переварить 2 квадратных метра кузова, имел возможность получить норму и узнать, какие материалы для этого потребуются и в каком количестве. В базе данных эти нормы есть, но одно дело —электронная база норм, а другое  —люди, которые норму на вагон делят на узлы. Автоматизировать связь между этими участками — главная цель, к которой мы идем не первый год. Уже достигнуты определенные результаты, но самое главное — есть уверенность, что мы справимся с задачей.

PCWeek/UE: Как построена сетевая инфраструктура на заводе? Какие каналы и технологии используются для связи между цехами и внутри помещений?

Я. Я.:
Завод расположен на довольно большой площади — 47 га. Для связи между зданиями мы используем оптоволоконные линии и витую пару. На некоторых участках применяем доступ с помощью телефонных модемов. В основном мы используем сетеобразующее оборудование 3Com и Allied Telesyn.
Некоторые работы по проектированию и монтажу сети мы выполняем сами, для выполнения других привлекаем сторонних подрядчиков. В отделе АСУП есть специалисты в области сетевых технологий, но, конечно, оптику самостоятельно прокладывать невозможно. Мелкие работы (монтаж сети внутри зданий, организация доступа к сети через Ethernet для рабочих станций) производят сотрудники отдела.

PCWeek/UE: Какое серверное оборудование вы используете? Осуществляете ли вы его поддержку самостоятельно или привлекаете сторонние компании?

Я. Я.:
Мы используем двухпроцессорные системы производства местной компании на основе Intel Xeon.

Поддержку серверов осуществляем своими силами. Для защиты данных жесткие диски объединены в RAID-массивы, есть запасные накопители. У нас довольно грамотные технические специалисты, которые приобрели знания и опыт, учась в том числе и на собственных ошибках.

PCWeek/UE: Выделена ли на предприятии структура, которая занимается информационной безопасностью?

Я. Я.:
Задача информационной безопасности входит в сферу компетенции отдела АСУП. Надежность защиты обеспечивается ее простотой — мы используем профессиональные системы контроля внешнего периметра, аппаратные брандмауэры, программные средства. На рабочих станциях отсутствуют внешние носители: дисководы, оптические приводы. USB-порты физически отключены от системных плат. Мы вынуждены проводить мониторинг сайтов, которые посещают работники. Бывает, что полностью блокируем доступ для сотрудников, которые злоупотребляют интернетом. Однако любые меры по обеспечению безопасности влекут за собой дополнительные затраты. Поэтому всегда нужно соблюдать некий баланс и излишне не усердствовать.

PCWeek/UE: От кого обычно исходит инициатива внедрения новых систем, решений, технологий?

Я. Я.:
В основном от нас. С момента организации отдела мы постоянно выдвигаем предложения руководству. Мы считаем, что если 2–3 раза возникает необходимость в совершении одного и того же действия, например, в получении какого-либо отчета, то нужно создать программу или модуль, который будет выполнять эту задачу автоматически. Иными словами, запрос на получение какой-то информации влечет за собой создание программы. В итоге у пользователя на рабочем столе появляется ярлык, и он уже может получать необходимую информацию самостоятельно. Конечно, в ряде случаев инициатива исходит и от руководства — часто мы получаем заказы на разработку того или иного модуля, программы.

PCWeek/UE: Какое место в структуре предприятия занимает отдел АСУП, кому он подчиняется?

Я. Я.:
Мы подчиняемся заместителю председателя правления по экономике. Свою должность я считаю довольно высокой  — по уровню иерархии я как начальник отдела являюсь главным специалистом. Я не считаю, что это положение обусловлено какими-то личными заслугами — скорее, это признание роли и уровня отдела в целом.

PCWeek/UE: Как Вы считаете, должен ли руководитель отдела АСУП входить в состав высшего руководства компании?

Я. Я.:
Обязательно. Я пытаюсь объяснить это нашим руководителям и внедрить должность ИТ-директора. Но пока остаюсь начальником отдела АСУП.

PCWeek/UE: Если бы у Вас было достаточно полномочий, финансовых и человеческих ресурсов, что бы Вы изменили в первую очередь или внедрили на предприятии в сфере ИТ?

Я. Я.:
Прежде всего я бы построил более производительную сеть — у нас сказывается недостаток пропускной способности каналов. Также я произвел бы модернизацию рабочих станций  — на многих местах техника уже устаревает. Естественно, я бы приобрел весь комплект системы “IT-Предприятие” и внедрил бы ее на заводе полностью. Завод испытывает острую потребность в приобретении средств проектирования — считаю, мы много теряем из-за ручной бумажной работы.

Связав в единое целое конструирование, техническую подготовку производства, бухгалтерский и материальный учет, мы бы смогли вести работу в едином технологическом и конструкторском пространстве. Осуществление этого комплекса мер позволило бы, по моему мнению, вывести завод на новый уровень.