Компании “Телесистемы Украины” и “Интертелеком” продвигают две концепции развития CDMA-сетей
Февраль 2007 года необычай­но богат событиями на рынке мобильной связи. На прошлой неделе сразу две компании заявили о начале новой эры их развития.


Борис Акулов: “Интертелеком” не является конкурентом для “Телесистем Украины” и реализует совершенно иную бизнес-стратегию”
Борис Акулов: “Интертелеком” не является конкурентом для “Телесистем Украины” и реализует совершенно иную бизнес-стратегию”

О завершении этапа публичного тестирования и начале продаж 6 февраля сообщила компания “Телесистемы Украины”. Как уже рассказывал PCWeek (№26 (44) от 21 декабря — 27 декабря 2006), “Телесистемы Украины” являются оператором PEOPLEnet — первой в Украине сети мобильной связи, которая использует технологии третьего поколения. С помощью технологии CDMA2000 1X RTT реализуется базовая функциональность, включая услугу голосовой телефонии и передачи данных со скоростью до 144 Кбит/с. Расширение стандарта, известное как Ev-DO (Evolution — Data Only), позволяет передавать данные на пользовательский терминал (downlink) со скоростью до 2.4Мбит/с.

Компания предполагает в полной мере использовать свое технологическое преимущество и позиционирует себя как полноправный участник рынка широкополосного доступа. Задекларированы скорость передачи данных не менее 400 Кбит/сек по всей зоне устойчивого приема и цены, аналогичные таковым для традиционных технологий. Стоимость передачи данных в разных тарифных планах колеблется от 0.04 до 0.10 грн./МБайт.

Помимо беспрецедентно низких цен на услуги передачи данных, под брендом PEOPLEwork на рынок выводится комплексное предложение для деловых клиентов: предприятий малого и среднего бизнеса, субъектов предпринимательской деятельности и т.п.

В основе предложения — принципы простоты тарифов, акцент на объёме предлагаемых услуг, ориентация на эффективное самообслуживание , высокие стандарты поддержки и обслуживания абонентов.

Кроме тарифов с предоплаченным объемом услуг, предложение компании включает уникальный для украинского рынка инструмент – тарифный конструктор. Абонент имеет возможность заказывать через контакт-центр или интернет-систему самообслуживания один из трех пакетов услуг. Дополнительный объём услуг в соответствии с выбранным пакетом предоставляется до момента отказа от него. При этом на услуги, которые не были использованы, плата не начисляется.

 Как важное конкурентное преимущество компания рассматривает эффективное обслуживание и поддержку клиентов. Каждый абонент получает доступ к персональной интернет-системе самообслуживания, которая обеспечивает доступ ко всем без исключения административным возможностям.

Для работы с бизнес-клиентами созданы специальные группы по работе с SOHO. Впервые в практике украинского рынка будут закрепляться персональные менеджеры за всеми корпоративными пользователями независимо от их размера, т.е. практика т.н. “ключевых абонентов” распространяется на все без исключения категории бизнес-пользователей.

В настоящее время услуги компании доступны в Киеве, Днепропетровске и Одессе. До конца года PEOPLEnet охватит все областные центра, основные автомобильные и железнодорожные магистрали. По словам технического директора компании Анатолия Волынца, перемещение со скоростью до 120 км/ч не оказывает заметного влияния на скорость передачи данных и качество голосовых услуг. Тем самым обеспечивается реализация идеи рабочего офиса в купе вагона или салоне автомобиля.


Виталий Ворожбит, генеральный директор компании “Телесистемы Украины”: “Впервые в практике украинского рынка будут закрепляться персональные менеджеры за всеми корпоративными пользователями независимо от их размера, т.е. практика т.н. “ключевых абонентов” распространяется на все категории бизнес-пользователей“
Виталий Ворожбит, генеральный директор компании “Телесистемы Украины”: “Впервые в практике украинского рынка будут закрепляться персональные менеджеры за всеми корпоративными пользователями независимо от их размера, т.е. практика т.н. “ключевых абонентов” распространяется на все категории бизнес-пользователей“
До конца 2007 года будет обновлено сетевое оборудование до уровня Rev A. Это позволит компании предоставлять услуги передачи данных со скоростью до 3.6 Мбит/сек от передатчика БС к терминалу (downlink) и до 1,8Мбит/сек в обратном направлении (uplink). Это даст возможность реализовать сервис видеотелефонии и другие ресурсоемкие приложения.

Компания получила сетевой код 092. По словам директора по маркетингу и продажам Оксаны Ферчук, учитывая профиль пользования мобильной связью у представителей целевой аудитории PEOPLEne, использовать прямые номера пока не целесообразно . Но компания имеет техническую возможность предоставлять прямые номера своим абонентам и вернется к этому вопросу в случае массового спроса на эту опцию.

Совсем  иной подход к предоставлению услуг связи на базе технологии CDMA был заявлен всего днём позже. Одесский оператор Интертелеком устами своего генерального директора Бориса Акулова сообщил о начале первого этапа региональной экспансии — продаже услуг в Киеве. В ближайшее время планируется начать коммерческую эксплуатацию сетей в Севастополе, Симферополе, Житомире, Кировограде и Черкассах. К концу первого квартала список пополнят Херсон, Николаев, Винница, Закарпатье. До конца 2007 года будут освоены еще восемь регионов: Полтава, Чернигов, Ровно, Тернополь, Хмельницкий, Ивано-Франковск, Черновцы, Луцк.

По словам г-на Акулова, сети в большей или меньшей степени уже построены во всех вышеперечисленных регионах, однако предоставлять услуги связи в компании собираются только после достижения достаточного уровня покрытия и качества связи. Цель Интертелеком на 2007 год  — построение всеукраинской сети. Уже к середине года при поездке из Киева в областные центры, где есть лицензии, абоненты компании должны иметь возможность пользоваться качественной связью. Компания располагает лицензией на мобильную связь в 16-ти регионах и еще в двух — на предоставление услуг фиксированной связи с использованием беспроводного доступа (CDMA-WLL).

Интертелеком позиционирует себя как национальный оператор стандарта CDMA, но не мобильной связи, а местной. Возможность свободного перемещения и сквозного обслуживания на всей территории покрытия сети рассматривается как важная, но не ключевая опция. В первую очередь Интертелеком ориентируется на категорию абонентов, которые испытываются потребность в прямом номере своего региона.

Предоставление услуг собственно мобильной связи с использованием выделенного компании сетевого кода 094 рассматривается в качестве нишевого решения. Своей целевой группой г-н Акулов считает абонентов с невысоким достатком, ориентированных на эпизодическое пользование мобильным телефоном и звонки другим абонентам Интертелеком.

 В Киеве компания располагает примерно 30 тысячами прямых номеров. Сети местной беспроводной связи в г. Севастополе, АР Крым, Кировоградской, Черкасской, Житомирской областях, которые тестируются в настоящее время, располагают совокупной номерной емкостью в 50 тысяч номеров.

Помимо городов, компания активно развивает свою сеть и в сельских районах. В Закарпатской Полтавской, Одесской и некоторых других областях Интертелеком уже получил по 1–2 тысячи номеров в каждом районе.


Тарифы компании “Телесистемы Украины”
Тарифы компании “Телесистемы Украины”
По мнению генерального директора компании, её конкурентное преимущество — почти пять лет практического опыта использования технологий семейства CDMA, том числе два года эксплуатации CDMA 2000 1x. За эти годы построена не имеющая на сегодняшний день аналогов по покрытию и числу базовых станций сеть. На сегодняшний день около 200 БС по всей стране уже введены в строй и до 50-ти находятся в процессе ввода.

По словам г-на Акулова, за годы реальной эксплуатации специалисты Интертелеком отработала все аспекты работы сети, которые становятся узким местом для других компаний.

Среди прочего, в компании делают акцент на безупречную работу терминального оборудования, что достигается высоким уровнем предпродажной подготовки, включая подключение и программирование, а также дальнейшее сопровождение пользовательских устройств. Все это позволяет обеспечить устойчивую беспроблемную работу терминалов.

Еще одним фактором, призванным обеспечить удовлетворение потребностей клиентов, является тщательная проработка технико-экономических показателей предоставляемых в сети сервисов. Г-н Акулов скептически отнёсся к возможности использовать CDMA-сети для предоставления услуг широкополосного доступа, ссылаясь на первые опыты по передаче данных на коммерческой основе в 2004 году.

Вместе со своим генеральным поставщиком оборудования Lucent Technologie специалисты Интертелеком пришли к выводу, что в сетях связи, которые используют технологии семейства CDMA2000, не целесообразно заниматься передачей данных со скоростью свыше 144кбит/сек. По их мнению, такая скорость обеспечивает и наибольший спрос, поскольку удовлетворяет потребности абсолютного большинства пользователей. По мнению г-на Акулова, технология Ev-DO не позволяет решить задачу передачи данных с должным уровнем потребительских характеристик. В настоящее время компания осуществляет опытную эксплуатацию базовых станций с поддержкой Ev-DO Rev. 0 и до конца первого полугодия предполагает реализовать поддержку возможностей Ev-DO Rev. A.

На пресс-конференции г-н Акулов продемонстрировал крайнюю сдержанность в части конкретных данных о текущем положении компании на рынке и прогнозах на будущее. Он не озвучил ни тарифов на услуги, ни размера инвестиций, ни прогноза абонентской базы в Киеве и области, ни прогнозов ARPU. Более того, были задекларированы весьма осторожные и консервативные взгляды на возможности современных сетевых технологий: “Декларации о том, что в сетях мобильной связи тарифы на передачу данных могут быть ниже, чем в проводных сетях, чреваты дискредитацией самой технологии. Наши тарифы на передачу данных ни при каких условиях не будут меньше 15 копеек. Бросовые тарифы на передачу данных приведут к дискредитации сети”.

Г-н Акулов подтвердил, что “Интертелеком” не является конкурентом для “Телесистем Украины” и реализует совершенно иную бизнес-стратегию. Компания по-прежнему будет позиционировать себя как оператор местной связи. Массовый рынок услуг собственно мобильной связи не рассматривается в компании как привлекательный.