Вслед за производителями фотопринтеров, мыслями о ситуации на рынке делятся ведущие дистрибуторы, которые успешно совмещают продвижение фотоаппаратов и печатающих устройств. Это обстоятельство лишний раз свидетельствует о взаимном влиянии, которые эти рынки оказывают друг на друга.

Насколько популярны и востребованы фотопринтеры в Украине? Оцените динамику продаж фотопринтеров за последний год.

2  Какое взаимное влияние оказывают рынки фотопринтеров и цифровых фотоаппаратов друг на друга? Практикует ли ваша компания какие-либо совместные акции с производителями и дистрибуторами фотоаппаратов?

3  Прогнозируете ли вы снижение стоимости домашней фотопечати? Предпринимает ли ваша компания специальные акции для популяризации фотопечати среди конечных пользователей?

Игорь Михалицин, руководитель маркетинговых проектов и программ, компания ERC

1
  В настоящее время рынок домашней фотопечати развивается быстрыми темпами. Растущая популярность обусловлена более высоким качеством и простотой работы с устройствами. Из достоинств технологии пользователи отмечают, прежде всего, качество печати, во многом уже превосходящее качество фотолабораторий; удобство пользования; малые габариты устройств; и возможность работы без подключения к компьютеру.

Среди производителей фотопринтеров развернулась активная борьба за массового потребителя. При этом вендорам приходится  решать две задачи. Первая — это расширение рынка фотопечати как такового, которое осуществляется за счет привлечения новых пользователей и “отвоевывания” аудитории у традиционных фотолабораторий.  Вторая задача — расширение своей доли в активно растущем секторе рынка. Увеличению числа потребителей во многом способствует рекламная активность производителей, а также большое количество промо-акций для канала продаж и конечных пользователей.

О росте популярности фотопечати как таковой свидетельствуют возросший в течение 2006 года уровень продаж оригинальных расходных материалов: фотобумаги (45%) и картриджей (25%).

Из технологий фотопечати в настоящее время наиболее распространена струйная, в основном в силу невысокой стоимости расходных материалов. Быстрыми темпами прогрессирует термосублимационная печать. Однако ее доля в общей картине рынка домашней фотопечати пока невелика, по большей части из-за высокой себестоимости отпечатка.

В то же время, на наш взгляд, рынок термосублимационной печати сегодня находится в стадии “передела на перспективу”, в котором каждый производитель старается захватить максимальную долю на будущее. Объективно основная конкуренция пока идет не в разрезе технических или потребительских характеристик устройств, а в контексте наиболее удачного маркетингового предложения.

Если говорить языком цифр, то, к примеру, в 2004 году термосублимационные принтеры продавались в единичных экземплярах, а в 2005-м г. их доля в продажах всех фотопринтеров была уже менее 0,5%. В 2006 году удалось довести долю термосублимации в наших продажах фотопринтеров до 2%. Принимая во внимание ограниченность формата печати размером 10х15, а также стоимость отпечатка, это огромный прорыв. Сегодня в формате 10х15 однозначно лидируют термосублимационные устройства, на рынке струйных фотопринтеров этого формата динамика роста также присутствует, однако она носит не настолько “взрывной” характер.

2  С одной стороны, исторически сложилось так, что в плане структуры бизнес-процесса рынки фотопринтеров и цифровых фотоаппаратов достаточно самостоятельные. Зачастую не совпадают производители, каналы дистрибуции, правила ценообразования, розничные каналы, сезонные колебания спроса. С другой стороны, безусловно, увеличение количества цифровых фотоаппаратов способствует увеличению спроса на домашнюю цифровую печать. То есть развитие одного из направлений подстегивает развитие другого. Например, произошедший в течение нескольких предыдущих лет массовый переход пользователей на цифровое фото привел к росту популярности фотопринтеров.

На рынке термосублимации, несмотря на универсальность и совместимость термосублимационных принтеров, заметна достаточно сильная монобрендовая зависимость. Таким образом, лидерами продаж термосублимационных фотопринтеров, скорее всего, будут лидеры продаж цифровых компактных фотокамер. На рынке струйной фотопечати такой зависимости не наблюдается.

Если говорить о совместных акциях с производителями, то из недавних событий наиболее ярким и успешным нашим мероприятием, объединившим направления цифрового фото-, видео- и фотопечати, стала III Партнерская Конференция ERC, состоявшаяся в ноябре 2006 года. В конференции участвовали основные мировые вендоры, присутствующие на украинском рынке, а также более 200 партнёров ERC, специализирующихся на “цифре”. Была представлена фото-, видеопродукция, устройства цифровой печати и обработки изображений компаний Apple, Canon, Crumpler, Epson, JVC, НР, Kodak, Nikon, Panasonic, Pentax, Sony.

В массовом сегменте прослеживается определённая стратегия вендоров: сделать домашнюю струйную печать конкурентной по цене печати в традиционных фотолабораториях. Например, достичь этого можно, предлагая экономичные упаковки расходных материалов для струйной фотопечати.

Также вендоры делают большие ставки на термосублимационную фотопечать, однако на сегодняшний день себестоимость такого отпечатка формата 10х15 см находится на уровне 1,5 грн., что пока дороже фотолаборатории и струйной фотопечати. Слухи о снижении стоимости ходят давно, однако реальных причин для ее существенных изменений пока нет, отчасти из-за того, что рынок термосублимационных технологий находится в стадии развития. Возможно, такое снижение и произойдет, но после насыщения рынка и перехода конкуренции в новую стадию.

Безусловно, мы проводим акции для популяризации фотопечати. Так как мы дистрибуторская компания, делаем это через наших розничных партнеров. Продвижению новых технологий фотопечати помогают демо-программы, акции, спецпредложения, а также выставки, конференции и обучение наших партнеров.

Мы регулярно предлагаем нашим партнерам акции по термосублимационным принтерам. К примеру, в начале года у нас было уникальное розничное предложение по комплектам с термосублимационными принтерами Sony, — оно позволило нашим партнерам существенно повысить оборачиваемость и прибыльность этого направления. Сейчас идет акция по термосублимационным принтерам Canon. Такие акции нашим партнерам необходимы, так как для продажи подобной техники обязательны интересные розничные предложения.

Владимир Глущенко, бренд-менеджер по направлению Epson департамента дистрибуции MTI


1
  Сегодня фотопринтеры пользуются повышенным спросом: он начал ощутимо расти еще с середины 2004 года и продолжается до сих пор. За истекший период заметно некоторое перераспределение долей по стоимости фотопринтеров. Если раньше относительно большим спросом пользовались более дорогие фотопринтеры, то сейчас произошло смещение в сторону более дешевых, и в количественном отношении их продажи выросли. Еще один интересный момент: доля Epson в денежном выражении ощутимо сместилась в пользу фотопринтеров по сравнению с продажами обычных четырехцветных струйных устройств. К тому же, в последнее время ценовой разрыв межу обычными струйными принтерами и фотопринтерами сокращается.

2  На сегодняшний день очевидно, что рынок цифровых фотоаппаратов оказывает существенное влияние на рынок фотопринтеров. Рост числа обладателей цифровой фототехники порождает рост спроса на цифровую фотопечать, в том числе и увеличение количества пользователей, желающих печатать фотографии у себя дома, не обращаясь в фотолаборатории. Ведь стоимость печати фотографии на фотопринтере с использованием оригинальных расходных материалов уже приближается к стоимости печати в фотолаборатории. К тому же, печатая фотографии дома, вы получаете определенные преимущества: возможность редактирования, более высокое качество отпечатка и светостойкость фотографии. Широкий выбор фотопринтеров дает возможность пользователю создать домашнюю фотолабораторию даже без компьютера. Современные фотопринтеры оснащены для этого всем необходимым: считывателем флэш-карт различных типов, цветным дисплеем для просмотра фотографий, возможностью редактирования, совместимостью почти со всеми цифровыми фотоаппаратами и функцией прямой печати с них через USB-интерфейс.

3  Стоимость отпечатка формата 10х15, полученного на фотопринтере, уже сейчас такая же, как и в некоторых лабораториях, и составляет порядка 1 грн.

Что касается популяризации домашней фотопечати, то в этом есть большая заслуга представительств вендоров. В частности, представительство Epson проводит всевозможные PR-акции, представляет фотопринтеры на различных выставках, размещает рекламу во многих известных изданиях и метрополитене, имеет большой штат промоутеров, которые демонстрируют преимущества фототехники конечным пользователям.