Одно из наиболее значимых преимуществ беспроводных Wi-Fi-технологий — возможность создания публичных зон доступа в интернет в общественных местах — пожалуй, в первую очередь востребовано на объектах транспортной инфраструктуры. Между тем Украина в этом отношении безнадежно отстаёт от своих европейских соседей, для которых Wi-Fi-доступ в аэропортах и крупных вокзалах уже стал привычным делом. Впрочем, с недавнего времени государственные власти решили всерьёз пересмотреть своё отношение к этой проблеме.


Демо-стенд в зале вылета ГМА “Борисполь” постоянно в центре внимания
Демо-стенд в зале вылета ГМА “Борисполь” постоянно в центре внимания
Результатом стало создание Министерством транспорта и связи специальной рабочей группы для проработки и предоставления предложений по построению на территории железнодорожных вокзалов, морских портов, аэропортов и автостанций пунктов коллективного доступа в интернет, применению Wi-Fi-технологий, открытию интернет-кафе, установке интернет-таксофонов.

Пока ещё рано говорить о масштабных результатах претворения этой программы в жизнь, однако первые шаги на пути к её реализации уже сделаны. С сентября в Государственном международном аэропорту (ГМА) “Борисполь” начала работу в тестовом режиме зона публичного Wi-Fi-доступа. Учитывая, что речь идёт о крупнейших воздушных воротах страны, её своеобразной визитной карточке, реализация такого проекта была уже давно ожидаемой и необходимой. 8 декабря состоялось официальное открытие демо-зоны, что послужило поводом для пресс-конференции, организованной совместными усилиями компаний Intel, Samsung, руководства ГМА “Борисполь” и Минтранссвязи Украины.

Кроме того, в зоне беспроводного доступа — на территории зала вылета международных рейсов на втором этаже терминала В — начал работу демо-стенд, состоящий из пяти ноутбуков Samsung бизнес-класса с поддержкой технологии Intel Centrino для мобильных ПК. Ноутбуки подключены к беспроводной сети стандарта 802.11b, состоящей на данный момент из трёх точек доступа Symbol AP 100. Любой пассажир в течение всей зимы может совершенно бесплатно выйти в интернет или проверить свою электронную почту с помощью ноутбуков на демо-стенде. Начало коммерческой эксплуатации сети намечено на 1 марта, пока же специалисты изучают спрос на услугу и степень нагрузки на сеть, заявил Виктор Коломиец, начальник информационного центра ГМА “Борисполь”.

У Минтранссвязи Украины и руководства аэропорта большие планы по совместной реконструкции ГМА и развитию на период 2005–2020 гг. По словам Александра Шишкова, генерального директора ГМА “Борисполь”, на строительство пойдут средства японского кредита в размере 175 млн. долл. (19,92 млрд. японских иен), выделенного на 30 лет под 1,5% годовых. В перспективе “Борисполь” должен стать крупным транзитным аэропортом, обслуживающим авиасообщение между Азией, Америкой, Западной и Восточной Европой. В период с января по ноябрь 2005 года общий пассажиропоток в нём превысил 3,5 млн. человек, что почти на четверть больше показателей за аналогичный период прошлого года.

Конечно, сегодня аэропорт такого уровня сложно себе представить без наличия зон публичного беспроводного доступа. По мере его реконструкции проект Wi-Fi-доступа получит дальнейшее развитие, в первую очередь будут покрыты первый этаж терминала В и здание прилегающей к его территории гостиницы. После завершения ремонта в здании аэровокзала внутренних авиалиний, проведение которого намечено на 2006 год, его пассажиры тоже получат возможность воспользоваться такой услугой. Ориентировочно к началу летней навигации ГМА “Борисполь” планирует запустить систему идентификации багажа с использованием построенной беспроводной сети.

Владимир Шаров, глава представительства Intel в Украине, рассказал об опыте эксплуатации Wi-Fi-систем на других транспортных объектах. В этой связи наиболее показателен опыт авиакомпании Lufthansa, которая первой в индустрии предложила на трансатлантических авиарейсах беспроводной доступ в интернет. Услуга Connexion by Boeing прошла верификацию в рамках программы Intel Wireless Verification Program, и теперь ее активно продвигают на рынок совместными усилиями авиастроительный концерн Boeing и компания Intel. На сегодняшний день Connexion by Boeing доступна на борту 70 авиалайнеров не только Lufthansa, но и ANA, China Airlines, Japan Airlines, Scandinavian Airlines и Singapore Airlines. К сожалению, отечественные авиаперевозчики в ближайшее время не рассматривают возможность оснащения своих самолетов подобным оборудованием.

До конца не решена пока и проблема так называемого интеллектуального роуминга между сетями Wi-Fi на Украине. Только по официальным данным ассоциации Wireless Ukraine (WU), на Украине уже около 100 точек доступа, за которыми стоят различные операторы или отдельные компании, предоставляющие услуги на их основе. Это существенно усложняет для пользователей процесс оплаты за услуги Wi-Fi-доступа, поскольку необходимо осуществлять платежи напрямую владельцу каждой отдельно взятой сети. Решить проблему позволит создание единого виртуального роумингового пространства — этот вопрос пока только на стадии обсуждения WU и Минтранссвязи Украины.