Владлен Березин, директор по проектам Innoware, РМР Дмитрий Попинако, генеральный директор Innoware

PCWeek/UE: В чем, по вашему мнению, заключается важнейшая проблема украинских ERP-проектов?


Владлен Березин: Для того, чтобы компания, внедряющая ERP-решения была прибыльной ее специалистам необходимо одновременно вести не менее пяти проектов
Владлен Березин: Для того, чтобы компания, внедряющая ERP-решения была прибыльной ее специалистам необходимо одновременно вести не менее пяти проектов
Владлен Березин:
Бизнес по управлению проектами в Украине отсутствует как таковой. Практически никто не приобретает специализированных решений для управления проектами. Компании не создают проектные офисы. Взгляните, хотя бы на биржу труда: там нет заявок на такого рода специалистов.

PCWeek/UE: Как же в Украине внедряют ERP?

В. Б.:
Не надо путать проектные офисы, которые должны работать в холдингах или крупных предприятиях с проектами внедрения ERP-решений или каких-либо элементов ИТ-инфраструктуры. В рамках проекта автоматизации мы создаем на предприятии собственный временный проектный офис, использующий наши технологии: контракты, планы проектов, методику построения проектных групп, документацию, процедуры. Он заставляет работать компанию в необходимом режиме. На начальном этапе сотрудничества с заказчиком, во время переговоров, мы определяем, сможет ли компания работать по этой технологии. Если наши консультанты встречают слишком сильное сопротивление и нежелание работать в рамках процедур проектного менеджмента, мы с таким предприятием работать не будем — слишком высоки риски. Наш опыт показывает, что практически все такие проекты являются провальными.

Некоторые предприятия, делают соответствующие выводы и используют эти технологии в дальнейшем, уже после окончания ERP-проекта. Подавляющее же число предприятий об этом забывает сразу после проекта. Поэтому около двух лет назад мы прекратили привлекать сотрудников заказчика в качестве руководителей проектов при внедрении ERP-системы, в этом нет необходимости.

На наших проектах есть один руководитель и его заместитель, именуемый координатором, его полномочия существенно ограничены. Проектом полностью управляет наш специалист, используя нашу методологию.


Дмитрий Попинако: Проекты в небольших компаниях могут быть настолько сложными, что для их реализации и трех лет будет мало
Дмитрий Попинако: Проекты в небольших компаниях могут быть настолько сложными, что для их реализации и трех лет будет мало
Дмитрий Попинако: Мы вынуждены так поступать потому, что экспертизы по управлению проектами на предприятиях нет, а если ее не будет в проекте, он не состоится.

PCWeek/UE: Как без этого обходятся другие украинские вендоры и интеграторы?

Д. П.:
Большинство компаний, внедряющих корпоративные системы, значительную долю своей прибыли получают от других направлений своей деятельности. Внедрение же ERP-систем является сопутствующим направлением.

В. Б.: Опыт показывает: для того, чтобы компания, внедряющая ERP-решения, была прибыльной ее специалистам необходимо одновременно вести не менее пяти проектов среднего масштаба. Данное правило справедливо для всех отечественных внедренцев. У нас было множество шансов убедиться в этом.

PCWeek/UE: Сколько проектов ведете вы?

В. Б.:
Мы ведем больше. Доходило даже до двенадцати одновременно выполняемых проектов. Бывает, конечно, и меньше, но обычно мы удерживаем это количество на уровне пяти-семи.

PCWeek/UE: А сколько всего проектов реализовала ваша компания?

В. Б.:
45. Мы несколько ограничили свою целевую аудиторию. В силу определенных соображений мы не работаем с государственными структурами.

PCWeek/UE: На какие сегменты рынка вы ориентируете свои услуги?

Д. П.:
К сожалению, таких проектов как “Запорожтрансформатор” в ближайшем будущем у нас не предвидится. По некоторым параметрам “ЗТР” является крупнейшим на сегодня проектом в Украине и входит в пятерку наиболее масштабных внедрений на промышленных предприятиях в Европе. Но есть и более сложные проекты: в этой области очень много нюансов, которые сильно влияют на общую картину. Например, проекты в дистрибуционных, компаниях могут быть настолько сложными, что для их реализации и трех лет будет мало. Особо сложно внедрять ERP-решения в холдинговых структурах.

PCWeek/UE: Кто вам составляет конкуренцию в СМБ-сегменте?

В. Б.:
В нижней его части мы пересекаемся с “1С”, в верхней конкуренции практически нет. Крупные компании предпочитают решения Oracle или SAP (хотя многим из них отлично подошла бы Axapta или Navision, эти решения отличает более низкая стоимость владения), поэтому с ними мы тоже фактически не конкурируем.

Причиной такой ситуации я считаю, отсутствие рынка ERP-решений в Украине как явления. То, что мы можем наблюдать, я бы назвал исключительно хаотичным спросом. Анализируя рынок за последние пять лет, мы наблюдаем тенденцию, согласно которой количество проектов, реализуемых в украинских компаниях, постепенно снижается (в процентном отношении), зато увеличивается число проектов в западных структурах. В мае прошлого года был период, на протяжении которого 2–3 раза в день мы встречались с западными инвесторами — англичанами, поляками, немцами. Это была волна эйфории после оранжевой революции, которая закончилась в начале лета. А украинский локальный рынок как был на минимальном уровне, так и остался.

PCWeek/UE: Как вам удается работать на таком непростом рынке?

Д. П.:
Большинство страхов мы оставили в прошлом. Сейчас мы стараемся географически диверсифицировать свою деятельность: недавно мы создали подразделение в России. За счет наших разработок — вертикальных модификаций — мы проникаем на рынки других стран.

В. Б.: Мы рассчитываем на то, что украинский рынок будет развиваться за счет западных компаний, открывающих в нашей стране бизнес. Потенциала для активного роста на отечественном ERP- рынке мы пока не видим: ни ВТО, ни зоны свободной торговли с ЕС наши компании не боятся, наверное, потому что пока не представляют себе рисков для бизнеса, связанных со вступлением Украины в эти структуры.

Количество игроков, которые хотят выбраться из нижнего яруса в лидеры и поэтому нуждаются услугах, в том числе и в наших, остается стабильным из года в год. Причины такой ситуации я объяснить не могу.