Стремление украинского парламента поднять уровень законодательной базы, защищающей интеллектуальную собственность — одно из условий приема Украины в Евросоюз — уже этой осенью может обернуться для компаний массовыми проверками. Ужесточение санкций может наступить после второго чтения поправок к Закону об оптических носителях информации. Пока что эти поправки приняты в первом чтении. Компаниям, все еще использующим нелицензионное ПО, остается всего не-сколько месяцев на то, чтобы привести дела в порядок.


На январьской встрече в Давосе Виктор Ющенко пообещал активизицию антипиратсткой деятельности, а Билл Гейтс — поток инвестиций в Украину
На январьской встрече в Давосе Виктор Ющенко пообещал активизицию антипиратсткой деятельности, а Билл Гейтс — поток инвестиций в Украину
С чего начать

Программное обеспечение надо приобрести. И сделать это необходимо правильно. Существует два способа стать обладателем лицензионного ПО. Первый — заказать у разработчика. Для того чтобы разработанное под заказ приложение (или набор приложений) соответствовало условиям лицензирования, понадобится договор между разработчиком и заказчиком. Причем покупатель ПО должен являться именно заказчиком работ по созданию этого обеспечения.

Вторым способом получить лицензированное программное обеспечение является покупка готового продукта.

Наиболее приемлемым для средней и крупной фирмы вариантом является покупка корпоративной версии программных продуктов. Лицензионную чистоту такого продукта подтверждает именной сертификат. Для средних и небольших фирм базовое ПО может также поставляться в ОЕМ-версиях (при покупке и усовершенствовании аппаратного обеспечения компьютеров). Свидетельством лицензионности такого ПО является полный комплект поставляемого пакета и оплаченный счет. Стандартно такой пакет может включать в себя установочный диск, инструкцию пользователя и наклейку с серийным номером. Более дорогим, но в то же время наиболее простым способом приобрести лицензированное ПО является покупка коробочной версии продукта.

Основным отличием коробочного варианта от прочих является возможность покупки программного обеспечения непосредственно в магазине.
Контролирующие органы могут попросить показать полный комплект поставки (содержимое коробки) и чек, подтверждающий его приобретение.

Также можно обзавестись альтернативным бесплатным ПО. Это программное обеспечение распространяется по лицензии GNU (www.gnu.org) и может быть использовано, скопировано либо изменено по собственному желанию пользователя. Правда, если при установке к этому ПО прилагается лицензионное соглашение, то его желательно со-хранить для контролирующих органов. Кстати, народный депутат Богдан Олийнык еще в июне 2003 года подал в Верховную Раду проект закона Украины “Об использовании Открытых форматов данных и Свободного программного обеспечения в государственных учреждениях и государственном секторе хозяйства” (подробнее с его особенностями можно ознакомиться на http://opensoft.org.ua). Но ощутимых шагов в эту сторону пока никто не предпринял.

Почему представители контролирующих органов могут прийти в офис с проверкой? На сегодняшний день практически во всем мире принята авторско-правовая модель охраны компьютерных программ, и Украина не исключение (ст. 8 ЗУ “Об авторском праве”). Этим законом предусмотрена правовая охрана формы выражения произведения. Она не распространяется на какие-либо идеи, теории, принципы, методы, процессы, даже если они описаны, разъяснены и проиллюстрированы в произведении.

Детальный перечень действий, которые в Украине считаются нарушением авторского права по части ПО, представлен в ст. 50 Закона об авторском праве. Следующая же, 51-я статья закона, говорит об ответственности.

Субъекты авторских прав при их нарушении могут требовать признания и возобновления прав. То есть при желании, правообладатель может подать иск с требованием об возобновлении нарушенных прав и (или) о пресечении действий, которые их нарушают или угрожают нарушением. Кроме этого, он может подавать иск о возмещении морального и материального ущерба, в том числе упущенную выгоду. Либо иск о выплате компенсации (от 10 до 50 000 необлагаемых налогами минимумов то есть от 170 до 850 000 гривен), для возмещения убытков.

Что же касается ответственности, то в зависимости от цели и субъектного состава ее можно разделить на два основных направления:

ответственность, направленная на защиту и восстановление гражданских прав субъекта интеллектуальной собственности, а также на возмещение причиненного ему вреда — гражданская ответственность (ст. 431, 432 ЦКУ, ст. 52, 53 Закона “Об авторском праве и сопредельном праве”);
ответственность, направленная на предотвращение соответствующих правонарушений, предусматривает взыскание или наказание для правонарушителя. Административная (ст. 51-2 ККоАП) или уголовная ответственность (ст. 176 УК).

Административная ответственность, согласно ст. 512 Кодекса Украины об административных правонарушениях, наступает за незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности (компьютерной программы, базы данных), присвоение авторства на такой объект или другое умышленное нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности, которая предохраняется законом. Такие действия влекут за собой наложение штрафа от десяти до двухсот не облагаемых налогами минимумов (170-3 400 грн.) с конфискацией незаконно изготовленной продукции, оснащения и материалов, которые предназначенны для ее изготовления. Отечественные аналитики, кстати, считают такое наказание недостаточно эффективным из-за низкого размера штрафов.

Уголовная ответственность наступает за незаконное воспроизведение, распространение компьютерных программ и баз данных, а также другое использование чужих произведений, компьютерных программ и баз данных, то есть за нарушение авторского права в крупных размерах. Указанные действия, соответственно ст. 176 Уголовного кодекса Украины, наказываются штрафом от ста до четырехсот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан (1 700-6 800 грн.) или исправительными работами на срок до двух лет, с конфискацией всех экземпляров — материальных носителей компьютерных программ, баз данных, оснащения и материалов, предназначенных для их изготовления и воспроизведения.

Откуда едет ревизор

Проверять ПО на лицензионность могут представители трех разных государственных органов.

Во-первых, государственный контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, независимо от форм собственности, требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности, в частности авторского права, осуществляют инспекторы из Государственного департамента интеллектуальной собственности (www.sdip.gov.ua). Занимаются они этим согласно Положению о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 17 мая 2002 г. №674. Выполняют эту обязанность они  во время плановых и вне-плановых проверок деятельности субъектов хозяйствования, обзора оборудования в установленном законом порядке.

Правоохранительные органы, в зависимости от обстоятельств, могут предпринять внеплановую проверку, либо занести подозрительную компанию в перечень объектов, которые нужно проверить в текущем полугодии. Инспектор должен получить в своем ведомстве разрешение на проверку (не позднее 10 дней, до даты проверки), заверенное печатью и подписью начальника инспекторского управления. Нежданно-негаданно инспектор придти в этом случае не имеет права. На протяжении 10 дней он обязан позвонить руководству компании и предупредить об предстоящей провеке. А когда придет — показать разрешение и служебное удостоверение.

Что же касается полномочий, то, соответственно г. 1 п. 8 упомянутого Положения, эти инспекторы наделены правом проверять у субъектов хозяйствования наличие разрешения на использование объектов права интеллектуальной собственности на любой стадии их производства, распространение или использование. Соответственно же пункту 17 Положения, субъект хозяйствования, который проверяется, обязан создать условия для проведения проверки (приостановить работу, попросить коллектив устроить кофе-брейк за пределами офиса), а также предоставить практически любые средства, необходимые государственному инспектору для выполнения своих полномочий в соответствии с этим Положением.

Кроме того, соответственно подпунктам 3 и 4 того же п. 8 Положения, государственные инспекторы имеют право требовать от субъекта хозяйствования обеспечение доступа к любому диску, матрице или документу отчетности, сохранение и ведение которых предполагается законо-дательством, в любом формате, электронной или иной форме, в частности, к лицензиям или другим документам, которые подтверждают право субъекта хозяйствования на воспроизведение на диске или матрице объектов авторского права, а также осматривать, изымать с целью изучения на необходимый (читай — любой) строк любые диски, матрицы в случае наличия у государственного инспектора достаточных оснований подозревать совершение нарушения авторского права. Вот только, как следует понимать словосочетание “обоснованные основания подозревать” в Положении ничего не сказано. Тут законодательство полагается на опыт инспектора. На практике же это означает, что любые неосторожные действия или фразы могут быть восприняты, как достаточные основания.

Постучать к вам могут и с Государственной службы борьбы с экономической преступностью Министерства внутренних дел Украины. Эти гости, кстати, не обязаны заранее уведомлять о своем приходе. С них требуется только удостоверение и распоряжение о проверке, поскольку они проводят оперативно-розыскные работы, в частности, связанные с установлением фактов нарушения прав интеллектуальной собственности. Это предусмотрено подпунктом 6 п. 4 Положения о Государственной службе борьбы с экономической преступностью, утвержденного постановлением КМУ от 5 июля 1993 года №510. Указанные подразделения Государственной службы борьбы с экономической преступностью, при наличии у них данных о нарушении законодательства, которое регулирует финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность и которые влекут за собой уголовную ответственность, пользуются правом беспрепятственного входа в помещения предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), а также в производственные помещения, склады, хранилища, которые используются гражданами для предпринимательской деятельности.

Третьими контролерами могут выступать органы Государственной налоговой службы Украины. Эти полномочия оговорены в ст. 51 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Результатом может стать повестка в хозяйственный суд.

Ремни затягиваются туже

В связи с прошлогодними политическими переменами правительство нашей страны активизировало сотрудничество с западными институциями в области защиты авторских прав. Для того, чтобы вступить во Всемирную организацию торговли, стране нужно распрощаться с многими схемами мошенничества в законе. Ликвидация зон свободной торговли и недюжинный шум на таможне — только начало этих перемен. А народные избранники весьма оперативно в первом чтении приняли поправки к Закону об оптических носителях информации. Можно предположить, что, стремясь получить дивиденды в форме рекомендационного письма Соединенных Штатов для вступления в ВТО и снятия торговых санкций этой страной, власть будет содействовать быстрому и безболезненному прохождению законопроекта и во втором чтении. Тогда уголовная ответственность за нарушение авторского права на программное обеспечение станет значительно жестче, и что более важно, эффективнее. Сейчас Главное экспертно-научное управление Верховной Рады указывает, что из-за своей запутанности, противоречивости и неоднозначности старые нормы — совершенно непригодные для использования. Также Управление настаивает и на важности “ареста, конфискации и уничтожения материалов и орудий производства, которые использовались в ходе правонарушения”. Так что, если через полгода поправки примут (а вероятность этого весьма высока), ситуация сильно изменится. У пользователям сомнительного программного есть еще несколько месяцев для того, чтобы привести дела в полный порядок.