Исполнилось 5 лет одному из крупнейших отечественных учебных центров для ИТ-специалистов — Центру Знаний «Инком». Центр Знаний начал свою деятельность с авторизованных курсов Ciscо, на которых за это время прошли подготовку более 3000 специалистов, в том числе девять сертифицированных инструкторов (CCSI). Сегодня в учебном центре проводится более 30 тренингов Ciscо, а Центр Знаний получил статус Cisco Learning Partner (CLP).

За пять лет деятельности в Центре были открыты курсы по направлениям ведущих мировых разработчиков. Уже на протяжении трёх лет проводятся авторизованные курсы Microsoft, получен статус Microsoft Certified Partner for Learning Solutions (MCPLS). С 2006 года на базе Центра Знаний действует авторизованный учебный центр Sun Microsystems (ASEC), который проводит более 10 курсов по администрированию Sun Solaris 9 и 10. В 2007 году открыт ряд новых курсов по направлениям Cisco Systems, Microsoft, Sun Microsystems и продуктам компании NetApp для центров обработки данных. Общее количество подготовленных за 5 лет специалистов превысило 5000.

О перспективах разви­тия рынка обучения ИТ-специалистов в Украине редакция PCWeek/UE беседует с Игорем Закаловым, директором Центра Знаний «Инком».

PCWeek/UE: Как вы оцениваете качественные изменения рынка? Сместился ли акцент в сторону определённых специалистов или вертикалей?


Игорь Закалов, директор Центра Знаний «Инком»
Игорь Закалов, директор Центра Знаний «Инком»
Игорь Закалов:
За последние несколько лет отечественный ИТ-рынок существенно изменился. Я могу говорить о рынке в целом, основываясь на опыте  нашего учебного центра. За те пять лет, которые я работаю на рынке образования, ситуация изменилась к лучшему, что также относится и к качеству обучения ИТ-специалистов. Во-первых, это связано с тем, что большин­ство руководителей компаний сегодня понимают, насколько важно развивать и обучать своих специалистов. В связи с этим они начали вкладывать средства в подготовку кадров. Во-вторых, руководители осознают, что ИТ-подразделения компаний являются основой развития всего бизнеса, и сами заказчики, обращаясь к нам, предъявляют повышенные требования к качеству обучения своих сотрудников. Поэтому мы «растём» вместе с нашими заказчиками.

О развитии и улучшении рынка образования можно судить и по тому, какой центр мы построили год назад. До 1 июня 2006 года наш учебный центр размещался в трёх классах, но полтора года назад было принято решение построить самый крупный отечественный учебный центр: нам хотелось создать базу, которая качественно была бы выше, чем всё то, что имелось на то время в Украине. Мы постарались сделать так, чтобы клиенты, которые приходят на обучение, были обеспечены всем необходимым. Строительство и оснащение нового центра обошлось более чем в 1,5 млн. долл., из которых $ 500 тысяч ушло на закупку нового оборудования. Это огромная сумма для такого бизнеса. Особо отмечу, что для более эффективного взаимодей­ст­вия с заказчиками в нашем центре работают 10 менеджеров, каждый из которых курирует определённое направление бизнеса или сектор экономики. Кроме того, мы проводим специальные бесплатные семинары для клиентов, на которых рассказываем о новых технологиях, курсах и т.п.

PCWeek/UE: Как изменилась структура специальностей, которым обучают в вашем центре, и о чём это свидетельствует, по вашему мнению?

И. З.:
Пять лет назад первыми курсами в нашем Центре Знаний были основы построения сетей Cisco. Затем мы стали проводить курсы по построению коммутируемых и маршрутизируемых сетей. Уже через пару лет мы открыли новые направления — все 7 курсов по IP-телефонии, все курсы по сетевой безопасности, курсы по беспроводным сетям, которые сейчас очень востребованы на украинском рынке.

Каждый год мы открываем новые направления, ориентируясь на запросы и потребности наших клиентов — заказчиков и интеграторов. По сути, мы вместе с ними помогаем развивать отечественный ИТ-рынок.

Среди новых и востребованных учебных программ в этом году отмечу курсы по контакт-центрам Cisco. В прошлом году мы открыли направление Sun Microsystems. За полгода 2006 года обучение в нём прошли 50 человек, а в этом году — около 150. С 2004 года Центр Знаний предлагает обучение по продуктам Microsoft. Как всегда, мы начали с базовых курсов — администрирование Windows Server 2003 и Windows Exchange Server, SQL. В настоящее время мы подготовили тренинги по всем продуктам, которые продаются в Украине.

PCWeek/UE: Можно ли говорить о том, что качество подготовки специалистов выросло по сравнению с предыдущими годами?

И. З.:
Мы уделяем большое внимание качеству проведения тренингов и подготовки наших специалистов. Преподаватели Центра Знаний проходят специальные тренинги — не только в рамках сертификаций, но и бизнес-тренинги для развития коммуникативных, личных, презентационных навыков. Ведут эти тренинги квалифицированные мастера. Кроме того, наши опытные тренеры передают опыт своим молодым коллегам.

В Центре знаний проводится постоянный контроль качества обучения. Так, предусмотрены специальные анкеты, которые заполняются слушателями. Эти анкеты анализируются по разным параметрам: презентационным навыкам тренеров, качеству предоставляемых дополнительных сервисов (питанию, обслуживанию, учебным материалам). На основе полученных данных принимаются соответствующие решения об усовершенствовании или изменении того или иного аспекта работы Центра.

PCWeek/UE: Какова структура заказчиков, отправляющих своих специалистов на обучение? Можно ли сказать, что интеграторы и партнёры западных вендоров уделяют этому вопросу больше внимания, чем крупные корпоративные компании?

И. З.:
Вендоры всегда заботятся о своих партнёрах. Так, компания Cisco, которая сейчас серьёзно нацелена на развитие SMB, хочет расширить канал сбыта за счёт мелких компаний. Это означает, что соответствующим образом должна повыситься квалификация специалистов этих компаний. Поэтому обучение и сертификация сотрудников становится сейчас чрезвычайно важным вопросом.

Примечательно, что по сравнению с партнёрами корпоративные заказчики тратят на обучение своих специалистов значительно больше средств. Причиной этого я бы назвал более высокую начальную профессиональную подготовку сотрудников в компаниях-партнёрах, поэтому они преимущественно идут на более продвинутые курсы по hi-end-технологиям, и значительно меньше — на базовые тренинги. А корпоративные заказчики начинают обучение своих специалистов с нуля и потом доходят до определённого уровня, пройдя всю линейку направлений.

PCWeek/UE: На отечественном ИТ-рынке всё ещё наблюдается дефицит специалистов всех направлений. Каким образом, по вашему мнению, можно изменить ситуацию и решить проблему нехватки ИТ-кадров?

И. З.:
Не только на украинском, но и на мировом ИТ-рынке растёт дефицит ИТ-специалистов. По моему мнению, причина этого проста: ИТ-рынок и потребность в кадрах растут быстрее, чем предложение. Ведь существует всего два источника получения квалифицированных специалистов — вузы и специализированные учебные центры.

Ситуация в вузах оставляет желать лучшего, и нельзя сказать, что положение меняется. При многих вузах действует программа сетевых академий Cisco, число которых за последние полтора года выросло в два раза и составляет около 50. Ежегодно они выпускают более 1500 студентов. Но при этом академии Cisco дают своим студентам только базовый уровень подготовки — CCNA, а на рынке востребованы специалисты по IP-телефонии, безопасности, контакт-центрам. Обучение по этим направлениям, по сути, проводят только специализированные центры, а по многим курсам — только наш Центр Знаний.

Создание академий при вузах тем не менее не может полностью решить проблемы — большинство студентов не знают английского языка, а в самих вузах отсутствуют необходимое оборудование и инструкторы соответствующего уровня. В то же время учебные программы и предметы, которые преподаются в вузах, устаревают. Отсутствие материальной базы усугубляется ещё и тем, что сами преподаватели не готовы учить студентов востребованным на рынке курсам. Эта проблема не является специфичной для Украины, она глобальна и критична для всех стран.

Для решения проблемы дефицита кадров необходимы не только большие временные и финансовые ресурсы. Для этого нужна помощь Министерства образования, Министерства финансов, вендоров и многих других компаний. Ещё одним препятствием к развитию образовательного бизнеса является его низкая рентабельность. Образовательный бизнес отнюдь нельзя назвать прибыльным, поэтому на рынке обучения за последние 5 лет не появилось ни одного нового учебного центра. Сегодня на нём присутствуют те же игроки, что и раньше, — «Квазар-Микро», BMS Сonsulting, «S&T Софт-Троник», «АМИ» и наш Центр Знаний. Тем более не инвестируются деньги в существующие центры, они функционируют скорее как топ-услуга для системных интеграторов и их клиентов. К сожалению, единственный путь выхода из этой серьёзной ситуации я вижу в создании и разработке специальных программ совместно с министерством образования и отдельными вузами, которые будут их внедрять.

PCWeek/UE: В последнее время наблюдается тенденция к повышению зарплат ИТ-специалистов. Чем, на ваш взгляд, это обусловлено и каковы перспективы?

И. З.:
В первую очередь это связано с кризисом дефицита кадров и с ростом цен, в том числе на недвижимость. Это законы экономики: если есть спрос и при этом нет предложения, то цена на продукт будет расти, в данном случае речь идёт об ИТ-специалистах. В последнее время заказчики и системные интеграторы повышают зарплаты сотрудникам, с этим сталкиваюсь и я как работодатель.
Таким образом, главная причина роста зарплат ИТ-специалистов не в том, что резко повысились знания или навыки сотрудников — основную роль играют дефицит кадров и повышение цен.

PCWeek/UE: Существуют ли у Центра Знаний свои программы взаимодействия с вузами или вы работаете с ними только в рамках программ вендоров?

И. З.:
Совместные программы вендоров и высших учебных заведений направлены на обучение как студентов, так и сторонних слушателей. Но здесь мы с вендорами никак не пересекаемся — сотрудничество Центра Знаний с вузами является нашей личной инициативой, которая в основном и направлена на ликвидацию дефицита кадров.

В вузах, без сомнения, нетрудно найти людей, которые заинтересованы в проведении курсов и хотели бы давать людям специализированные знания. Но они сталкиваются с проблемой нехватки дорогостоящего оборудования, тренеров и учебной базы. Мы продумываем с ними стратегию взаимодействия по специальным программам, которые могут включать в себя поставку оборудования в рассрочку, бесплатную подготовку тренеров, осуществление информационной, технической, а также консультационной поддержки.

Однако не менее важной, чем материальная проблема, является проблема менеджмента. Хотя наши обучающие программы действительно интересны вузам, это не значит, что есть конкретные люди, которые могли бы собирать группы, привлекать людей, объяснять студентам, что это и для чего это нужно. Так, программа взаимодействия с «КПИ» работает уже 5 лет, а вот попытки развить её с другими вузами встречают уже описанные трудности. На самом же деле единственная и самая главная задача вузов — набирать студентов, при этом для эффективного взаимодействия вузам необходимо не только проявлять заинтересованность, но и активно участвовать в наших совместных проектах.

Многие заказчики, интеграторы обращаются к нам с просьбами порекомендовать обучающихся у нас студентов. Но, поскольку в Центре Знаний в основном учатся специалисты компаний, рекомендовать нам некого. Таким образом, если бы мы обучали студентов, то могли бы не просто их рекомендовать, а даже и «продавать».

PCWeek/UE: Является ли обучение формой бизнеса для самих разработчиков?

И. З.
Для большинства вендоров обучение, по большому счёту, не является бизнесом. Поэтому вся прибыль от курсов уходит на окупаемость затрат тех подразделений разработчика, которые занимаются подготовкой учебных программ, вопросами взаимодействия с партнёрами, развитием партнёров и т.д.

Вендоры сами очень заинтересованы в наличии учебных центров, потому что они популяризируют их технологии. Обученный человек проявит больше лояльности к продукции именно этого разработчика, чем к технологиям других производителей. Мы не раз это наблюдали на наших тренингах и в ходе взаимодействия с нашими студентами. Человек, прошедший определённый курс, разбирается в специализации оборудования, его функциональности и использует эти знания, чтобы повысить производительность работы своей компании, улучшить функциональность системы, оптимизировать масштабируемость сети и т.д. Поэтому для вендора обучение представляет важный маркетинговый инструмент, который оказывает значительную помощь при продажах.

PCWeek/UE: Расскажите о стратегии развития Центра Знаний в ближайшем будущем.

И. З.
Каждый год мы открываем новые направления: например, в 2007-м подписали эксклюзивный контракт с московской компанией «5–55» на проведение курсов по управлению ИТ-сервисами. Кроме того, открыли новое направление IPCC для администраторов поддержки контакт-центров Cisco. Первые два раза мы проводили эти курсы с участием инструкторов из Австралии, затем был обучен и сертифицирован наш тренер. Это довольно серьёзное достижение, потому что инструкторов по этому направлению всего около десяти во всём в мире.

Каждые два-три месяца мы открываем новые тренинги и направления, о чём проведены переговоры с рядом вендоров. Скорее всего, будут подписаны ещё несколько контрактов на открытие авторизованных курсов разработчиков на нашей базе.

К особенностям нашего Центра Знаний я могу отнести стремление к комплексному подходу, при котором заказчику не приходится искать различные курсы в разных учебных центрах. Мы не в состоянии предложить все курсы, но мы охватываем большинство потребностей наших клиентов. Центр Знаний специализируется в первую очередь на тренингах hi-end-уровня, таких как курсы по IP-телефонии, безопасности, контакт-центрам, учебные программы таких вендоров, как Sun Microsystems, Cisco, Microsoft и Oracle. Мы ориентируемся на проведение не базовых, а «продвинутых» тренингов и стараемся предоставлять нашим клиентам услуги высочайшего уровня.