Корпорация Microsoft объявила о запуске в производство нового варианта своего популярного продукта для управления отношениями с клиентами — Microsoft Dynamics CRM 4.0, ранее известного под кодовым именем Titan. Он будет распространяться во всем мире более чем на 25 языках. Англоязычный пакет должен был выйти на рынок еще до наступления нового года, остальные национальные версии планируется выпустить в течение января — апреля 2008 г. Официальный анонс русскоязычного продукта намечен на 29 февраля.


Dynamics CRM занимает особое положение в семействе делового ПО Microsoft Dynamics главным образом потому, что в отличие от ERP-решений он является «родной» (а не приобретенной) разработкой корпорации. Поэтому в нем были изначально заложены архитектурные принципы, нацеленные на интеграцию с платформой Microsoft в целом, и на развитие продукта в минимальной степени влияли вопросы преодоления унаследованных проблем. По оценкам наблюдателей, Dynamics CRM занимает ведущие позиции на рынке ПО подобного назначения, преимущественно в сегменте малых и средних заказчиков. Успех продукта объясняется тем, что он распространяется в виде OEM-версии, на базе которой независимые разработчики создают собственные продукты (наиболее известный пример — Epicor/Scala CRM).

Отметим, что Microsoft прошла довольно долгий путь от появления закрытой предварительной версии Dynamics CRM (разговоры о Titan начались еще в начале 2006 г.) до официального выхода продукта. Наверное, это объясняется необходимостью серьезной переработки его внутренней архитектуры в связи с новым позиционированием решения на рынке: еще полтора года назад Microsoft объявила, что именно будущая версия Dynamics CRM станет полигоном для опробования модели «софт как сервис» (SaaS) по отношению к бизнес-приложениям корпорации.

И действительно, сейчас сказано, что новый продукт выйдет в двух вариантах: собственно Microsoft Dynamics CRM 4.0, распространяемый через партнеров, и в виде набора онлайновых сервисов Microsoft Dynamics CRM Live, хостинг которых выполняется непосредственно Microsoft. Но второй вариант появится только в США и Канаде, в других странах Microsoft такой услуги оказывать не станет, предлагая реализовать подобный хостинг своим партнерам.

В технологическом отношении продукт Dynamics CRM 4.0 изначально реализован таким образом, что его можно использовать как в виде традиционного установленного у заказчика приложения, так и в виде хостинг-услуги, предоставляемой клиентам по требованию.

Одно из ключевых новшеств Dynamics CRM 4.0 заключается именно в переработанной архитектуре, которая теперь ориентирована на применение модели SaaS. Речь идет о реализации подхода Multitenancy (множественная архитектура), представляющего собой механизм виртуализации сред: возможно создание нескольких пользовательских экземпляров (в том числе с поддержкой на каждом из них своего языкового интерфейса), работающих на базе единого серверного ядра. Из технологических новшеств отметим еще автоматизацию бизнес-процессов на основе механизма Microsoft Windows Workflow Foundation, а также расширенные возможности поддержки групповой работы в реальном времени с использованием недавно выпущенного Microsoft Office Communications Server 2007.