В условиях ужесточающейся конкуренции украинские банки стремятся оптимизировать внутренние и внешние операции, внедряя автоматизированные системы управления. Некоторые банки отдают предпочтение зарекомендовавшим себя во всем мире решениям лидеров индустрии, другие же присматриваются к системам отечественных разработчиков. Одним из таких разработчиков является компания “Бизнес Сервис”, предлагающая систему BS Integrator. Об особенностях применения локальных ERP-систем в банковской сфере PCWeek/UE беседует с президентом компании “Бизнес Сервис” Тарасом Таныгиным.
PCWeek/UE: Что происходит сейчас в банковской сфере в отношении систем автоматизации? Какие тенденции характерны для банковского сегмента?
Тарас Таныгин: В банках сейчас происходит третья волна автоматизации — переход от фрагментарных систем к комплексным интегрированным решениям. Исторически банки являются лидерами автоматизации: именно здесь работали первые программисты, создававшие первые автоматизированные системы (первая волна автоматизации). Сегодня во всех банках существуют автоматизированные системы операционного банковского дня (ОДБ/ front office), без которых невозможно оперативно обрабатывать операции клиентов. Однако уровень автоматизации back office, т.е. внутреннего учета, значительно отличается. Многие банки до сих пор используют свои лоскутные разработки. Часто можно встретить некий конгломерат продуктов разных производителей, закрывающих проблемные участки. Многие банки сейчас подходят к внедрению систем класса ERP, способных предоставить единые средства управления.
Еще одна характерная проблема, над решением которой работают многие банки, связана с консолидацией учета в территориально распределенных структурах. До недавних пор учет в региональных представительствах производился с помощью локальных систем в режиме offline с последующей консолидацией данных в центральном офисе. Невозможность получать оперативную информацию в центре снижает конкурентоспособность банка. Потребность консолидации информации в режиме реального времени приводит к пониманию необходимости создания информационного пространства и внедрения комплексной системы учета. Это и есть следующая волна автоматизации: новые потребности требуют новых решений.
Дополнительный импульс внедрению автоматизированных систем дал приход в Украину крупных иностранных банков. Интересно, что этот процесс не всегда сопряжен с внедрением западных систем: некоторые банки в силу тех или иных причин предпочитают локальные системы. В банках с иностранным капиталом распространена практика внедрения единых корпоративных систем, принятых в родительском банке, и реорганизация инфраструктуры в соответствии с общими корпоративными стандартами организации.
По моему мнению, в странах СНГ украинская платежная система в области автоматизации взаимодействия с клиентами наиболее развита, что обусловлено жесткими требованиям и регламентами НБУ, внедренными еще при становлении банковской системы в Украине.
PCWeek/UE: Чем вызвана потребность в автоматизации систем back office — развитием рынка, требованиями государственных контролирующих органов, стремлением банков привлечь иностранные инвестиции?
Т. Т.: Я считаю, что обострение конкурентной борьбы требует от банков более тонкой и оперативной работы. Не секрет, что до недавнего времени украинские банки работали в довольно выгодных условиях с низкой конкуренцией и высокими ценами на кредиты. С приходом иностранных банков конкуренция значительно усилилась: происходит борьба за каждую копейку, заработанную на предоставлении банковских услуг. Это вынуждает банки думать об оптимизации затрат. Несмотря на относительно небольшую долю внутрибанковских затрат в структуре себестоимости, без внедрения комплексной автоматизированной системы в крупной территориально распределенной банковской структуре невозможно обеспечить достойный контроль, оперативность выполнения сервисных функций и добиться снижения внутренних затрат. Переход к системам, способным повысить степень консолидации данных и снизить время прохождения информации между региональными представительствами и центром, позволяет уменьшить издержки на внутрихозяйственных операциях. К слову, проблема организации внутренних бизнес-процессов актуальна сегодня не только для банков, но и для большинства крупных холдингов, которые возникают в результате объединений, покупки активов и т.п.
PCWeek/UE: Какие участки бизнеса украинские банки стремятся автоматизировать в первую очередь?
Т. Т.: В банковской отрасли внутренний учет регламентирован не только общим законодательством, но и НБУ. Одним из требований является ежедневное закрытие баланса. Для выполнения этого требования банкам необходимо максимально оперативно регистрировать все первичные документы, добиваться актуальности консолидированной информации.
ERP-системы, работающие во внутренней бухгалтерии, оказывают значительное влияние на внутренние банковские процессы. Они во многом определяют саму атмосферу работы учетных служб. Сегодня бухгалтерские службы в банках испытывают потребность в новых, более современных механизмах. В банках еще часто встречаются устаревшие системы, работающие в среде DOS, которые, однако, обеспечивают довольно высокую скорость интерфейса и предоставляют хорошие возможности по поиску информации, первичной обработке, вводу и т.п. Но такие системы с трудом поддаются консолидации, в то время как современные ERP-решения содержат наборы настраиваемых бизнес-правил, которые позволяют уменьшать ошибки на местах, облегчают контроль и внесение информации.
Сегодня практически во всех банках в большей или меньшей степени внедрены системы бюджетирования. Волна повышенного интереса к бюджетированию, прокатившаяся по всем крупным предприятиям Украины, немного улеглась, и началась практическая работа по его внедрению. Борьба банков за маржу и себестоимость стимулирует внедрение бюджетного управления. В то же время банковские структуры довольно консервативны в вопросах изменения бизнес-процессов. Поэтому часто приходится согласовывать потребность в новых технологиях с внутренней бюро -кратией, которая обеспечивает надежность работы банковской структуры как таковой. Здесь помогает принятый недавно закон об электронной подписи.
PCWeek/UE: Насколько актуальны для банков вопросы автоматизации “вторичных” участков — управления персоналом, взаимодействия с клиентами и т.п.?
Т. Т.: Сегодня банки уделяют довольно большое внимание системам, которые автоматизируют работу с клиентами. Этот вопрос особенно актуален для банков, работающих на рынке розничных услуг. В CRM-системы инвестируют прежде всего западные банки, а украинские в основном исследуют потребности в их применении. Вопросам управления персоналом уделяется большое внимание, так как в современных банках работают тысячи сотрудников. Актуальным является также управление необоротными активами ввиду сложности их администрирования и учета на большом количестве площадок (отделения, банкоматы и т.д.).
PCWeek/UE: От каких подразделений, как правило, исходит инициатива о внедрении ERP-систем? Кто является генератором идей — высшее руководство, служба ИТ, финансовые подразделения?
Т. Т.: Инициатива исходит в равной степени от бухгалтерии, экономистов и службы ИТ. Нельзя говорить, что именно ИТ инициирует процесс, однако она всегда отвечает за техническую реализацию подобного проекта и участвует в подготовке и принятии решения. Очень часто инициаторами становятся те подразделения, которые рассчитывают получить эффект от внедрения автоматизированной системы (облегчение работы, консолидация, автоматические расчеты и др.). Некоторые банки приходят к пониманию необходимости использования ERP-систем в процессе решения вопроса внедрения бюджетирования.
В банках, где пока отсутствует современная система, руководство и экономисты часто запрашивают в бухгалтерии информацию, необходимую для принятия решения. Та, выдвигая требования к ИТ, порождает интерес к системам ERP-класса. Очень важной я считаю роль бухгалтерии, поскольку именно эта служба часто является двигателем учетных инноваций в банке.
PCWeek/UE: Какие аргументы, на ваш взгляд, являются решающими при выборе банковской ERP-системы? Крупные западные разработчики способны предъявить портфель успешных внедрений, что, несомненно, является весомым аргументом. В чем, кроме более приемлемой цены, вы видите свои конкурентные преимущества?
Т. Т.: Козырь нашей компании — гибкость в автоматизации бизнес-процессов. Я считаю, что опыт, накопленный за рубежом, не всегда возможно просто так “натянуть” на украинские реалии. Существует определенный менталитет людей, привычки, консерватизм в работе банковских структур. Внедрение жестких бизнес-процессов, предусматривающих, например, полностью электронное прохождение заявок, не всегда возможно. Согласно требованиям украинского законодательства все платежные документы должны скрепляться подписью руководителя, поэтому полностью отойти от бумажных форм невозможно (до полноценного внедрения электронной подписи). Радикальное внедрение “типовых” бизнес-процессов, пусть и испытанных в иностранных банках, может вызвать организационные проблемы.
Наша компания предлагает бизнес-конструктор, который позволяет проводить изменения постепенно. Цель и результат те же, но переход на новые механизмы работы происходит на предприятии более плавно. В процессе исследования мы определяем цели автоматизации, к которым стремится компания, разрабатываем промежуточные этапы. Во время перехода из-за динамичного развития рынка цель может измениться, и только гибкий подход позволит безболезненно внедрить новые бизнес-процессы в организации, адаптируя настройки системы в соответствии с новыми требованиями. Это, в принципе, присуще не только системе BS Integrator (BSI) — существуют и другие продукты, которые внедряются подобным образом.
Часто при выборе системы определяющую роль играют вопросы цены базовой конфигурации и стоимости внесения изменений в референтную модель. Сегодня в любой солидной западной системе можно изменить любую настройку — вопрос лишь в стоимости изменений. Зачастую внедрение довольно важных для обычного оператора требований влечет за собой огромные денежные затраты. В результате руководство игнорирует потребности персонала на местах — возникает ситуация, когда дорогой серьезный продукт удовлетворяет только центр принятия решений. Мы стараемся проявлять большую гибкость, учитывать требования руководства и простых операторов.
PCWeek/UE: Традиционно банки уделяют повышенное внимание вопросам безопасности. Как происходит взаимодействие со службой внутренней безопасности во время внедрения? Как легко удается получить доступ к внутренним бизнес-процессам для их изучения и оптимизации?
Т. Т.: С точки зрения бизнеса банк является таким же предприятием, как завод или торговая компания. Коммерческие тайны есть везде, и любая консалтинговая компания перед началом работы подписывает соглашение о неразглашении внутренней информации. Не зная проблемы, мы не можем найти способ ее решения. Поэтому мы получаем всю необходимую в рамках поставленных задач информацию (в данном случае речь идет о внутрихозяйственных операциях, не касающиеся клиентов банка). Проводя анализ бизнес-процессов в банках, наши консультанты тесно сотрудничают со службой ИТ, которая помогает идентифицировать проблемы безопасности, вносит предложения по улучшению. Банки выдвигают более высокие, чем в других бизнесах, требования к разграничению прав доступа. Взаимодействуя с ИТ-службой банка, мы способны их удовлетворить. В целом, особых затруднений здесь нет.
PCWeek/UE: Какую роль при принятии решений играет служба ИТ в банках? Участвуют ли ИТ-директора банков в вопросах стратегического планирования?
Т. Т.: Во всем мире ИТ-специалист очень часто становится руководителем. Топ-менеджерами западных компаний ИТ-специалисты становятся значительно чаще, чем, например, руководители продаж, закупок или других подразделений. В банках ИТ работает на стыке финансовой и учетной деятельности, управления ресурсами. Обладая информацией обо всех бизнес-процессах, руководитель ИТ-службы часто может предложить наиболее взвешенные шаги по оптимизации деятельности банка. Поэтому сегодня в банках ИТ-директор занимает, как правило, довольно высокую позицию в иерархии, имеет большие возможности по принятию решений. Среди постсоветских предприятий банки первыми оценили роль ИТ — об этом свидетельствует хотя бы уровень инвестиций в ИТ в банках и других отраслях.
PCWeek/UE: Как Вы оцениваете ближайшие перспективы автоматизации в банковской сфере? Какой результат принесет сегодняшняя волна автоматизации?
Т.Т.: Присущий банкам консерватизм влияет на принятие решения в проектах, связанных с автоматизацией. Внедрение комплексных систем требует значительных инвестиций и происходит в течение длительного времени. Я думаю, что в банковской сфере вопрос автоматизации будет актуальным еще ближайшие 3–5 лет. Для многих банков, осуществляющих реструктуризацию и расширяющих региональное присутствие, внедрение ERP-систем необходимо для повышения управляемости.
Крупные банки стремятся закрепить свои позиции в конкурентной борьбе с западными структурами, уделяя все больше внимания организационным вопросам. Хорошо, что банки приходят к пониманию важности автоматизации своих внутренних процессов и начинают выделять ресурсы не только для систем front office. Потребность в комплексных ERP-системах есть, однако революционного прорыва я не жду, скорее, можно говорить о планомерном рабочем процессе.