К счастью или к несчастью, украинская власть никогда всерьез не интересовалась ИТ-отраслью. Фактически, ИТ-бизнес в Украине развивался самостоятельно, без вмешательства и регулирования со стороны государственных органов. Необходима ли поддержка ИТ-отрасли со стороны государства? Или, возможно, лучше оставить все как есть? На эту тему PCWeek/UE беседует с Юрием Бойко, лидером общественной организации “Успешная Украина”.


Юрий Бойко: “Многие ИТ-компании не понимают, что ВТО может ударить очень больно по их бизнесу”
Юрий Бойко: “Многие ИТ-компании не понимают, что ВТО может ударить очень больно по их бизнесу”

PCWeek/UE: Сегодня ИТ-бизнес уже вырос из младенческого состояния и заметен на общем макроэкономическом фоне государства. Можно ли выделить какие-либо законодательные инициативы в 2006-2007 гг., которые оказали или окажут существенное влияние на ИТ в целом и на ИТ-дистрибуцию в частности?

Юрий Бойко:
Я не вижу каких-либо существенных, знаковых, законодательных инициатив, которые могли бы повлиять на ИТ-дистрибуцию и ИТ-бизнес в целом. Недавно принятый закон “Об основных принципах развития информационного общества в 2007–2015 гг.” выглядит декларативным. На 2007 год в бюджете не предусмотрены расходы на развитие ИТ-отрасли, также не претерпели значительных изменений таможенное и налоговое регулирование. Я думаю, что в 2007 году развитие ИТ будет происходить примерно по тому же сценарию, что и раньше. По крайней мере, со стороны государства не видно каких-либо попыток повлиять на этот рынок.

PCWeek/UE: Назрела ли необходимость изменений в таможенном и налоговом законодательстве? Насколько такие изменения важны для развития рынка ИТ?

Ю. Б.:
Законодательство несовершенно, но это не главное. Я хочу подчеркнуть: таможенные, налоговые законы и правила не изменились, поэтому они не могут оказать существенное влияние на ИТ-рынок. Он будет увеличиваться на 10–30% в год.

Вопрос о том, почему правила не изменились, относится к политическим. Я как лидер общественной организации “Успешная Украина”, ключевым направлением деятельности которой является реформа налоговой системы Украины, знаю ситуацию очень хорошо. При поддержке других общественных организаций мы уже два года лоббируем принципиальные изменения в налоговой системе, добиваемся реализации ключевого положения — дать возможность предпринимателям, которые честно платят все налоги, получать прибыль. Год назад нашу программу поддерживали 5 организаций. В декабре 2006 г., когда мы писали очередное обращение в Министерство финансов, нас поддерживали уже 14 орга­низаций. Наше влияние возрастает, и мы надеемся на принятие в этом году Налогового кодекса, в который будут включены лоббируемые нами прогрессивные новации.

PCWeek/UE: Какие новации предполагает ваша концепция? Речь идет о снижении налоговых ставок, создании режима налогового благоприятствования для ИТ-отрасли или о других инициативах?

Ю. Б.:
В первую очередь мы предлагаем изменить систему администрирования налогов, т.е. правила их начисления и уплаты. В отечественном законодательстве здесь самая большая путаница и самые большие сложности для предпринимателей.

Главное — изменить администрирование и начисление налога на добавленную стоимость. В Украине этот налог существует в жутком виде, поэтому наши основные усилия направлены на его реформирование. Надеюсь, нам удастся его упростить и придать ему такой вид, как на Западе. Необходимо снижение ставок некоторых налогов, в частности налога на заработную плату. Мы лоббируем введение единого социального налога со ставкой 20–25%. Возможно, наши предложения будут приняты если не в этом, то в следующем году. Другие ставки налогов вряд ли удастся уменьшить существенно  — впрочем, в Украине они не такие уж и высокие.

PCWeek/UE: Слышат ли вас законодатели на фоне голосов тяжелой промышленности?

Ю. Б.:
Не секрет, что сегодняшняя власть представляет интересы крупного бизнеса. За исключением телекоммуникационных компаний, ИТ-бизнес в Украине не дотягивает до крупного. Поэтому для большинства ИТ-компаний изменение макроэкономических условий принесет, скорее, ухудшение. Если, конечно, не произойдет чудо, и правительство и Верховная Рада не поймут, что двигатель прогресса в любой стране — малый и средний бизнес. А крупный в том виде, в котором он сформировался в Украине (химия, металлургия, угледобыча), помимо пользы, приносит еще и значительный вред. Он отстает в развитии современных технологий и тормозит всю страну.

PCWeek/UE: Как вы оцениваете готовность Украины к вступлению в ВТО с точки зрения законодательства?

Ю. Б.:
Все требования по изменению законодательства наша страна выполнила. В сфере ИТ препятствием на пути в ВТО может быть пиратство. Государству необходимо уделять больше внимания лицензированию программных продуктов.

По-видимому, будут изменены ставки налогов и пошлин на импорт компьютерной техники, в частности готовых систем. К сожалению, точной ситуации я не знаю, поскольку, помимо общепринятых правил вступления в ВТО, существуют еще и договорные моменты, по которым ведутся переговоры с каждой страной.

О послаблениях в сельском хозяйстве Украина договорилась, но неизвестно, удалось ли отстоять интересы ИТ-бизнеса.

К сожалению, в Украине о подготовке к вступлению в ВТО много говорили, но мало делали. Я знаю буквально считанные компании, которые действительно готовятся к вступлению в ВТО и к изменениям, которые произойдут после этого. Многие ИТ-компании не понимают, что ВТО может ударить очень больно по их бизнесу.

PCWeek/UE: Исходят ли какие-либо законодательные инициативы со стороны ИТ-компаний? На вскидку можно вспомнить разве что выступление представителя одной софтверной компании в Верховной Раде, которое, к сожалению, не произвело впечатления на законодателей.

Ю. Б.:
К сожалению, 2006 г. прошел под знаком замораживания активной общественной деятельности ИТ-бизнеса. Если 2004–2005 были годами подъема активности, в Верховную Раду было направлено послание от ИТ- бизнеса, то всеобщее разочарование в 2006 году разрушило надежды на быстрые (революционные) перемены и ИТ- бизнеса.

Самый популярный тезис: “Мы ничего не изменим, будет как будет, бороться очень тяжело и бесполезно”. Многие бизнесмены в 2006 году прекратили финансовую помощь нашей общественной организации. Мы преследуем вроде бы необходимые бизнесу цели (реформа налоговой системы, борьба с коррупцией и др.), а бизнес отказывается содействовать — мол, это бесполезно. Раньше меня это шокировало, теперь успокоился — мы такие.

PCWeek/UE: Если развитием отраслей тяжелой промышленности занимаются отдельные министерства, то ИТ формально входит в сферу управления Министерства транспорта и связи, а фактически предоставлено само себе. Каким образом ИТ-бизнес может доносить свои потребности до государства?

Ю. Б.:
В 2004–2005 годах активно работали советы при органах власти. В 2005 году я стал членом общественного Совета при Кабинете Министров по вопросам внешнеэкономической деятельности. Но в декабре 2006 года Кабинет министров внезапно расформировал этот Совет, такая же судьба постигла и Совет предпринимателей при Кабмине. Малый и средний бизнес потеряли возможность доносить свои мысли до власти.

В Министерстве транспорта и связи создана общественная коллегия, однако она, насколько я знаю, практически не работает. Надеждой украинского ИТ-бизнеса сегодня является Ассоциация ИТ-дистрибуторов, которую возглавляет Владимир Цой.

Ассоциация вошла в состав некоторых общественных коллегий (Совет товаропроизводителей при Кабмине, Общественная коллегия при ГТКУ и др.) и пытается лоббировать интересы ИТ-бизнеса. Еще один канал лоббирования — через народных депутатов  — компании обычно используют в своих интересах, однако возбудить интерес депутатского корпуса к ИТ-отрасли в целом пока не получается.

PCWeek/UE: Не потому ли, что обороты ИТ-биз­неса нельзя сравнить с оборотами в тяжелой промышленности?

Ю. Б.:
Конечно, финансовые потоки ИТ-отрасли не сравнимы, например, с металлургическими. Однако и здесь есть деньги, но главное — мощная интеллектуальная составляющая, которая определяет будущее страны. Мы продолжаем стучаться и надеемся, что нас услышат.

PCWeek/UE: Расскажите подробнее о деятельности Ассоциации ИТ-дист­рибуторов. В чем Вы видите ее миссию как член правления?

Ю. Б.:
Наша миссия — вырабатывать позицию участников Ассоциации по важнейшим проблемам и доносить ее до других ИТ — компаний, власти, всего общества. Сейчас Ассоциация расширяет сферу деятельности от дистрибуции к другим видам ИТ-бизнеса. Важнейшее направление деятельности — способствовать установлению цивилизованных правил игры и взаимоотношений между ИТ-бизнесом и государством.

PCWeek/UE: Весь 2006 год корпоративный сегмент “спал”, многие вендоры счи­тают, что и в этом году роста ждать не приходится. И если бюджетный сектор чувствителен к политической ситуации в стране, то частный бизнес всегда ощущает потребность в ИТ-решениях. Нельзя игнорировать такой канал сбыта. Что будет происходить в корпоративном сегменте, когда он “проснется”?

Ю. Б.:
В бюджетном сегменте я ожидаю стабильности. Деньги будут расходоваться по тем же правилам, что и раньше. В сегменте частных корпораций я ожидаю стабильный рост: несмотря ни на что, иностранцы в стремлении быстро заработать будут инвестировать в Украину, крупный бизнес будет расти и модернизировать свою ИТ-инфраструктуру.

Вокруг него будет развиваться средний и малый бизнес, и в том числе благодаря тому, что удалось отстоять положение о едином налоге. Однако если не удастся реформировать налоговую систему и снизить уровень коррупции, до половины экономики будет оставаться в тени. Возможное вступление в ВТО даст толчок дальнейшим реформам.

В 2006 году в бюджетном секторе было очень сложно работать — там действительно многое зависит от политической стабильности. “Литер” стал заложником изменений политической ситуации: новая власть отказывается выполнять обязательства по договорам, заключенным при старой власти. Печально знаменитая судебная система позволяет себе принять несколько решений в нашу пользу (государственная организация должна оплатить поставленное оборудование и выполненные работы), а потом — совершенно противоположное решение апелляционной инстанции… Ни Президент, ни оппозиция в лице Тимошенко уже ничего не сделают с существующей властью — она будет работать вплоть до следующих выборов.

Опыт моей общественной деятельности показывает, что в Украине не стоит надеяться на быстрые перемены к лучшему. Так называемая политическая элита, сосредоточенная в парламентских политических партиях, к сожалению, оказалась неспособной к быстрым конструктивным реформам, которые могли бы перевести нашу страну в разряд развитых европейских стран. Они хотят управлять и делить, а не развивать.

Гражданское общество, которое могло бы заставить элиту продуцировать реформы, к сожалению, еще не сформировалось (нежелание бизнеса поддерживать общественные организации  — одно из подтверждений этого). Есть слабая надежда на то, что кандидаты в политическую элиту одумаются и захотят оставить в истории хороший след о себе, в противном случае страна будет медленно проходить этап первичного накопления капитала и эволюционировать, выращивая людей с большей долей ответственности и любовью к стране.

PCWeek/UE: Вы тоже испытываете разочарование?

Ю. Б.:
У меня нет такого чувства, я же бизнесмен. Я буду “выкручиваться”, выживать и в общественной деятельности, и в бизнесе. Бюджетный сектор в 2007–2008 годах будет стабильным. Будут госзакупки.

Но кому пойдут деньги, как заработает тендерная система — это вопрос. Если у Президента будут отобраны все важнейшие полномочия, если общество будет лишено рычагов влияния на исполнительную власть, то нас ждут не лучшие времена. Если честность, порядочность и интересы государства не станут во главу политики, если наша элита не одумается, серьезных изменений в стране не будет еще лет 10–20. На мой взгляд, суть необходимых стране реформ должна заключаться в создании условий для честной работы (например, соответствующая реформа налоговой системы, достойные зарплаты чиновникам) и в наведении порядка (жесткая ответственность за нарушения).

PCWeek/UE: Возможно, мы слишком много ожидаем от страны, которой приходится скачками преодолевать этапы, которые другие страны переживали десятилетиями? Мы хотим, чтобы за 15 лет страна превратилась из гадкого утенка в белого лебедя, а на это может уйти и 150 лет. И это имеет отношения не к морали, а, скорее, к законам макроэкономического существования.

Ю. Б.:
Эта точка зрения тоже имеет право на жизнь — ее приходится часто слышать от многих политиков и общественных деятелей. Но я не согласен с ней. Украина имеет огромный потенциал — и человеческий, и природный, и экономический. Этап первичного накопления капитала, который неизбежен при переходе к капитализму, можно было бы пройти быстро при нормальном состоянии политической элиты или при наличии в стране яркого, сильного лидера.

PCWeek/UE: Сильные лидеры не всегда несли процветание. Вспомним Гитлера, Муссолини, Ленина.

Ю. Б.:
Я назову других. Конрад Аденауэр из разрушенной Германии за десять лет превратил страну в процветающую. Де Голль поднял Францию. Такой лидер нужен Украине, но его пока нет. Ющенко — совсем не такой человек.

PCWeek/UE: Однако во времена Де Голля и Аденауэра было нечего терять. Странам нужно было просто возрождаться из пепла. А в Украине сейчас другие условия: люди отдыхают за границей, ездят на дорогих автомобилях, растут темпы потребительского кредитования.

Ю. Б.:
Вы говорите только о 5–10% на­селения в Украине, остальные не могут себе этого позволить. А страна, в которой хорошо живет только 5–10% населения, — это не государство, а некое его подобие. Кроме того, я считаю, что Украина находится если не в состоянии пепла, то в состоянии почти прогоревших дров: если не предпринять срочных мер, не навести порядка и не начать работать засучив рукава единой слаженной командой, то Украине угрожает роль страны третьего мира и место на задворках мировой цивилизации.

К сожалению, сложившаяся в стране ситуация соответствует состоянию граждан. Говорят же, что народ достоин того правительства, которое имеет. Мне лично хотелось бы радикальных и быстрых реформ, в первую очередь экономических.

Наша общественная организация описала этот “короткий” путь к успеху в своей программе. Но от политической деятельности мы отказались, и поэтому идем по “длинному” пути формирования гражданского общества, которое в конце концов вынудит элиту “исправиться”… Мне как бизнесмену политика противопоказана: нужно хотя бы на своем уровне отделять власть от бизнеса.

PCWeek/UE: Бизнес ИТ-дистрибуции вообще довольно серый и непрозрачный. Как Вы считаете, может ли он обелиться и за счет чего?

Ю. Б.:
Должен заметить, что дистрибуторский бизнес существенно обелился после радикального снижения таможенных пошлин в 2005 году. Иногда государственные органы необоснованно причисляют дистрибуторов к “минимизаторам”, не изучив специфику их деятельности: ведущие мировые дистрибуторы имеют единичные проценты рентабельности. Дистрибуторский бизнес может полностью перейти на “белую” работу, если будет выполнен комплекс реформ, о которых мы говорили,— если государство действительно захочет сломать хребет теневому рынку, невозврату НДС, контрабанде, “обналичке”, коррупции. Сделать это несложно, была бы политическая воля власти. Но если этой воли нет, если созданы теневые условия, то многие компании вынуждены работать “по-серому”, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе компаниям, предпочитающим “тень”.

PCWeek/UE: Как Вы расцениваете роль прессы, в частности ИТ-прессы? Способна ли она формировать общественное мнение, стать катализатором изменений?

Ю. Б.:
В последние годы многие СМИ стали объективными. Радуют многие издания, публикации в которых показывают, что людей, желающих изменить ситуацию в стране, все-таки очень много, в том числе и среди бизнесменов. ИТ-издания стараются не затрагивать политику, и, наверное, это правильно.

Я считаю, что такие издания прежде всего должны быть профессиональными. Единственное, ИТ-прессе нужно больше уделять внимания созданию аналитических материалов на политико-экономические темы. Их будут читать с большим удовольствием, ведь какой бы ни была ситуация в стране, нужно выстраивать стратегии бизнеса.