Контекстная реклама в поисковых системах считается одним из наиболее эффективных маркетинговых инструментов в интернете. Суть ее сводится к тому, что помимо обычных ссылок, которые выводятся в ответ на поисковый запрос, система отображает в отдельной области экрана коммерческие ссылки рекламодателя. Эти ссылки отбираются на основе соответствия запросу пользователя. При этом учитываются морфологические формы слов, данные о географическом расположении пользователя и другие факторы.



Эффективность контекстной рекламы подтверждает опыт крупнейших мировых поисковых систем — она не вызывает раздражения у пользователей и предоставляет рекламодателю гибкий механизм продвижения товаров и услуг. В Украине контекстные механизмы размещения рекламы предлагает поисковая система <МЕТА> (www.meta.ua).

Программная модель

“МетаКонтекст” представляет собой трехуровневую систему. Уровень данных обеспечивает хранение и обработку информации в СУБД. В ней содержится журнал событий, статистическая информация о рекламных кампаниях, объявлениях, учетных записях пользователей, административные данные. Также на уровне данных обеспечена обработка журнала событий и реализованы средства построения различных статистических отчетов. Уровень бизнес-логики реализует работу механизма показа контекстной рекламы и кеширование. Взаимодействие бизнес-логики с уровнем данных в большинстве случаев сводится к одностороннему: вся информация, которую можно хранить непосредственно в сервисе бизнес-логики, остается там и после загрузки. На уровне бизнес-логики хранится, например, информация о связях объектов, обработанные морфологическими модулями фразы из объявлений, состояние счета пользователя. Непосредственно с базой данных сервис общается только при формировании истории (лога) операций. Уровень бизнес-логики также обеспечивает контроль за осуществляемыми по таймеру операциями (сбор статистики, построение данных для быстрых статистических отчетов, отслеживание попыток “скликивания”, ранжирование объявлений при показе, построение прогнозов для пользовательского интерфейса при создании модификации объявлений и т.п.). Уровень представления реализует подготовку данных, полученных от сервиса бизнес-логики, к отображению в пользовательском интерфейсе. Это могут быть результаты на страницах поиска или каталога meta.ua, статистика баланса пользователя, прогнозы цены за клик, текущая цена за клик для каждой фразы или рубрики каталога и т.п. Пользовательский запрос может затрагивать два или три уровня. Типичная операция показа блока объявлений по запросу осуществляется так:

запрос строится страницей результатов поиска или навигации по каталогу;
расширение веб-сервера (IIS отсылает этот запрос на сервер бизнес-логики);
сервер бизнес-логики проверяет, находится ли IP-адрес пользователя в списке блокированных. Если да, то сервер генерирует ответ и не затрагивает третий уровень;
если проверка IP-адреса прошла успешно, происходит обработка объявлений рекламодателя: система ранжирует ссылки, отсекает не соответствующие таргетингу, формирует текстовый блок;
текстовый блок оформляется с помощью шаблона;
сохраняется информация по показу каждого объявления;
объект-клиент вставляет полученный результат в код HTML-страницы.

Ядро сервиса реализовано на языке С++ . Интерфейс пользователя и администратора написан на языке PHP и работает на веб-сервере Apache.

Аппаратная модель

В работе сервиса “МетаКонтекст” задействованы три физических сервера производства Entry. Это однопроцессорные системы на базе двухъядерных чипов AMD Opteron и Athlon 64, оборудованные дисковой подсистемой SATA. По данным технической службы “МЕТА”, средняя загрузка серверов составляет около 10%  — они успешно справляются с обработкой запросов даже в пиковые часы. При необходимости система может быть расширена установкой дополнительных серверов с реализацией системы балансировки нагрузки. Применение двухъядерных процессоров позволяет добиться эффективной обработки параллельных запросов. На одном из серверов работает бизнес-логика сервиса “МетаКонтекст”. Там же функционирует клиент сервиса  — расширение веб-сервера Microsoft IIS, которое обеспечивает взаимодействие веб-приложений, отображающих страницы поиска и каталога на сайте. Сервер работает под управлением Microsoft Windows Server 2003. Второй сервер, задействованный в работе системы, выделен под базу данных. Он работает под управлением ОС Linux и использует СУБД MySQL. Третий сервер, работающий под управлением Linux и использующий PHP, реализует интерфейс пользователя и администратора.

Заключение

Механизм контекстной рекламы поисковой системы <META> был запущен в тестовую эксплуатацию в сентябре 2006 года. Сегодня система работает в коммерческом режиме, ежемесячно демонстрируя более 3,6 млн. рекламных объявлений. По данным “МЕТА”, ежемесячный прирост количества показов объявлений составляет более 50 % , а количества клиентов  — около 15%. Система контекстного поиска полностью разработана специалистами “МЕТА”. Компания самостоятельно осуществляет техническое обслуживание, проводит работу над дальнейшим развитием системы. “За время эксплуатации механизм контекстной рекламы прошел путь от экспериментального проекта до системы промышленных масштабов. А запас прочности, заложенный в программной и аппаратной технологии, позволяет обеспечить функционирование системы при росте нагрузки в десятки раз”,— отметил руководитель проекта “МетаКонтекст” Алексей Кирдин.

КОММЕНТАРИЙ ПОСТАВЩИКА СЕРВЕРОВ

Андрей Тищенко, управляющий компанией Entry


Мы ценим сотрудничество с “МЕТА” как пример направленной работы на одном из ключевых для нас рынков. Позиционируя Entry в качестве производителя серверов и систем хранения данных, мы всегда подчеркиваем, что не являемся поставщиками конвейерных типовых изделий “для всех”. Анализ набора будущих приложений в перспективе развития серверной инфраструктуры заказчика — основной принцип отбора платформ-кандидатов. Говоря о “МЕТА” и задачах массовой обработки поисковых запросов, мы исходим из того, что нагрузка, характерная для серверов интернет-провайдеров и поставщиков контента, достаточно специфична  — системы должны одновременно обрабатывать большое количество сравнительно коротких запросов.

Поэтому важным параметром становится задержка доступа к оперативной памяти (латентность), тогда как потоковая пропускная способность интерфейса процессор-память некритична. У серверов на платформе AMD Opteron латентность доступа к памяти DDR2 заметно меньше показателей для FB-DIMM.

Второй аспект, который важен для провайдера с высокой плотностью размещения оборудования, — малое энергопотребление и тепловыделение серверов.
Платформы на AMD Opteron по-прежнему более “хладнокровны” (при сравнимом энергопотреблении и тепловыделении процессоров-конкурентов разница в тепловыделении подсистемы оперативной памяти велика). В то же время ни “МЕТА”, ни Entry не являются заложниками один раз выбранных платформ или технологий.

Растущий бизнес, техническая оснащенность и квалификация специалистов обеих компаний позволяют нам время от времени ставить натурные эксперименты по селекции новых решений.