Владимир Поздняков, региональный менеджер IDC в Украине и Беларуси:
Тактика работы IDC сильно зависит от региона. Для оценки ёмкости ИT-рынка Украины аналитикам необходимо намного больше времени, чем для проведения подобных исследований в европейских странах. В Украине мы используем больше источников информации и тщательнее проверяем полученные данные.
Поставки компьютеров (десктопы, ноутбуки, серверы х86), тыс. шт. |
В частности, для оценки ёмкости рынка ПК мы ежеквартально проводим мониторинг поставок в страну нескольких видов комплектующих. Причём учитываются все каналы (официальные и неофициальные), а также реэкспорт и недопоставки (т.е. когда в страну ввезено меньше продукции, чем заявлено поставщиком). Собственно, для IDC совершенно неважно, каким образом продукция попадает в Украину, для нас главное — измерить рынок. В 2005 г. мы оценивали рынок ПК не только исходя из данных локальных сборщиков и А-брендов, но опирались, прежде всего, на данные об импорте процессоров, жёстких дисков и материнских плат, учитывали долю апгрейда и “самосбора”.
По данным IDC, в 2005 г. в нашей стране было реализовано почти 930 тыс. десктопов (по прогнозам на 2006-й — более 1 млн.). Однако следует отметить, что IDC в своей статистике учитывает продажи только готовых систем. Поэтому реальное количество новых компьютеров примерно на 15% больше — за счёт тех ПК, которые потребители (и частные лица, и предприятия) собирают самостоятельно из наборов комплектующих.
Основная проблема, с которой мы сталкиваемся при проведении исследований в Украине, — отсутствие прозрачности. В Европе показатели работы большинства компаний открыты, и они не станут рисковать своей репутацией ради того, чтобы попасть в “Топ-10” по версии IDC. К сожалению, украинские компании до сих пор относятся к нашим отчётам как к маркетинговому инструменту и часто используют его в своих целях, не имея на это прав, и более того — даже без ведома IDC. Могу сказать, что в настоящее время ни одна украинская компания не имеет права публично ссылаться на данные IDC, характеризующие её положение на ИT-рынке. По этой причине мы не афишируем доли ведущих локальных производителей, как это принято в европейских странах.
Другая проблема, которая мешает работе (причем не только аналитиков, но и самих компаний), — это тотальное недоверие, до сих пор присутствующее во взаимоотношениях игроков рынка. Охраняя свои производственные “секреты”, украинские сборщики глубоко уходят в свои проблемы, и для них становится совершенно неприемлемой мысль о том, что “кто-то может производить и продавать компьютеров больше”. Их единственным аргументом в спорах на эту тему остаётся: “Этого не может быть, потому что быть не может”.
Если же говорить о тенденциях украинского рынка ПК, то не думаю, что они сильно отличаются от тех, которые наблюдаются на рынке мировом. Скорее, у нас есть свои особенности, связанные с экономикой и менталитетом. Украинский рынок ПК сильно фрагментирован и разношерстен, у нас нет явных лидеров национального масштаба. Ни один из местных сборщиков ПК пока не может похвастаться долей рынка более 5%, десять ведущих совокупно контролируют 34%. Кроме того, в Украине пока очень низка доля западных брендов общемирового масштаба — менее 3%. Это резко отличается от ситуации в Восточной и Центральной Европе. Основу нашего рынка ПК до сих пор составляли мелкие и очень мелкие сборщики, а доля “самосбора” (когда потребитель самостоятельно собирает компьютер из набора комплектующих) превышает 15%. Я уверен, что ситуация будет меняться, однако на это уйдут годы.
Тем не менее уже в нынешнем году, по прогнозам IDC, совокупная доля “Топ-10” локальных производителей ПК вырастет до 41%, а А-брендов (HP, Dell, IBM и др.) — до 3,7%. Если же учитывать ещё около десяти локальных сборщиков “второго эшелона”, которые стремятся развивать свои бренды, то можно без преувеличения утверждать, что доля “брендированных” ПК в Украине в этом году превысит 50%. Это очень прогрессивная тенденция.
Следующая важная локальная тенденция связана с моделями бизнеса на рынке ПК. Всего можно выделить пять основных:
• производство ПК как вид бизнеса (в этом случае компания зарабатывает на предоставлении услуг по сборке компьютеров для других фирм);
• производство ПК для поддержки и укрепления других видов бизнеса (как правило, проектного, в котором основные доходы получают от продажи услуг);
• создание и развитие сильного бренда ПК (основной доход получают от стоимости бренда);
• продажа ПК как вид бизнеса (предоставление услуг по реализации компьютеров — розница или дистрибуция);
• сервис (ремонт и техническое обслуживание ПК).
В нашей стране, как правило, в одной компании используется сразу несколько подходов или даже все пять. Однако постепенно происходит специализация, и уже есть достаточно показательные примеры успешного ведения бизнеса, сосредоточенного на одном-двух из перечисленных способов. Мне кажется, в 2006 г. эти процессы усилятся.
Хочу также подчеркнуть, что к нашим данным следует относиться лишь как к оценкам, которые имеют погрешность. Основная задача команды украинских аналитиков — уменьшить эту погрешность, обеспечивая обратную связь с рынком. За год существования офиса в этом направлении проделана огромная работа, и точность наших оценок возросла в несколько раз.