Центр знаний корпорации “Инком” объявил о получении статуса Cisco Learning Partner. На данный момент это единственный случай на отечественном рынке ИТ-образования. Такое событие можно считать знаковым для отечественной ИТ-индустрии, поскольку сфера подготовки ИТ-специалистов выполняет функцию своеобразного лакмуса для всей отрасли. На тему перспектив развития украинского рынка обучения и сертификации с редакцией PCWeek/UE беседует Игорь Закалов, директор центра знаний “Инком”.


Игорь Закалов: “Разрыв в количестве квалифицированных специалистов и в спросе на них сейчас не сокращается, а, к сожалению, только увеличивается”
Игорь Закалов: “Разрыв в количестве квалифицированных специалистов и в спросе на них сейчас не сокращается, а, к сожалению, только увеличивается”

PCWeek/UE: Недавно центр знаний “Инком” получил статус Cisco Learning Partner. Как этот статус поможет Центру развиваться дальше?

Игорь Закалов: Нам, как учебному центру, этот статус дает очевидные имиджевые преимущества и полный доступ ко всем маркетинговым и учебным ресурсам Cisco. Но гораздо большее значение факт получения статуса имеет не для нас, а для наших заказчиков и для украинского рынка образования и сертификации в целом.

Во-первых, это свидетельствует о достаточной зрелости украинского ИТ-рынка, который стал соответствовать европейским стандартам. Отличия учебного центра с нашим статусом заключаются в том, что мы можем самостоятельно создать нестандартный адаптированный учебный курс в зависимости от возникновения на него спроса. К примеру, крупная индустриальная компания с развитой ИТ-инфраструктурой уже имеет в своем штате специалистов с базовым уровнем сертификации и нуждается во внедрении особого проекта или решения, которое подразумевает потребность в дополнительном обучении специалистов по особым, четко определенным направлениям. Поскольку автоматизация украинских компаний происходит неравномерно, а в последнее время очень бурно, такие случаи не единичны. Компаниям, нуждающимся в получении знаний особого характера, зачастую нужны нестандартные курсы. Специально для таких заказчиков мы можем создать новый уникальный курс, предварительно проанализировав их бизнес-потребности. Затем этот курс утверждается в компании Cisco и, после прочтения специалистам одного из наших заказчиков, может быть адаптирован под потребности другого.

PCWeek/UE: Каким требованиям должен соответствовать учебный центр, чтобы получить подобный статус? Вы упомянули о зрелости отечественного ИТ-рынка. Как это влияет на развитие учебного центра?

И. З.:
У компании Cisco Systems всегда существовали два типа партнеров: Cisco Learning Partners (CLP) и Cisco Learning Solution Partners (CLSP). В число последних входят те организации, которые помимо проведения обучения всегда занимались подготовкой сертифицированных инструкторов, разработкой тренингов и лабораторных работ, предоставлением оборудования под эти лабораторные работы, а также созданием учебных пособий.

Еще в 2002 году мы хотели получить статус CLP, который был и по сей день является универсальным “знаком качества и престижа” для любого учебного центра. Следует отметить, что Cisco очень жестко подходит к сертификации учебных центров. Специальная комиссия оценивает не только бизнес-план и возможности учебного центра, но и готовность рынка. В 2002 году мы не смогли получить этот статус: в Cisco пришли к заключению, что рынок Украины еще не соответствует всем предъявляемым к нему требованиям. К тому времени существовало около 5 компаний с таким статусом в Москве — все, кто хотел учиться, могли пройти обучение там.

Но в том же году компания Cisco ввела еще один уровень партнеров — Sponsored Organization (SO). К ним относились учебные центры, которые Cisco открывала не напрямую, а с помощью партнеров первого уровня, имеющих статус CLSP. А учебные центры со статусом SO имели возможность использовать все ресурсы вышестоящего CLSP-партнера, вплоть до инструкторов и оборудования. С 2003 года и до недавнего времени мы имели статус SO от компании NIL, на основании которого проводили авторизованные курсы. Тогда мы были первыми и единственными. В прошлом году компания “БМС Консалтинг” получила статус Sponsored Organization, но удерживала такие позиции недолго, т.к. не выполнила ряд требований. Еще одна компания с таким статусом, S&T Soft Tronik, обучает у нас своих тренеров. Учебный центр “Квазар-Микро” прошлой осенью получил статус SO московского партнера Redcenter, но, к сожалению, в этом центре нет собственных ни тренеров, ни оборудования.

За прошедшие два с половиной года наш бизнес по обучению успешно развивался — мы самостоятельно авторизовали наших инструкторов по 15 курсам и теперь удовлетворяем абсолютно весь украинский спрос в подготовке таких специалистов, как Network, Design, Voice, Security и Internetworking Professional (CCNA, CCNP, CCSP, CCVP, CCIP, CCDP).

PCWeek/UE: Какие тенденции и явления на рынке образования и сертификации Вы можете назвать в качестве основных движущих сил ИТ-отрасли?

И. З.:
На сегодняшний день на ИТ-рынке Украины наблюдается серьезная нехватка кадров, и мы делаем все возможное, чтобы ликвидировать этот дефицит. Специалисты должны иметь не только теоретические знания, но и большой практический опыт работы с реальным оборудованием или системами. Именно поэтому такое внимание у нас уделяется практическим работам.

Второй аспект — это структура и специфика ИТ-рынка в Украине. Порядка 30% всех курсов, которые мы читаем сегодня, были открыты специально под нужды крупных заказчиков, в числе которых “Укртелеком”, “Киевстар”, НАК “Нефтегаз” и Банк “Аваль”. Механизм появления нового учебного курса в Украине тесно связан с потребностями конкретных корпоративных заказчиков, которые сами обращаются в учебный центр и говорят, в получении каких знаний они заинтересованы. Мы получаем заявку, анализируем рынок, изучаем потребности других клиентов, которым может быть интересен новый курс. В случае получения положительных результатов отправляем своих инструкторов на обучение, сертифицируем их и проводим тренинги по новым, специально разработанным курсам. Именно так мы открывали курсы по технологиям VoIP , QOS, MPLS, BGP — решения о выходе на рынок с новой учебной программой принимались с учетом потребностей корпоративного заказчика.

PCWeek/UE: В чем проявляется специфика спроса на обучение и сертификацию в зависимости от отрасли или вертикальных рынков?

И. З.:
Эта зависимость динамически изменяется на протяжении трех последних лет нашей работы. В конце 90-х — начале 2000-х гг. порядка 60–70% слушателей были специалистами из финансовых структур, в основном из банков. В начале 2000-х годов начала набирать обороты промышленность. Соответственно, начал происходить массовый апгрейд ИТ-инфраструктуры крупных предприятий во всех отраслях промышленности. Это повлекло за собой повышение спроса на специалистов, которые должны были работать с новым оборудованием. Поэтому около двух лет назад установилось другое процентное соотношение: порядка 30% слушателей приходили из финансового сектора, еще 25% — из промышленного сектора, 15% — интернет-провайдеры, и оставшиеся — это государственный сектор, коммерческие компании и частные лица.

В последний год тенденция меняется. Стремительно растет процент компаний сегмента SMB, которые испытывают потребность в квалифицированном персонале. Небольшие компании, не имеющие разветвленной филиальной структуры, в штате которых числится пусть даже один ИТ-специалист, все равно хотят, чтобы этот специалист имел либо сертификат, либо необходимые навыки работы с оборудованием.

PCWeek/UE: Эта тенденция справедлива только для курсов Cisco или для всех остальных курсов, читаемых центром знаний “Инком”?

И. З.:
В определенной мере эта динамика справедлива для всех направлений обучения, но на примере курсов Cisco она выражается наиболее ярко, потому как технологии Cisco можно назвать катализатором и одновременно индикатором рыночных тенденций. К примеру, есть множество специалистов, которые обучаются по технологиям Microsoft самостоятельно. Курсы же Cisco освоить самостоятельно практически невозможно, в силу того, что они  привязаны к лабораторным занятиям со сложной и малораспространенной аппаратурой.

PCWeek/UE: Известно, что компании SMB-сегмента, направляя своих специалистов на обучение, заинтересованы в большей степени в квалифицированной подготовке последних. Какой процент слушателей рассчитывает получить знания, но не хочет платить за экзамен? Существует ли динамика этого соотношения?

И. З.:
За три года работы у нас прослушали те или иные курсы Cisco около 600 специалистов. А экзамены на получение сертификата сдали не более двухсот. Только порядка 15–20% компаний платят за экзамены для своих сотрудников. К числу этих заказчиков относятся или компании, которым обязательно необходимо иметь в штате оговоренное количество сертифицированных сотрудников для поддержания или повышения того или иного статуса, или частные заказчики, обучающиеся по собственной инициативе, которым наличие сертификата поможет в трудоустройстве или карьерном росте. Нередко встречаются случаи, когда приходят сдавать экзамены “самоучки” или администраторы, имеющие опыт практической работы с аппаратурой, но не имеющие сертификата. Большинство компаний с зарубежными инвестициями также платят за экзамены, т.к. “там” просто не понимают, как можно работать в ИT-индустрии без подтверждающих квалификацию сертификатов. Бывали случаи, когда специалисты из Европы приезжали к нам, поскольку там обучение и сертификация стоят в несколько раз дороже.

PCWeek/UE: Как вы оцениваете степень насыщения украинского ИТ-рынка квалифицированными специалистами? С 1999 года до 2005, по данным некоторых крупных компаний, она составляла от 15–20% до 40%. Изменилась ли ситуация к лучшему? Существует ли баланс спроса и предложения на рынке труда в этой области?

И. З.:
С этими цифрами я не согласен. На мой взгляд, наблюдается диаметрально противоположная тенденция. Потому что на самом деле ИТ-рынок развивается очень интенсивно, и количество новых рабочих мест сейчас многократно превосходит те возможности, которые есть на рынке обучения и сертификации в Украине. Разрыв в количестве квалифицированных специалистов и в спросе на них сейчас не сокращается, а, к сожалению, только увеличивается. Это происходит по многим причинам, но не из-за отсутствия учебных центров. Учебные центры существуют и развиваются в соответствии с ростом спроса. Но, с другой стороны, спрос на обучение не растет так быстро, как спрос на специалистов.

Почему сотрудники не обучаются? На это влияет ряд факторов. Экономическая ситуация в Украине оставляет желать лучшего, и мало кто из неработающих студентов сможет потратить несколько тысяч долларов, чтобы обучиться и затем найти работу. В то же время, немногие из компаний, которые открываются, могут позволить себе обучить своих сотрудников — они предпочитают найти уже сертифицированного специалиста. Специалистов нужно или переманивать, предлагая им гораздо более высокую зарплату, или нанимать необученного студента. Получается замкнутый круг.

PCWeek/UE: Принимает ли центр знаний “Инком” это явление во внимание при формировании планов на будущее?

И. З.:
За три года работы мы уже обучили около 600 специалистов Cisco и к концу года планируем увеличить эту цифру до 1000 специалистов. В момент открытия предполагалось сфокусироваться на учебных курсах Cisco, но мы сразу отказались от этой стратегии и регулярно открываем новые учебные направления, подтверждением чему служит наше недавнее соглашение с Sun Microsystems.

В январе был подписан договор о сотрудничестве с КПИ — это еще один вектор нашего развития. Если раньше мы сотрудничали только с одной профильной кафедрой, то теперь подписали договор, который подразумевает оборудование новых лабораторий, открытие новых классов и увеличение количества курсов. В сущности, можно назвать это открытием филиала центра знаний “Инком” в КПИ. На первом этапе мы будем проводить обучение силами наших инструкторов, затем планируем подготовить собственные кадры в КПИ. Мы будем стараться сделать цены на обучение в этих лабораториях гораздо более доступными, чем в Центре знаний. Наша цель предоставить перспективным студентам возможность параллельно с окончанием государственной учебной программы и получением диплома о высшем образовании также получить диплом по одному из учебных направлений Cisco, Sun Microsystems или Microsoft. Во всем этом — наш вклад в ликвидацию дефицита специалистов в Украине на сегодняшний день.