ИТ-инфраструктура банков, работающих на украинском рынке, значительно отличается от предприятий других отраслей. Банковская отрасль является одним из наиболее активных потребителей высоких информационных технологий. Об особенностях применения ИТ в банках PCWeek/UE рассказал Сергей Холод, начальник управления информационных технологий “Райффайзенбанк Украина”.


PCWeek/UE: Какие корпоративные информационные системы используют в вашем банке?

Сергей Холод:
Важнейшим ИТ-решением в банковском бизнесе является система Core Banking, или АБС — автоматизированная банковская система, которую в Украине по привычке также называют ОДБ (операционный день банка). У нас ее роль выполняет решение Midas, созданное компанией Misys Banking Systems (www.misysbanking.com) — одним из крупнейших мировых разработчиков банковского программного обеспечения. Эта система ориентирована на ведение главной бухгалтерской книги, бэк-офисную составляющую для оформления кредитных и депозитных сделок, поддержку казначейства, работу с ценными бумагами, взаимодействие с системой SWIFT и ряд других функций, необходимых для работы банка.

Кроме Midas, компания Misys разработала целый ряд банковских решений, таких как Bankmaster Plus, Eagleye, Equation, Online Banking и пр. Обычно приставка Plus в названиях новых версий этих продуктов означает их ориентацию на розничный рынок, то есть на работу с большим количеством индивидуальных клиентов, более полную поддержку различных каналов взаимодействия с клиентами и электронных сервисов.

Мы также планируем мигрировать на новую версию системы. Пока наш банк не перешел на Midas Plus, мы используем имеющийся функционал Midas для основной банковской деятельности и эксплуатируем ряд вспомогательных подсистем. Нельзя утверждать, что переход на новую версию позволит полностью отказаться от вспомогательных систем — это нереально, но поможет расширить перечень функций, непосредственно выполняемых основной системой.

Следуя общей тенденции развития ИТ-систем, новая версия АБС будет иметь более широкие и гибкие возможности интеграции и взаимодействия с другими подсистемами и комплексами.

PCWeek/UE:  В украинском подразделении “Райффайзенбанка” или на международном уровне?

С. Х.:
В “Райффайзенбанк Украина”. Подобная картина характерна и для остальных банков группы. На рабочих встречах, регулярно проводимых RI Group-IT (подразделение Raiffeisen International, координирующее внедрение единой ИТ-стратегии в рамках всей Группы), коллеги из разных стран, обсуждая насущные вопросы развития ИТ, наблюдают сходство существующих задач, проблем, независимо от страны. В частности, в рамках программы обмена опытом наши специалисты имели возможность ознакомиться с ситуацией непосредственно в Словакии, Болгарии, России.

В зависимости от специфики той или иной страны банки вынуждены настраивать или даже модифицировать свою основную систему, учитывая отличия в регулировании банковской деятельности, специфические интерфейсы взаимодействия с национальными платежными системами, порядок предоставления различной отчетности, для подготовки которой возможности АБС могут оказаться недостаточными.

Банки Группы Raiffeisen имеют десятки, а то и сотни вспомогательных систем. В нашем случае, кроме Midas, используется ряд как промышленных, так и собственных разработок, в том числе для взаимодействия с национальной системой электронных платежей, созданной Национальным банком Украины. Вспомогательные системы также позволяют генерировать отчеты как для различных подразделений внутри банка, так и для контролирующих органов: НБУ, Налоговой службы, службы финансового мониторинга.

Для автоматизации общехозяйственной деятельности и кадрового учета мы используем ERP-систему — Navision. Сейчас банк достаточно быстро растет, увеличивается количество филиалов, клиентов и персонала, поэтому, вероятно, мы внедрим более мощное решение, если не будут найдены пути оптимизации, повышения производительности и расширения функционала существующей системы. Анализ альтернативных вариантов уже ведется, и во второй половине текущего года мы планируем начать реализацию проекта внедрения, который должен быть завершен к 2007 году. Сейчас сложно спрогнозировать, какая именно это будет система, анализ возможных решений еще не закончен. Кроме того, в данный момент банк находится в процессе смены основных акционеров. Скорее всего, будут предложены стандартные решения для Группы ОТР.

В ОТР, насколько мне известно, активно используют решения SAP. Эти системы хорошо себя показали как на промышленных предприятиях, так и в других небанковских учреждениях. Если рассматривать решения SAP для автоматизации управления ресурсами предприятия, мне кажется, это хорошие, надежные и масштабируемые системы. Вероятно, именно решение SAP будет работать у нас в качестве ERP-системы. Также мы анализируем масштабируемость и функциональные возможности Dynamics AX.

Наш банк достаточно активно использует решения Microsoft. Кому-то это может нравиться, кому-то нет, но лучший инструмент — тот, который знаешь. Наши специалисты хорошо знакомы со спецификой продуктов корпорации Microsoft, начиная от операционных систем для рабочих станций, офисных пакетов и заканчивая тем же Microsoft Dynamics CRM. Последний мы применяем для накопления информации о потенциальных клиентах банка.

На определенном этапе развития возникла задача накопления информации о заявках, вопросах или обращениях в банк людей либо организаций, которые еще не стали нашими клиентами. После анализа нескольких систем выбор был сделан в пользу Microsoft Dynamics CRM. Эта система внедрена в контакт-центре банка. Информация об уже существующих клиентах банка хранится в нашей основной системе и доступна из нескольких вспомогательных систем, использующих единую базу данных.

PCWeek/UE: Кто работал над этим проектом?

С. Х.:
Внедрением решения и его интеграцией с остальными системами банка занимались наши партнеры — компании IT Hit и “БМС Консалтинг” совместно со специалистами из ИТ-подразделения и контакт-центра банка.

PCWeek/UE: Используете ли вы решения Business Intelligence?

С. Х.:
Вопрос о внедрении таких систем стал актуальным еще в 2002 году. Сейчас мы используем инструментарий от компаний Cognos и Business Objects. С Business Objects Группа работала уже достаточно давно. Их продукты применяли многие подразделения, в том числе и финансовый контроллинг.

На определенном этапе Raiffeisen International Group IT было принято решение задействовать в работе еще и Cognos для более полного использования технологии OLAP. Сейчас, кроме департамента финансового контроллинга, этими инструментами активно пользуется подразделение риск-менеджмента. Для использования BI-решений в банке было создано хранилище данных на базе технологий Oracle, модель данных в котором разработана специалистами Group IT с учетом требований и рекомендаций стандарта “Базель II”.

Также у нас есть комплекс на базе Microsoft SQL, который выполняет функции транзакционной системы, работающей совместно с основной АБС Midas, хранилища исторических данных и шлюза к национальной платежной системе. Системы BI позволяют бизнес-подразделениям работать с данными из разных источников, соответственно, получить полную картину для составления отчетов и проведения анализа.

С внедрением хранилища данных наш головной банк получил возможность подготовки отчетов и накопления необходимой информации для выполнения требований “Базель II”. Для Украины это, возможно, еще не очень актуально, но все сетевые учреждения банков, работающих в Европейском Союзе, обязаны соответствовать требованиям “Базель ІІ”.

PCWeek/UE: Используете ли вы системы управления ИТ-инфраструктурой?

С. Х.:
Сейчас мы движемся в этом направлении. Наш персонал проходит обучение по курсам ITIL, начиная с внедрения стандартного Service Desk, управления инцидентами, проблемами, качеством сервиса и заканчивая SLA (Service Level Agreement). Для управления ИТ-инфраструктурой в банке используется система Tivoli. Но нельзя сказать, что в том объеме, в котором она внедрена, функциональнее охватывает все аспекты ИТ-инфраструктуры. Работают модули инвентаризации, мониторинга сети, серверов и некоторых приложений.

Планировали также активно использовать эту систему для обновления программных продуктов, но в нашем ИТ-ландшафте подобные функции проще реализовывать с помощью инструментов Microsoft, имеющихся в операционной системе и Active Directory. Ранее — с помощью SMS, сейчас возможности расширяются в рамках MOF, в том или ином объеме можно использовать MOM (Microsoft Operations Manager) и WMI (Windows Management Instrumentation).

Какая система будет задействована для Service Desk, я пока сказать не могу. Мы будем рассматривать Tivoli, HP OpenView и решение от Computer Associates (сейчас мы активно используем eTrust-модули для мониторинга внештатных событий на наших серверах, серверах баз данных, приложениях и сетеобразующих устройствах).

PCWeek/UE: Вы считаете себя в большей мере ИТ-специалистом или управленцем?

С. Х.:
Трудно определить, где проходит эта граница… Переход от разработчика программного обеспечения в категорию управленца, хотя мне это слово не очень нравится, произошел несколько лет назад. Я начинал как радиоинженер, потом занимался программированием в области телекоммуникаций. Затем несколько лет приходилось заниматься одновременно программированием и административной работой для организации деятельности отдела.

Сейчас в нашем банке работают высококлассные специалисты. И многие из них достаточно часто сильны не только в своей области, но и в смежных: финансы, программирование, телекоммуникации, системы защиты информации, системы управления сетями, приложениями. Они знают свое дело. Одна из моих задач — обеспечить условия для их эффективного взаимодействия.

PCWeek/UE: Некоторые украинские ИТ-менеджеры сетуют на низкий уровень своего влияния на принятие решений в компаниях. Как Вы можете оценить этот уровень относительно себя?

С. Х.:
В нашем банке с этим проблем никогда не возникало. Менеджмент изначально был готов воспринимать информацию о различных системах, необходимых для банка. Кроме того, мы никогда не принимаем такие решения по наитию или наскоком: всегда проводим глубокий анализ, создаем рабочие группы с участием специалистов различных подразделений. Может быть, нам было немного проще, ведь в “Райффайзен Группе” есть структура,  “Групп-ИТ”, которая занимается созданием единой ИТ-политики для всех банков группы. Не могу пожаловаться на то, что в “Райффайзенбанк Украина” мнение ИТ-специалистов сознательно игнорируют. Руководство, Правление анализирует набор представленных на рассмотрение материалов, решение готовят с участием заинтересованных бизнес-линий.

Если решение о внедрении той или иной системы, процесса, процедуры является сбалансированным с точки зрения бизнеса, то оно будет принято. Недопустима ситуация, в которой, например, ритейл-подразделению будет работать легко, а бизнес-линия, работающая с корпоративными клиентами, станет испытывать недостаток ресурсов или систем, и наоборот.

PCWeek/UE:  Используете ли в вашем банке  портальные решения?

С. Х.:
Я бы не называл это так громко. Наш сайт (www.rbua.com) создан на основе Microsoft Content Management Server. Вся информация, содержащаяся на сайте, хранится в базе данных, странички сайта формируются динамически при обращении к тому или иному ресурсу.

Это было первое внедрение CMS в Украине. По крайней мере, первое официальное, лицензионно-чистое внедрение. Так нас информировали сотрудники представительства Microsoft в Украине. Компания Silver Point, а потом и IT Hit специально обучали и готовили своих специалистов для разработки и сопровождения нашего веб-сайта.

В данный момент я не называл бы его порталом, но мы работаем над его развитием. Уже сейчас клиентам доступна информация о предлагаемых банковских продуктах, они могут воспользоваться предварительным скорингом для оценки своих возможностей на получение кредита, например, на приобретение автомобиля или недвижимости, заполнить заявку на ряд банковских продуктов и сервисов, задать вопросы, высказать свои пожелания и получить обратную связь.

Кстати, сайт был разработан в рамках корпоративных стандартов, включая дизайн и формат подачи информации. Решение о том, какие банковские продукты будут продвигаться с помощью сайта, банк принимал самостоятельно.

На очереди — внедрение решений для обслуживания широкого спектра каналов продаж банковских услуг, карточных продуктов, сервисов, предоставляемых через банкоматы и инфо-киоски, sms-банкинг, полнофункциональный е-банкинг, расширение функциональности контакт-центра, использование голосовых сервисов.

Для внедрения подобного рода услуг нам необходимо развивать STP (Straight Through Processing). Такой подход позволит без повторного ввода использовать данные, полученные из любой точки доступа к банку. Мы активно работаем над тем, чтобы данные, введенные, например, через веб-сайт либо заполненные работником банка при обслуживании клиента или оформлении операции, после соответствующей проверки сохранялись в системах и не требовали повторного ввода в различные системы.

В банке используется система Easy Retail, которая позволяет быстро обслуживать клиентов при открытии счетов и выдаче кредитов. Данные, введенные в одной системе, доступны, в соответствии с необходимыми правами для каждой роли, в приложениях как front-office, так и back-office, отображены в АБС. Такой же механизм мы хотим реализовать для информации, полученной с веб-сайта.

Что касается безопасности, то речь, конечно, не идет о прямом доступе в банковские системы; полученные данные будут подвергнуты промежуточной обработке, проверке и преобразованию. Реализация STP позволяет уменьшить трудозатраты, стоимостные показатели, оптимизировать работу подразделений банка. Меньше ресурсов требуется для оформления каждой операции — соответственно, без увеличения численности персонала можно больше сотрудников переориентировать на непосредственную работу с клиентами банка, обеспечив необходимый уровень обслуживания для каждого клиента.

PCWeek/UE: На какой аппаратной платформе работает ИТ-инфраструктура вашего банка?

С. Х.:
В основном у нас используются серверы @server xSeries производства IBM на Intel-платформе. Исключение составляет сервер (точнее — два, с учетом резервной площадки), эффективно применяемый в банковской сфере @server iSeries AS/400 под управлением операционной системы OS/400, на котором и работает наша основная система Midas. В прошлом году мы провели upgrade двух серверов @server iSeries, в результате чего при минимальных инвестициях увеличили производительность в несколько раз. С 8-ми до 2-х часов сократилось время обработки операции COB (Closing Of Business), которая проводится при закрытии каждого операционного дня.

В качестве персональных компьютеров ранее у нас работала только техника от IBM, но сейчас мы также широко используем персональные компьютеры НР. Техника и того и другого производителя является корпоративным стандартом в “Райффайзен Группе”. Модель, которая работает у нас сейчас, называется HP DX2000 Raiffeisen. Собирается по спецификации и специально для “Райффайзенбанк Украина”.

PCWeek/UE: Скажите, кому в вашем банке подчиняется отдел ИТ-безопасности?

С. Х.:
Отдел ИТ-безопасности подчиняется непосредственно одному из членов Правления банка. Ранее отдел информационной безопасности входил в состав ИТ-управления, но с ростом банка и по рекомендации аудиторов был выделен в отдельное подразделение. 

О БАНКЕ

История Банков Райффайзен началась с немецкого экономиста Фридриха Вильгельма Райффайзена (1818–1888), который в 1862 основал первое кооперативное банковское объединение.

Объединения кооперативной системы Райффайзен, возникли в Европе в середине девятнадцатого века и также существовали в Украине, где первое объединение было основано в селе Ивановцы на Полтавщине в 1895 году.

В 1938 году на Галичине оставалось еще 563 объединения, но они прекратили свое существование после прихода советской власти.
В марте 1998 года был основан дочерний банк “Райффайзенбанк Украина”.

“Райффайзенбанк Украина” — дочерний банк Raiffeisen International Bank-Holding AG (Raiffeisen International). Raiffeisen International, который 100% принадлежит Райффайзен Центральбанку (РЦБ), является холдинговой компанией дочерних банков РЦБ в Центральной и Восточной Европе. РЦБ является центральным учреждением Австрийской Банковской Группы Райффайзен. РЦБ функционирует через Raiffeisen International, в 16 странах региона, где действуют 15 дочерних банков с почти 800 филиалами.

“Райффайзенбанк Украина” осуществляет кредитование финансово стойких и надежных предприятий всех отраслей промышленности в Украине, имеющих стабильные темпы развития.