Внедрение корпоративных решений в банковской отрасли, по мнению экспертов, является одним из наиболее сложных направлений автоматизации бизнеса компаний. О его особенностях, отличиях от других вертикалей и локальной специфике PCWeek/UE рассказал Александр Унгул, директор по продажам “SAP Украина”.


Александр Унгул: “Я бы увеличил количество консультантов на проектах, но такая возможность выпадает не часто”
Александр Унгул: “Я бы увеличил количество консультантов на проектах, но такая возможность выпадает не часто”

PCWeek/UE: Какие решения компания SAP предлагает в банковском секторе?

Александр Унгул: Компания SAP традиционно предлагала свои решения для поддержки банковского бизнеса. Многие крупные мировые банки применяют решения SAP для оптимизации своей общехозяйственной деятельности. Активно используется функциональность для управления персоналом.

В начале 90-х мы предложили решение для банковского анализа. Его разработка связана с тем, что крупные немецкие банки, используя нашу функциональность, применяли Главную Книгу SAP FI-GL. Они обратились к нашей компании с просьбой создать решение для анализа данных. С его помощью можно анализировать рентабельность, автоматизировать управление активами и пассивами, кредитными и рыночными рисками.

В 1998 году правление компании приняло решение о выводе на рынок автоматизированных банковских систем (Core Banking, АБС) и разработке программного продукта для автоматизации банковской деятельности. Когда возник вопрос о том, какого рода решение будет пользоваться спросом, наши эксперты на основе рыночного анализа сделали вывод, что решения класса “все в одном” крупные западные банки покупать не будут. Поэтому с самого начала в основу наших банковских разработок была положена модель сервисно-ориентированной архитектуры: SAP начала разрабатывать модули. Эти решения были ориентированы на крупный бизнес: наша компания имела большой опыт работы с такого рода заказчиками до прихода в банковский сектор. В крупных компаниях с нашими решениями работает большое количество пользователей, они, как и банки, обслуживают множество клиентов.

Кроме того, крупные мировые банки, как правило, не используют комплексных систем от одного поставщика. Для них характерен модульный подход: если возникает потребность в автоматизации определенного бизнес-процесса, они ищут на рынке соответствующее решение либо создают его самостоятельно.

Время показало, что выбранный подход оказался правильным. Например, Postbank начал внедрение решений SAP с централизованной системы, которая содержит все данные по клиентам (CIF, Customer Information File). Это решение является отдельным компонентом, интегрированным в сложную инфраструктуру банка. Следующим шагом было внедрение системы автоматизации текущих счетов, депозитов, затем потребительских кредитов. Остальные бизнес-процессы Postbank обслуживали решения других поставщиков.

Zurcher Kantonalbank (четвертый по активам банк в Швейцарии) начал проект с внедрения системы для корреспондентских счетов, потом — для депозитов. Остальные процессы у них также автоматизированы с помощью разработок других компаний.

Аналитическое агентство Forrester считает, что системный ландшафт любого западного банка напоминает древний замок. Ему уже несколько веков, в нем, возможно, уже неоднократно меняли проводку, окна, двери и другие элементы, а детальный план этого замка давно утерян. Когда эксперты SAP приступили к разработке решений для банковского сектора, они поняли, что “прийти и снести” этот замок не получится. Необходимо было создавать системы, которые могли бы легко в него интегрироваться. Например, если в таком замке необходимо установить лифт, то его конструкцию нужно разработать таким образом, чтобы, во-первых, этим лифтом можно было пользоваться, а во-вторых, чтобы он не разрушил всю эту сложную систему. Поэтому основными критериями решений SAP должны были стать открытость архитектуры, гибкость, широкий выбор интерфейсов для интеграции в имеющуюся ИТ-инфраструктуру. Выбор модульного подхода существенно отличал наш подход к решениям для других отраслей.

PCWeek/UE: Какие решения SAP используют украинские банки?

А. У.:
Когда мы только начинали предлагать решения SAP украинским банкам, выяснилось, что ситуация с их автоматизацией в нашей стране значительно отличается от других стран. В Украине нельзя предложить отдельный компонент. Существующая инфраструктура наших банков такова, что для полноценной автоматизации необходимо “сносить все” и предлагать комплексную систему. Это связано с рядом причин. Раньше в компаниях велись особые бухгалтерские журналы, в которых сотрудники фиксировали все бухгалтерские проводки. Украинские автоматизированные банковские системы подобны этим журналам. Изначально АБС отечественного банка строилась как большая бухгалтерская книга, то есть система, в которой доминируют бухгалтерские проводки. И это — самая серьезная проблема. Из-за нее интеграция отдельных компонентов SAP в существующий банковский ландшафт представлялась невозможной, поэтому наши эксперты решили, что на такие рынки необходимо выходить с комплексными решениями, которые могут заменить все системы, ранее используемые банками. В отличие от отечественных решений, базирующихся на проводках, западные компании давно используют системы, основой которых являются сделки. В них необходимые бухгалтерские проводки генерируются в результате каждой из сделок.

С этим связаны проблемы всех западных программных решений, которые предложены на украинском рынке. Все законодательные документы, нормативы, инструкции Национального банка Украины ориентированы на “проводочные” системы. НБУ не просто выдает инструкции о том, каким образом должна осуществляться каждая операция, но и дает подробные указания, какие проводки должны быть реализованы в результате конкретной операции. Если в банке работает “проводочная” система, нет необходимости что-то придумывать. Достаточно просто придерживаться инструкций. Но в “сделочной” системе некоторые операции не могут быть реализованы при помощи таких механизмов.

Поэтому на проекте внедрения рeшений SAP в “Укрсиббанке” мы столкнулись с противоречиями отражения тех или иных операций, соответствия их международным и локальным стандартам бухгалтерского учета. Я общался с представителями других банков, внедряющих западные программные продукты, такими как “Аваль” и “Укрсоцбанк”: у всех практически одинаковые проблемы.

PCWeek/UE: Какие существуют пути их решения?

А. У.:
На это должна быть политическая воля Нацбанка. НБУ является нашим клиентом и уже давно и успешно использует решения SAP для автоматизации общехозяйственной деятельности, а именно планирования бюджета банка и контроля расходования бюджетных средств. Там, где они столкнулись с противоречиями со своими же инструкциями относительно отражения некоторых операций, эти инструкции были изменены.

Но проблема в другом. Наши коммерческие банки ежедневно сдают объемные отчеты Нацбанку. Они предостовляют эту отчетность электронных формах, которые автоматически отправляются и обрабатываются. На их основе рассчитываются различные показатели. Если менять правила в связи с применением одним из коммерческих банков западного программного обеспечения, эти изменения должны быть отображены и в системе, формирующей эти данные. Возможно, реализовать это сложно, но процесс пошел, и я думаю, что его уже не остановить. На украинский рынок приходят западные банки, которые приносят сюда свои корпоративные и международные стандарты.

PCWeek/UE: Будет ли SAP предлагать какие-либо решения для малых и средних банков?

А. У.:
Давайте сразу определимся с категориями. С точки зрения активов, у нас все банки — малые. Но для нас, как поставщика корпоративных решений, важны не активы банка, а количество клиентов, торговых точек, операционистов, которые будут работать с решениями, количество счетов, которые будут обслуживаться. По нашей классификации в Украине работает около 10 банков, которые интересны нам как потенциальные клиенты. Например “Аваль” — 1,5 млн. точек, 3 млн. счетов, или “Укрсоцбанк”, у которого более 500 точек, 2 млн. счетов. В “Укрсиббанке” тоже около 2 млн. счетов, около 1000 торговых точек.

Активы украинских банков небольшие, но предлагаемые нами решения для них остаются доступными.

Бюджет внедрения решения SAP Core Banking на Западе составляет в среднем сотни миллионов евро. При этом поддержка существующих систем некоторым ежегодно обходится во столько же. Эта сумма — бюджет проекта на несколько лет, который включает в себя консалтинг, аппаратное и программное обеспечение. И если стоимость программных и аппаратных решений во всем мире одинакова, то консалтинг в Украине стоит совсем по-другому. На проекте в “Укрсиббанке” со стороны компании SAP работало в общей сложности около 20 экспертов. При внедрении в Postbank от SAP участвовало порядка 200 консультантов.

Причина такого различия  —  более узкая специализация экспертов. Например, у нас работал консультант по специальности “текущие счета”. В его задачу входила настройка всего бизнес-процесса, связанного с текущими счетами, от начала до конца. Это и создание продукта, таблицы условий, формуляров, и регламентные работы. На Западе же консультанты отвечают за более узкие участки. Поэтому и бюджеты наших проектов значительно ниже.

PCWeek/UE: Какую долю в бюджете проекта занимает программное обеспечение?

А. У.:
На Западе, я думаю, до 15%. В Украине же, из-за меньшего объема консалтинга, около 60–70%. Такая стоимость консалтинговых услуг у нас связана не с низкой ставкой, а с тем, что на проектах работает значительно меньше консультантов, чем на Западе. Исходя из своего опыта, я увеличил бы количество консультантов на проектах, но такая возможность выпадает не часто. Поэтому делаем упор на то, чтобы в проекте принимало участие больше представителей заказчика.

PCWeek/UE: Чем отличается автоматизация банков от других отраслей экономики?

А. У.:
В компании небанковской отрасли, купленные западными инвесторами, внедрение ERP-системы зачастую привносит новую, более качественную модель управления. Если западная компания покупает, например, украинский пивной завод, то инвесторы приходят с определенными стандартами, которые внедряют на украинском предприятии, и ситуация действительно меняется в лучшую сторону: совершенствуется модель управления, маркетинга, учета затрат и т.д.

С банками — ситуация иная. Любой западный банк, покупающий банк в Украине, имеет у себя такой же системный ландшафт, как и украинский. Я считаю, что западные банки отличаются от украинских только величиной активов. У них те же проблемы, что и у нас. Поэтому при покупке банков иностранными инвесторами изменений, характерных другим отраслям, ожидать не стоит.

PCWeek/UE: Какие тенденции характерны для процесса автоматизации украинского банковского сектора?

А. У.:
Одна из наиболее ярких тенденций — централизация управленческих услуг, централизация капитала. Многие украинские банки еще недавно использовали модель структуры, в которой каждый филиал является балансовым отделением. Крупный банк располагал большим количеством филиалов, которые были своего рода мини-банками со своим балансом, МФО и прочими атрибутами. Управление таким подразделением больше напоминало отношения холдинга и дочерних предприятий.

Эта модель имела ряд негативных черт: управление было неоперативным, возникали проблемы взаимодействия одного юридического лица с другим. Из-за активного развития рынка банки принялись переходить на другую модель управления, лишенную этих недостатков. В соответствии с этой моделью вместо балансовых отделений должны быть созданы безбалансовые филиалы.

Однако такой процесс связан с некоторыми трудностями, так как перевод отделения на безбалансовую модель сопряжен с ликвидацией юридического лица. Это означает, что со всеми клиентами отделения договора должны быть подписаны заново.

Но есть и позитивный момент в этой тенденции: перед тем как приступить к такого рода реорганизации, многие банки рассматривают возможности внедрения других, более современных корпоративных систем, в том числе АБС, решений business intelligence и т. д.

PCWeek/UE: Предъявляют ли украинские банки к ERP-решениям какие-то особые требования?

А. У.:
Недавно у меня была командировка в Казахстан: я проводил презентации для ряда казахских банков. Национальный банк Казахстана требует от коммерческих банков внедрения ERP-системы в обязательном порядке. В результате практически каждый их банк внедрил ERP-решение для автоматизации общехозяйственной деятельности. У нас такого требования нет. Поэтому и банки особого интереса к ERP пока не проявляют. В Украине банки автоматизировали свою хозяйственную деятельность посредством АБС.

PCWeek/UE: С какими трудностями сталкиваются внедренцы в этой отрасли?

А. У.:
Я приведу пример нашего проекта в “Укрсиббанке”. В начале проекта было решено заменить существующие решения системой SAP методом “big-bang”, т.е. сразу. Мы понимали, что будет сложно, но пошли на этот шаг. Опыт, приобретенный во время проекта, показал, что мы выбрали сложный путь. Теперь я понимаю, что единственный правильный путь внедрения системы — это шаг за шагом модульно интегрировать свое решение в существующий ландшафт банка, заменяя старые подсистемы. Нам удалось внедрить решение SAP, потому что оно открыто и располагает широким набором интерфейсов. Если бы для этих целей использовались некоторые конкурентные продукты, не имеющие надлежащего уровня открытости, закончить успешно проект было бы проблематично. Разработчики таких систем за любую интеграционную работу просят достаточно высокую плату. Мы с такой ситуацией неоднократно сталкивались на многих проектах в Украине, когда требовалась интеграция наших решений с решениями других вендоров. Многие банковские системы типа “все в одном” закрыты.

Причина этой закрытости в том, что разрабатывались они давно и предлагались исключительно малым банкам как комплексные решения. 

ИТ-Биография

Александр Унгул, Директор по продажам SAP Ukraine

Родился в 1966 году в г. Дрезден (Германия)

1989 г. — окончил Киевский политехнический институт по специальности “инженер-системотехник”

1995 г. — получил степень MBA в Международном Институте Менеджмента; тема диплома: “Построение системы финансовых показателей как составной части стратегии предприятия”

1989-1994 гг. — ОАО “Фармак”, ИТ-директор

1995-1997 гг. — PriceWaterHouse, консультант в проекте USAID

С 1997 года — SAP Ukraine. За 9 лет в компании SAP Александр Унгул работал над проектами в области металлургии, машиностроения, телекоммуникации, энергетики, государственного и финансового сектора.