Корпорация IBM продолжает развивать свое направление бизнес-консалтинга. Ранее представители IBM заявляли, что видят роль своей компании не как “производителя железа”, как ее часто ошибочно воспринимают со стороны, а в качестве носителя опыта и экспертизы в вопросах организации и оптимизации бизнеса (см PCWeek/UE №7/2006, стр.8). Одним из инструментов, способных существенно повлиять на развитие и эффективность бизнеса, компания IBM считает управление инновациями.


За последние годы произошло смещение фокуса в области инноваций, и теперь компании уделяют удвоенное внимание к нововведениям в области используемой бизнес-модели (данные IBM)
За последние годы произошло смещение фокуса в области инноваций, и теперь компании уделяют удвоенное внимание к нововведениям в области используемой бизнес-модели (данные IBM)

В посвященном этому направлению консалтинга докладу, Игорь Пастушенко, исполнительный директор представительства IBM EE/A в Украине, отметил, что по данным опроса ИТ-директоров крупных западных компаний, именно инновации называются первыми в списке ключевых факторов успеха бизнеса.

Большинство опрошенных компаний считают, что их бизнес претерпит существенные изменения в течение ближайших двух лет. Причиной этих изменений будут именно инновации, призванные расширить пространство деятельности компаний и повысить их конкурентоспособность. Причем, как особо отметил г-н Пастушенко, тезис о том, что инновации рождаются только в пределах компании и применяются исключительно “для внутреннего использования” не соответствует действительности. По данным IBM, такие вертикали, как масс-медиа, телекоммуникации и нефтегазовая отрасль, более 50% всех новых идей получают извне, причем большая их часть оценивается как “очень эффективные”. Еще одно заблуждение в сфере инноваций, по словам г-на Пастушенко, заключается в ложном суждении о том, что инновации представляют собой исключительно новые продукты и сервисы.

Согласно данным, озвученным корпорацией, все больше новых идей касаются оптимизации маркетинговых схем и применения новых моделей ведения бизнеса, направленных на изменения организационной структуры компаний и построение стратегического партнерства. За последние годы произошло смещение фокуса в области инноваций, и теперь компании уделяют удвоенное внимание нововведениям в области используемой бизнес-модели. “Продукты и услуги можно скопировать, а бизнес-модель — это то, что действительно отличает компании друг от друга”, — комментирует ситуацию г-н Пастушенко.


Игорь Пастушенко, исполнительный директор представительства IBM EE/A в Украние: “Продукты и услуги можно скопировать, а бизнес-модель — это то, что действительно отличает компании
Игорь Пастушенко, исполнительный директор представительства IBM EE/A в Украние: “Продукты и услуги можно скопировать, а бизнес-модель — это то, что действительно отличает компании

Компания также провела исследование по изучению целей, которые ставят перед собой руководители компаний. На смену таким традиционным задачам, как повышение прибыльности и снижение расходов, приходят новые цели — уникальность предлагаемых продуктов и услуг, организационной структуры, процессов и бизнес-моделей, работа на новых рынках.

Принимая во внимание исследованные факты и тенденции, компания IBM разработала собственное видение роли инноваций для повышения эффективности бизнеса.

В качестве факторов, способствующих развитию инноваций, назывались рост вычислительных мощностей, увеличение количества информационных ресурсов, совместная работа (коллаборация) сотрудников, а также доступ к экспертизе — использование знаний и навыков персонала в качестве конкурентоспособного актива компании. В связи с этим, по словам г-на Пастушенко, в сам термин “инновация” сегодня вкладывается иной смысл, который наиболее удачно выразил Сэм Палмизано (Sam Palmisano), исполнительный директор IBM: “Инновация — это социальный, а не технологический феномен, который возникает на пересечении изобретательства и познания сути бизнеса”.

Новыми направлениями для приложения усилий в области инноваций IBM называет бизнес-процессы, бизнес-модели, а также область менеджмента и культуры бизнеса. Новые глобальные тенденции в области инноваций в бизнесе, по словам г-на Пастушенко, в ближайшее время изменят мировой ландшафт рынка, а в области управления бизнесом движущие векторы развития изменят свое направление на 180 градусов. Вместо интеграции и композиции, основных принципов ведения бизнеса, будут происходить процессы дезинтеграции и декомпозиции — сотрудники будут мотивированы изменять status-quo и иметь право на ошибку, а основной упор в работе персонала будет сделан на талант и “креативность” людей вместо организационной составляющей. В результате роль менеджмента в бизнесе будет сводиться к координации и обеспечению, а мелкие компании с высокой специализацией будут представлять все большую угрозу для больших корпораций.