В режиме жесткой экономии

Предприятия розничной торговли не так сильно ощутили воздействие кризиса, как тяжелая промышленность и энергетика. Однако не следует забывать, что все процессы в нашем мире взаимосвязаны.

Девальвация национальной валюты быстро снижает покупательную способность населения, а значит, и объемы выручки. Ощутимо ударило по рознице закрытие доступа к кредитным ресурсам. «Те розничные продавцы, которые не сумеют изменить свои подходы и повысить эффективность таких параметров, как оборачиваемость продукции и объем продаж «с полки», будут вынуждены покинуть рынок», — считает Станислав Биров, руководитель отдела маркетинга компании Innoware, занимающейся внедрением ERP-систем, в том числе в сфере розничной торговли.

Все компании предсказывают снижение темпов развития и уменьшение доходов. Безусловно, торговые предприятия пытаются найти выход из ситуации, однако универсального рецепта, скорее всего, не существует. Очевидно, что сегодня вновь придется вспомнить те «классические» принципы продаж, которые игнорировались в период стабильности. В первую очередь, торговые компании нуждаются в изменениях ассортиментной политики и управления запасами, и именно здесь ИТ-решения могут сыграть решающую роль. Впрочем, в большинстве организаций руководство решило отказаться от «революционных» внедрений, довольствуясь лишь модернизацией и поддержкой уже существующих решений.

Многим компаниям пришлось сократить количество торговых точек либо приостановить открытие новых. По словам Сергея Мулярчука, главы ИТ-департамента компании «Квиза-Трейд» (сеть «Велика Кишеня»), об экспансии и открытии новых торговых площадей в первом квартале этого года пока придется забыть. Будут ли предприниматься шаги в этом направлении во втором и третьем кварталах, зависит от того, найдет ли компания дополнительные источники финансирования. Сегодня одной из важнейших ИТ-задач, на которую делают упор торговые компании, является оптимизация и автоматизация бизнес-процессов предприятия. «Инфраструктура будет развиваться, планируется внедрение новых бизнес-продуктов и программно-технических комплексов, которые помогут оптимизировать процессы в компании. В этом направлении развитие продолжается», — утверждает Сергей Мулярчук.

Приблизительно так же действуют и другие крупные предприятия торговой вертикали. Среди них — группа компаний «Караван», в связи с кризисом пересмотревшая планы открытия нескольких гипермаркетов, которые предполагалось запустить в 2009 году. «Вместо того чтобы открывать новые объекты, мы сегодня сконцентрировали внимание на развитии уже существующих. В конце 2008 года ООО «Караван» впервые в Украине среди розничных предприятий внедрило адаптированную технологию «убийца очередей», которая значительно увеличила пропускную способность касс, — сообщает директор ИТ-департамента «Караван» Юрий Онищенко. — Реализация проекта осуществлялась совместными усилиями компаний SystemGroup, «Вимас Технологии» и «Караван». Мы не собираемся останавливаться на этом и планируем в ближайшее время внедрить мобильные технологии на этапе приемки товара». В частности, по словам Ю. Онищенко, «Караван» будет активно применять новые технологии, если они не потребуют от предприятия значительных инвестиций. Например, в ближайшее время будет введена в эксплуатацию технология обмена данными EDI (Electronic Data Interchange).

Эту технологию оптимизации процессов управления поставками товаров уже применяют в компании «МЕТРО Кеш энд Керри Украина». Кроме того, в настоящее время торговая сеть является самым большим корпоративным пользователем коммуникационных сервисов BlackВerry в стране. «Наша компания первой на отечественном рынке (еще до того, как эту услугу стал предлагать локальный провайдер) при поддержке своего немецкого партнера внедрила у себя новый сервис. В таком динамичном бизнесе, как торговля, постоянный доступ к данным, который обеспечивает эта технология, крайне необходим», — рассказывает Роман Крутько, начальник отдела информационного менеджмента «МЕТРО Кеш энд Керри Украина».

Хотя системные интеграторы и ИТ-производители не устают предлагать торговой отрасли различные технологии и сервисы, времена сегодня наступили неблагоприятные, — считает большинство респондентов. В условиях финансового кризиса тщательно просчитываются расходы на проекты — прибыльность, рентабельность и сроки окупаемости, — поэтому шансы на внедрение новых полномасштабных внедрений крайне малы. Интеграторам и вендорам в основном остается сосредоточиться на поддержке уже внедренных проектов и оборудования.

По мнению Сергея Фирсова, начальника отдела информационного обеспечения ОАО «Київський центральний універмаг», сегодня необходимо придерживаться тактики разумной экономии для обеспечения безопасной и стабильной работы предприятия, а развитие должно проводиться с учетом пожеланий пользователей. Так считают и другие руководители ИТ-департаментов торговых предприятий.

Большинство компаний розничной торговли делают упор на автоматизацию и оптимизацию торговых площадок. По словам Сергея Мулярчука, в сети магазинов «Велика Кишеня» вскоре планируется внедрить новые технологии связи, что будет способствовать сокращению затрат на коммуникации. «Мы хотим оптимизировать уже работающие у нас приложения. Развивать направление ИТ в этом году будет непросто, тем не менее сегодня мы внедряем проекты по оптимизации системы хранения», — сообщает С. Мулярчук.

Таким образом, основные усилия компании направляют на то, чтобы с помощью ИТ-инструментов при минимальных затратах сделать бизнес более эффективным и конкурентоспособным. При этом большинству компаний действительно придется сократить расходы на ИТ. «Мы ведем переговоры с сервисными организациями, сокращаем объемы и точки обслуживания, переходим на более низкий уровень сервиса. В тех направлениях, где мы привлекали услуги аутсорсинга, теперь постараемся ограничиться собственными силами», — комментирует Сергей Мулярчук.

Свой сценарий оптимизации предлагает Юрий Онищенко: «В 2009 году впервые за несколько лет у нас появилась возможность провести реинжиниринг предприятия. Мы собираемся задействовать для этого освободившиеся ресурсы других отделов, например сертификации менеджмента качества, обучения персонала. В 2009-м мы планируем перевести всю сеть на новую версию системы управленческого учета «Спрут».

А вот руководство «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» несмотря ни на что верит в лучшее: «Я бы не говорил о тотальном сворачивании проектов и полной экономии, — заявляет Роман Крутько. — Если проект высокорентабельный, малозатратный и быстроокупаемый, получить одобрение совета директоров несложно. Гораздо труднее найти такой проект в сфере ИТ. Действительно, стратегические долгосрочные и дорогостоящие проекты не имеют шансов на старт в нынешнем году. Зато это отличное время, чтобы решить целый шлейф менее масштабных задач, которые долго оставались в тени стратегических внедрений. Например, еще в прошлом году мы начали активно использовать специальную электронную платформу для обмена данными с поставщиками, и теперь они могут оперативно получать информацию о запасах и продажах. Это сделает наши отношения максимально прозрачными, а сотрудничество более эффективным и в конечном итоге благотворно отразится на качестве наших услуг».

В то же время компании, не специализирующиеся на продаже продуктов питания и предметов первой необходимости, пострадали весьма серьезно. Помимо непростой экономической ситуации на торговый бизнес влияют и другие факторы, в частности, непродуманные действия украинского правительства. Так, после ноябрьского указа об установлении ограниченной надбавки на торговлю медикаментами в 15% в стране закрылось 2000 аптек. И хотя потом постановление отменили, для многих это уже не могло спасти положение: чтобы открыть новую аптеку, придется потратить около года на бюрократическую волокиту, в частности, регистрацию предприятия в Минздраве и пр. По самым скромным подсчетам, число безработных аптекарей и фармацевтов в Украине увеличилось на пять тысяч.

«История с аптеками ощутимо повлияла на наш бизнес. Так, ранее мы включили в наши планы продвижение нетканого материала, из которого изготавливают медицинскую спецодежду, постельные принадлежности и пр. Однако в ближайшие пару лет он вряд ли будет востребован в Украине, — отмечает Сергей Охотников, начальник ИТ-департамента ТД «Кампус Коттон Клаб», производителя и распространителя медицинского оборудования. — Из-за урезанных бюджетов нам пришлось отложить ряд ранее задуманных проектов (например, мы планировали создание презентационного видеосервиса). Сегодня мы сосредоточены лишь на поддержке самых востребованных аппаратных и программных решений, а из проектов останутся лишь те, которые обеспечивают работоспособность компании».