Банковская система Украины всегда выступала локомотивом экономического развития и крупнейшим потребителем ИТ. Ведь именно информационные технологии сегодня во многом определяют конкурентные преимущества бизнес-модели банка или финансового учреждения. И поскольку банковский сегмент является ИТ-зависимым, он зачастую выступает пионером в использовании самых современных и инновационных решений. 

Какие же тренды и проблемы наиболее актуальны для банковского сегмента с точки зрения ИТ сегодня и чего ожидать в будущем? Для ответа на эти вопросы редакция PCWEEK/UE обратилась к представителям банков и системным интеграторам. Мы предложили экспертам высказать свое мнение по следующим вопросам.

1. Банкинг завтра. Назовите три основные тенденции, которые, по вашему мнению, будут характеризовать использование информационных технологий в банковском секторе в Украине в 2012-13 году?

2. Эволюция технологий. Какие технологии, будучи популярными в этой индустрии еще несколько лет назад, сегодня уходят или уже ушли в прошлое? Под влиянием каких факторов это происходит? 
 
3. Ваш прогноз: что ждет банковскую индустрию с точки зрения ИТ в ближайшие 2-5 лет? Как изменится динамика развития банковского сегмента? Смогут ли небанковские учреждения (ритейлеры, операторы мобильной связи, платежные системы и др.) принципиально поменять «правила игры» в ближайшие 3-5 лет?
Итак, слово нашим экспертам. 

БАНКИНГ ЗАВТРА 

Максим Агеев, De Novo. Прежде всего, в 2013 году банки продолжат работу по консолидации ИТ-инфраструктуры. Это закономерная реакция на тенденцию централизации банковских сервисов и перехода на западноевропейскую модель банковской организации. 
 
Все больше банков стремятся объединить свои фронт-офисные системы единым интерфейсом, который позволит предлагать рынку больше новых сервисов и продавать их эффективнее.
Call-центр, CRM, интернет-банкинг и существующие приложения будут интегрированы в единый прикладной ландшафт. Эта задача обусловлена технологическим следствием централизации сервисов и консолидации вычислительной инфраструктуры. 
 
В 2013 году возрастет регулятивная активность НБУ в направлении обеспечения непрерывности бизнеса и безопасности данных. Так, НБУ будет очень пристально контролировать такие вопросы, как резервирование данных, работа резервных площадок во всех стеках — от уровня баз данных до уровня инженерной инфраструктуры ЦОД. 
 
Юрий Пидлисный, Integrity Vision
  • Постепенный переход на решения по автоматическому управлению банковскими бизнес-процессами (БПМ-решения). Данные решения позволяют быстро реагировать на изменения, содержат в себе инструментарий по выявлению и устранению узких мест в бизнес процессе, позволяют контролировать ключевые показатели эффективности (KPI) бизнес-процессов и следят за соблюдением соглашения об уровне предоставления услуги (SLA). 
  • Активное развитие технологий и решений на базе мобильного банкинга. 
  • Быстро растет потребность решениях, которые предоставляют услуги в зависимости от конкретного местоположения клиента, «здесь и сейчас». 
Дмитрий Зарахович, SICenter
  • Мобильность и мультиплатформенность. С точки зрения применения новых информационных технологий банки — среди наиболее инновационных организаций. Это обусловлено высоким уровнем конкуренции за клиентов и спецификой бизнеса транзакционного типа. Основными задачами в банках было и остается снижение транзакционных издержек и уменьшение времени обработки транзакции. В свою очередь, клиенты требуют от банков простоты и удобства проведения любых платежей в любое удобное для клиента время и в любом месте. Реализация таких потребностей клиента ведет к применению систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО), что означает возможность осуществления клиентом платежей через любые доступные ему интерфейсы в любое время, а для банка — решение задач по снижению транзакционных издержек и уменьшения времени обработки транзакции. 
  • Наблюдаемость и управляемость. Системы мониторинга и управления бизнес-сервисами дают банку возможность контролировать KPI, а также уровень выполнения SLA по отношению к предоставлению услуг как клиентам банка, так и внутренним сотрудникам банка. Такие технологии позволяют избежать простоев в ИТ-системах банка, а также оптимизировать затраты на развитие и поддержку ИТ через анализ статистической информации в системе мониторинга и прогнозировании будущих событий и состояния ИТ-систем. 
  • Защищенность. Предотвращение кражи/утечки информации и безопасность транзакций —защита от несанкционированного перечисления денежных средств с использованием инструментов ДБО — являются крайне актуальными вопросами при применении мультиплатформенных и мобильных технологий в банках. 
Андрей Гришанков, ProNET. В экономике Украины в настоящее время продолжается период преодоления последствий мирового финансового кризиса. То же самое происходит и на финансовом рынке страны. Большинство банков уже достигли определенного уровня «зрелости» ИТ-инфраструктур и используют в своей деятельности передовые технологии. В ближайшем будущем их инновационная деятельность будет сосредоточена в трех ключевых областях: получение прибыли за счет большего фокуса на заказчиках; снижение расходов за счет увеличения операционной эффективности; использование надежного управления рисками и выполнение требований органов регулирования. 
 
Все это требует интеграции корпоративных данных о клиентах, продуктах, транзакциях и рисках с целью получения целостного представления о состоянии бизнеса в целом и повышения эффективности ключевых бизнес-операций. Поэтому мы видим будущее за ПО, которое в состоянии обеспечить наиболее эффективную интеграцию данных. С его помощью можно получить доступ к данным любого формата, из любых источников и доставлять эти данные в нужную систему с предельно возможной скоростью. 
 
Томаш Висневский, ПУМБ. В ближайшие два года, по моему мнению, среди ключевых тенденций банковского рынка следует отметить следующие.
Большое внимание банки будут уделять развитию сервиса интернет-банкинга, который станет важным каналом взаимодействия с клиентами. Для некоторых банков в Западной Европе интернет-банкинг уже стал единственным каналом взаимодействия. ПУМБ уже более 2х лет активно инвестирует в это направление. 
 
Украинские банки будут перенимать западноевропейский опыт создания различных форматов отделений. К примеру, стоит ожидать большего числа отделений самообслуживания, которые требуют отличного от традиционных отделений оборудования.

NFC-технология — одна из наиболее ожидаемых. Устройства, поддерживающие NFC-стандарт будут использоваться для бесконтактных платежей, подобно тем, которые сегодня можно осуществлять с помощью смарт-карт (используются в качестве кредитных и дебетовых карт, проездных билетов). В будущем NFC-технология, скорее всего, заменит технологию смарт-карт или дополнит ее. 
 
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ 

Дмитрий Зарахович, SICenter. В прошлое уходят все технологии, требующие от клиента банка физического контакта с банком — это связано с активным применением интернета и мобильных технологий, а также развитием платежных систем и тенденций по использованию электронных денег при расчетах. В сфере внутрибанковских ИТ-систем «отживают свой век» технологии, связанные со значительным потреблением ресурсов (включая физические вычислительные мощности, площади, электроэнергию и т. п.). Фактором таких изменений, опять же, является давление на банковский рынок потребностей клиентов и необходимость оптимизации издержек операционной деятельности банка.

Максим Агеев, De Novo. Еще несколько лет назад банки, как достаточно консервативные организации, очень недоверчиво относились к веб-технологиям, большинство банковских приложений базировались на двухуровневой архитектуре. Сегодня жизнь все-таки взяла свое, и все больше приложений компании переводят на web 2.0. Это дает возможность эффективнее реализовать потенциал клиентской базы и оптимизировать бизнес-процессы. Переход к трехзвенной архитектуре и web 2.0 усиливает потребность банков в централизации, виртуализации и облачных технологиях. 
 
Еще 5 лет назад сложно было представить работу большинства банковских систем без использования RISC/UNIX платформы. А сейчас тенденция по переносу банковских приложений на х86-архитектуру неоспорима.

На мой взгляд, эти технологические изменения в банковском секторе Украины происходят под влиянием двух факторов. Во-первых, произошли серьезные изменения в профиле потребителя. Он стал мобильнее, смартфоны и планшеты сделали онлайн-шопинг удобнее и быстрее обычного похода в магазин. И банки учитывают эти новые требования в своих сервисных линейках. 
 
Во-вторых, технологические изменения происходят и под давлением экономической ситуации. Если в период бума потребительского кредитования банки мало задумывались об эффективности работы ИТ, то сейчас переход на web 2.0 и х86-архитектуру продиктован необходимостью сокращения затрат и повышения продуктивности процессов. По этой же причине активно растет потребление аутсорсинговых услуг. 
 
Юрий Пидлисный, Integrity Vision. На мой взгляд, постепенно в прошлое уходят решения, реализованные в 3-х уровневой архитектуре. В текущих реалиях она оказалась громоздкой и не эффективной, дорогостоящей в поддержке и развитии. 
 
Также в прошлое уходят системы и решения, как промышленные, так и «самописные», которые не в состоянии поддерживать ту высокую скорость изменений, что диктует бизнес. Сюда относится мобильность, гибкость, скорость разработки или изменений бизнес логики.
 
Томаш Висневский, ПУМБ. Это сложный вопрос, поскольку нужно учитывать изменения, произошедшие в отношении клиентов к услугам банков, и способах общения с банком. Сейчас заказчик хочет иметь доступ к банковским услугам немедленно и с помощью любого имеющегося у него устройства. Кроме того, в связи с тем, что клиенты становятся все более грамотными пользователями банковских услуг, они стремятся к большей самостоятельности, а значит, средства их взаимодействия с банком должны обеспечивать подобную возможность. Таким образом, все технологии, которые не отвечают этим запросам клиентов, будут отмирать, а их место займут новые, уже поддерживающие эту концепцию. В целом причиной всех технологических изменений являются клиенты и их потребности в том или ином взаимодействии с банком. 

ПРОГНОЗ НА БЛИЖАЙШИЕ 2-5 ЛЕТ 

Максим Агеев, De Novo. Ближайшие два года будут тяжелыми для украинских банков. Эту ситуацию определяют продолжающийся кризис еврозоны, который затрагивает материнские компании основных игроков на финансовом рынке Украины, а также больная экономика нашей страны. 
 
Кроме того, изменится банковский ландшафт. Часть наиболее консервативных международных игроков покинет рынок, на их место придут новые — основанные крупными национальными холдингами, скупающими обесценившиеся банковские активы. 
 
Рост конкуренции и агрессивная борьба за потребителя будут стимулировать инновационные решения. Теперь банки смогут выигрывать потребительские предпочтения не только в плоскости финансовой привлекательности своих предложений, но и благодаря их технологическому совершенству — мобильности, удобству и скорости обслуживания. 
 
С другой стороны, рост популярности веб-технологий и централизация управления банковским портфелем открывают новые угрозы в области информационной безопасности. И банки должны будут реагировать на эти угрозы.
Дмитрий Зарахович, SICenter. Банки будут все больше уходить от необходимости физического контакта с клиентами. Это напрямую поспособствует снижению операционных затрат банков, соответственно будут развиваться все ИТ-элементы оптимизации коммуникаций с клиентами — это и CRM-системы, и call-центры, и использование Skype и видеоконференций, и работа через социальные сети такие как Facebook, Twitter, Google+… Также банки станут унифицировать ИТ и максимально развивать единые front-office системы, для упрощения приемки и обработки платежей, особенно в ритейл сегменте — массовые платежи населения. 
 
Динамично будут развиваться платежные системы — сейчас время жесткой конкуренции данных систем во всем мире. Например китайская платежная система UnionPay создала специальное международное подразделение, чтобы усилить конкуренцию с Visa и MasterCard, а также монетизировать растущий поток туристов из КНР в другие страны, увеличившийся в прошлом году на 22%, до 70 млн человек. В Украине актуален вопрос развития НСМЭП, а также использования электронных денег. 
 
Ритейловые компании тоже смотрят на банковский бизнес через призму своих интересов и наличие большого количества торговых точек — мест контакта с клиетами. Например, украинская Fozzy Group после приобретения банка «Восток» выходит на рынок потребительского кредитования: 3 млн держателей бонусных карт смогут переоформить их на кредитные. Все это действительно окажет сильное влияние на «правила игры» в банковской индустрии. 
 
Юрий Пидлисный, Integrity Vision. Операторы мобильной связи сейчас обладают определенными технологиями, с помощью которых они начинают «перетягивать» на себя функции банков по работе с физлицами. Это утверждение справедливо и для операторов виртуальных денег. Речь идет о технологиях по оплате за товары и услуги с помощью баланса на телефонном счете абонента. Если регулятор (в нашем случае НБУ) не остановит это законодательно, то банки в будущем ждет достаточно сильный кризис на потребительском рынке в работе с физлицами. Мобильным операторам не нужно постоянно привлекать клиентов новыми условиями в формате аналогичном банкам. У них уже есть своя достаточно стабильная абонентская база, которой нужно лишь предлагать соответствующие продукты и услуги. 
 
Единственный фактор, которое пока останавливает развитие подобных услуг со стороны мобильного оператора — на остаток мобильного счета абонента не начисляются проценты, в отличие от банка, который такой процент начисляет. Я уверен, что скоро мы станем свидетелями битвы банков и операторов мобильной связи за этот кусок пирога. Кто в итоге победит, пока ответить сложно. 
 
Андрей Гришанков, ProNET. Рынок разнообразных мобильных устройств сегодня показывает высокие темпы роста. Поэтому в ближайшем будущем будут развиваться и активно использоваться банками технологии, которые способны обеспечить, условно говоря, «банк в кармане». И кто из игроков рынка поймет это раньше всех и оперативно начнет внедрять их в жизнь, тот и выиграет в борьбе за расположение клиента.

«ГОРЯЧИЕ» ТЕХНОЛОГИИ
PCWeek/UE предложил экспертам проранжировать наиболее значимые для банковской деятельности направления развития в ближайшие несколько лет. Каждая категория оценивалась по 10-бальной шкале, далее результат усреднялся и на основе полученных данных строился рейтинг.
Вполне прогнозируемо на первое место вышли технологии, связанные с интернетом и мобильными устройствами. Также среди приоритетных задач, которыенеобходимо решать банкам — обеспечение информационной безопасности. Ведь, повторяя общемировую тенденцию, украинские банки будут все более уходить от физического контакта с клиентами, внедряя электронные методики работы с заказчиками. А вот облачные технологии, как видно из таблицы, пока не очень актуальны для банковского бизнеса.