Согласно результатам исследования Gartner, 29% сотрудников организаций были свидетелями по крайней мере одного нарушения существующих правил в 2016 или 2017 году. Исследование, в ходе которого было опрошено более 5000 сотрудников компаний на всех уровнях, показало, что эти работники с вдвое большей вероятностью покинут свою организацию.

Опрос показал, что 59% сотрудников, ставших свидетелями нарушений, активно искали новое место работы, тогда как среди тех, кто не был свидетелем никаких нарушений, лишь 29% искали работу.

«Конечно, уход сотрудников не является непосредственной сферой ответственности руководителей служб внутреннего контроля, но им следовало бы обратить на это внимание, — пишет в пресс-релизе Брайан Ли (Brian Lee), руководитель отдела исследований комплаенса в Gartner. — Случаи нарушения установленных требований и неспособность службы контроля устранить это оказывается существенным фактором, побуждающим сотрудников уйти из такой организации».

Такие настроения особенно превалируют среди сотрудников, чей уход наиболее нежелателен для организации, подчеркивает Ли. Сотрудники, которые могли бы доложить о нарушениях, — это люди с высокими нравственными устоями, а также те, кто целиком отдает себя работе. Согласно результатам исследования Gartner, 67% сотрудников, которые преданы своей работе и стали свидетелями нарушений, активно ищут другое место работы. И напротив, лишь 26% преданных работе сотрудников, не наблюдавших никаких нарушений, хотят сменить компанию.

Для руководителей служб внутреннего контроля текучка кадров — особенно уход самых ценных для организации сотрудников — должна послужить сигналом о возможных нарушениях, которые им пришлось наблюдать. Не следует рассматривать это как простой отлив и движение кадровых ресурсов или как проблему HR-отдела, не имеющую к ним отношения, говорит Ли.

Текучка кадров обходится крупным организациям в миллионы долларов ежегодно, а потеря самых добросовестных работников может негативно сказаться не только на корпоративной культуре и моральном состоянии персонала, но и на общей продуктивности.

Всё это подчеркивает важность того, что руководителям нужно стремиться создать и поддерживать культуру честности и ответственности в своей организации. Вероятность того, что сотрудники с низким уровнем морали будут спокойно наблюдать нарушения, в два-три раза выше, чем для сотрудников с высокими нравственными устоями.

«Культура — как инфекция. Если менеджеры и руководство демонстрируют ответственное поведение, то сотрудники видят важность соблюдения установленных правил в своей повседневной работе и вообще на рабочем месте, — пишет Ли. — Когда руководители задают такую модель поведения, они тем самым доносят до сотрудников со столь же высокими нравственными устоями, что эта организация вполне отвечает их этическим стандартам».