В то время, как основные игроки ИТ-рынка уже выпустили свои решения для развертывания сетей блокчейн, Amazon не спешила с выходом на этот рынок, предпочитая понаблюдать за ним. Компания учла опыт предшественников и только теперь представила свое блокчейн-решение — AWS Blockchain Templates. Учитывая, что Amazon фактически сформировала современный облачный рынок в том виде в котором мы его знаем, встает вопрос: сможет ли она повторить этот успех на рынке блокчейн? Ответ на данный вопрос остается открытым, поскольку на этот раз Amazon не является первопроходцем.

Тем не менее, как пишет портал TechTarget, выход AWS Blockchain Templates наряду с софтом других компаний спровоцировал настоящее «тестовое цунами» — компании всех форм собственности и размеров кинулись экспериментировать с технологической новинкой, но пока не ясно, насколько далеко они продвинутся и станет ли блокчейн мейнстримом на предприятии. Эксперты выражают на этот счет сдержанный оптимизм, полагая, что все, чего смогут добиться Amazon и другие крупные технологические поставщики, — подтолкнуть предприятия к более активным экспериментам, которые в перспективе могут привести к коммерческим блокчейн-проектам.

Бизнес-футурист и автор книги «Анархия Инк.: Выгоды, которые можно извлечь в децентрализованном мире при помощи искусственного интеллекта и блокчейна» Патрик Швердтфегер утверждает, что массовое тестирование блокчейна начинает приносить первые плоды — появляются десятки проектов, которые представляют определенную ценность. По его мнению, прихода на рынок Amazon привлечет к блокчейну дополнительный интерес. «Мы наблюдаем интерес к блокчейну, и он соответствует нормальной кривой распространения технологии. Жизнеспособность блокчейна продемонстрировали цепочки поставок, цифровая идентификация и цифровые платежи», — сказал он, добавив, что ключом к внедрению блокчейн на предприятия станет окупаемость инвестиций.

AWS Blockchain Templates представляет собой платформу BaaS (blockchain as a service), которая может применяться для создания безопасных блокчейн-сетей на базе Open Source-решений и развертывания фреймворков Ethereum и Hyperledger Fabric. Помимо самой платформы пользователи могут воспользоваться сертифицированными шаблонами AWS CloudFormation. Последние избавляют от необходимости настройки собственной сети блокчейн, позволяя сразу перейти к созданию децентрализованных приложений (dApps).

Альтернативные решения на рынке предлагают HPE, IBM, Oracle и Microsoft. Dсе эти компании имеют модульные облачные продукты на базе Open Source, но они отличаются друг от друга. Например, BaaS-предложение HPE работает на базе блокчейн-платформы Corda, разработанной консорциумом R3, тогда как сервис IBM BaaS функционирует на базе кода Hyperledger Fabric.

Привлечение интереса к инициативам блокчейн

Интерес к блокчейну подогревался на протяжении последнего десятилетия, уходя корнями в 2009-й — тогда появилась криптовалюта биткоин с поддержкой шифрования на базе блокчейна, но настоящую популярность технология приобрела только в последние несколько лет, когда появились многие другие сценарии ее использования. К примеру, в мае крупнейший добытчик алмазов De Beers применил технологию для логистических процедур: блокчейн фиксирует каждый шаг, сопровождающий добычу, транспортировку и поступление в торговые сети ценных алмазов. Трекинг осуществляется при помощи собственной платформы Tracr, выпущенной De Beers в январе.

Практически в то же время о совершении первой транзакции посредством блокчейна (применялось единое распределенное цифровое приложение, а не несколько систем) сообщил один из крупнейших в мире финансовых конгломератов HSBC Holdings.

А в апреле о переводе своих поставщиков продуктов питания на блокчейн уведомила сеть гипермаркетов Walmart. Причина такого решения кроется в необходимости обеспечения прозрачности и эффективности каналов поставок. Пилотный запуск проекта стартовал в 2016 г. в рамках сотрудничества с IBM.

По словам нескольких ведущих экспертов, примеры крупных компаний будут подталкивать руководителей предприятий к запуску пилотных программ, чтобы нащупать собственные пути получения выгод от применения блокчейна.

Управляющий директор по блокчейн-разработкам Accenture Дэвид Трэйт считает, что основные игроки — Microsoft, Amazon, IBM, HPE и Intel — делают все для того, чтобы упростить настройку локальных сетей блокчейн. «Индустрия нацелилась сократить до минимума сложности с масштабированием блокчейн-приложений и повысить их защиту до уровня, который привлечет внимание корпоративного пользователя», — сказал он.

Старший аналитик исследовательской фирмы CB Insights Ник Паппаджорг считает, что выход AWS Blockchain Templates приближает это время: «До этого момента значительная часть корпоративных проектов полагалась на решения IBM, Microsoft и других крупных ИТ-игроков, но поскольку Amazon является доминирующим поставщиком облачных вычислений, она может очень быстро проникнуть в корпоративный блокчейн-сегмент», — сказал он.

Основные сценарии применения блокчейна

Трэйт выделяет три сферы деятельности, где блокчейн востребован больше всего. Первая из них — финансовые услуги, где он применяется для платежей, клиринговых расчетов и других транзакций, а также во взаиморасчетах банков. Вторая — цепочки поставок. В этом случае блокчейн выступает для грузоперевозчиков или судоходных компаний в роли обеспечителя при транспортировке и передаче грузов из точки А в точку Б, например. Цифровая идентификация — это третья сфера, где блокчейн является незаменимым средством для аутентификации и предотвращения мошеннических действий.

Он также представил свою трактовку основных пользователей блокчейна, поделив их на три категории:

1. Ключевой участник инфраструктуры — организация, регулирующая блокчейн-экосистему в виде платформ и приложений. В качестве примера можно привести Австралийскую биржу ценных бумаг, которая в прошлом году отказалась от своей клиринговой системы в пользу блокчейна. Биржа приступила к модернизации своей платформы по соглашению сторон, и эти полномочия она получила от дилеров, маклеров и других биржевых игроков. Таким образом, биржа выступает в роли лидера и это ускоряет рост экосистемы.

2. Консорциумы. В состав консорциума может входить несколько компаний. Его цель — представлять интересы участников. Одним из примеров является консорциум, возглавляемый провайдером системы валютных расчетов CLS Group. В настоящее время его членами являются более 60 ведущих финансовых институтов мира.

3. Поставщики платформ. Фактически это разработчики внутренних сетей блокчейн. Одним из них является компания Finastra, выпустившая в апреле этого года решение на базе блокчейн для финансовых учреждений, работающих на рынке синдицированного кредитования.

Паппаджорг приводит косвенные свидетельства возрастающей популярности распределенного реестра. «Мы засвидетельствовали растущий интерес к блокчейну на предприятиях. Участвуя в обсуждении квартальных итогов компаний, мы зафиксировали, что руководители произнесли слова „блокчейн“ и „крипто“ 393 раза. Упоминание технологии выросло на 78%», — сказал он.

Исследовательская фирма Gartner выпустила отчет под названием «Глобальная стоимость рынка блокчейн в 2017-2030 гг.», где говорится, что к 2025 г. добавленная стоимость блокчейна достигнет приблизительно 176 млрд. долл., а к 2030-му —3,1 трлн. долл.

Препятствия на пути блокчейна

Как уже говорилось, компании приступили к тестированию блокчейна с целью изучения его коммерческой отдачи, но прежде чем он превратится в продукт, ему придется преодолеть некоторые препятствия. В недавнем опросе Gartner выяснилось, что какое-либо применение блокчейну нашел только 1% ИТ-директоров, 8% экспериментировали с ним или выстраивали краткосрочные программы применения, 14% включили технологию в долгосрочные планы. Но количество CIO, которые интересуются технологией, не идет ни в какое сравнение с числом ИТ-директоров, которые ее сторонятся. Для сравнения, 43% CIO присматриваются к блокчейну, но не планируют каким-либо образом экспериментировать с ним, еще 34% опрошенных он вообще не интересует и они даже не следят за развитием технологии.

Одно из препятствий на пути к популяризации блокчейна — нужда в дополнительных системах, поскольку платформа не поддерживает ни плагинов, ни расширений. Дополнительных сложностей блокчейну добавляет отсутствие единых стандартов и бизнес-политик, а все вместе это усложняет окупаемость инвестиций (ROI). Еще одна сложность, связанная с блокчейном, связана с его распределенным характером и шифрованием — это приводит к увеличению продолжительности времени проведения транзакций по сравнению с традиционными платежными системами.

Это же теоретически касается и других блокчейн-сетей, предназначенных не для передачи стоимости, а для хранения, скажем, событий Интернета вещей. Дело в том, что блокчейн — это в конце концов всего лишь компьютерный файл, доступ к которому по мере роста его размера и увеличения сети компьютеров, которые к нему обращаются, становится все медленнее.

По словам экспертов, шумиха вокруг блокчейна сбивает с толку, поэтому нужно не спешить и разобраться, реально ли это технология, которую стоит учесть в стратегическом планировании, или мыльный пузырь, надутый маркетологами?

Заведующий кафедрой информатики Технологического института Стивенса Джузеппе Атенис считает, что несмотря на некоторые спорные моменты, картина с блокчейном начинает постепенно вырисовываться. Он отметил, что большинство его бизнес-контактов не выпускает блокчейн за рамки тестового коридора, однако некоторые вендоры начинают постигать всю глубину этой технологии. И добавил, что распределенный реестр — сложная для понимания технология, но такие решения, как AWS Blockchain Templates помогут постичь ее не только ИТ-директорам, но и более широким слоям бизнеса. «Для этого потребуется время. Для начала людям нужно понять, что блокчейн существует в отрыве от финансовых транзакций, изучить другие способы его применения. Такие эксперименты займут по меньшей мере несколько лет, но все же блокчейн ждет светлое будущее — в перспективе технология сможет стандартизировать процессы, сделать их более контролируемыми и децентрализованными», — сказал Атенис.