Современная ИТ-инфраструктура предприятия не идет ни в какое сравнение с той, которая существовала несколько десятилетий назад. Мейнфреймы, локально развернутый софт — все это уходит в прошлое, и на замену им приходят гибкие облачные среды, мульти-ЦОДы, EMM-решения, контейнеры, не говоря уже о том, что, скорее всего, уже через несколько лет многие повседневные задачи сетевого администрирования будут решаться при помощи искусственного интеллекта, машинного обучения и средств автоматизации.

Ожидаемо, что растущий пул технологий вынуждает компании перманентно увеличивать расходы как на поддержку имеющейся инфраструктуры, так и на эксперименты с регулярно появляющимися новшествами. Эти расходы бьют по карману большие компании, но для СМБ они могут оказаться непосильным бременем. Проблема усугубляется тем, что, как предрекают некоторые рыночные наблюдатели, в ближайшие годы затраты на ИТ продолжат расти.

Независимый бизнес-консультант Ларри Олтон на портале InformationWeek разбирает проблемы, приводящие к увеличению расходов, и дает рекомендации, как от них избавиться или сгладить их влияние.

Из-за чего растут расходы

Персональных устройств становится больше. Смартфоны, планшеты, ноутбуки прочно вписались в корпоративный стандарт. Сотрудники все меньше полагаются на стационарные компьютеры, комбинируя для выполнения рабочих задач личные и рабочие мобильные девайсы. С одной стороны, это можно расценивать как положительный сдвиг — компаниям приходится закупать меньше нового оборудования, так как персонал применяет в работе личные гаджеты, с другой — мобильные гаджеты превращают инфраструктуру компании в сложную и трудно управляемую экосистему, требуя решения проблем совместимости и обеспечения безопасности.

Конфигурация сети усложняется. Чем больше девайсов становится на предприятии, тем сложнее становятся коммуникации, учитывая, что один и тот же гаджет, например, смартфон, может применяться как для решения рабочих задач, так и для личных целей. Кроме того, сеть наполняют различные подключенные устройства, особенно этот касается устройств Интернета вещей. И если раньше ИБ-персоналу и администраторам сетей приходилось отлавливать только вирусы для ПК, то теперь требуется уделять внимание поиску мобильных руткитов и зловредов. Хакеры не дремлют, вскоре нужно будет приготовиться к новым вызовам — они научились строить ботнеты из IoT-устройств. Большое количество гаджетов различных форм-факторов, сложность их управления приводит к тому, что сеть становится менее предсказуемой и для ее обслуживания требуется взращивать или собственный ИТ-персонал, или нанимать его со стороны.

Объем данных растет. По некоторым подсчетам, в прошлом году предприятия израсходовали на приобретение продуктов для работы с большими данными, например, BI-решений, 57 млрд. долл., но это далеко не предел — в этом году их ожидают еще большие издержки. Предприятия вынуждены идти на них, хорошо понимая, что обладание выверенной стратегией сбора и обработки данных наделяет их конкурентными преимуществами. Сбор, хранение, анализ больших данных и их защита — это значимая статья расходов. Очевидно, что чем больше информации и данных компания генерирует, тем эти расходы больше.

Как снизить расходы

Олтон разделил свои рекомендации по снижению расходов на ИТ на четыре пункта.

Автоматизируйте ИТ-функции. В последнее время много и не без оснований говорят об автоматизации процессов: централизованный и основанный на автоматизации подход к управлению как можно большим числом ИТ-функций может принести ощутимую экономию средств. Софт для автоматизации нельзя отнести к категории недорогих, но он в любом случае обойдется дешевле, чем дополнительная штатная единица, которая будет выполнять те же обязанности. Из подобных решений, например, можно назвать ПО для управления изменениями и конфигурацией сети (Network Configuration Manager, NCM). Подобный софт обнаруживает нарушения политик конфигураций и отправляет оповещения администраторам в режиме реального времени. Кроме того, NCM предлагает такие возможности, как пакетные конфигурации, изменение списков контроля доступа и MAC-адресов, автоматическое резервирование сетевых конфигураций и подготовка отчетности о соответствии.

Выделите для решения ИТ-задач отдельных обученных сотрудников. Специализированная техподдержка обходится недешево, поэтому имеет смысл перепоручить выполнение некоторых ИТ-задач отдельным сотрудникам, которые готовы к обучению. Обычно для этого требуется пройти курсы, но не лишним будет и постоянное самообучение. Выгода здесь заключается в том, что сотрудники повысят свою квалификацию и у них будут более веские основания рассчитывать на повышения в должности, тогда как компания снизит издержки, обращаясь для решения своих технических проблем за помощью к собственным, а не сторонним специалистам.

Аутсорсинг. Подсчитав прямые затраты на заработную плату ИТ-специалистов, затраты на организацию рабочего процесса (стоимость рабочих мест, включая площади, затраты на обучение и развитие персонала, управление рисками), многие компании не хотят заниматься обслуживанием и модернизацией своей ИТ-инфраструктуры, отдавая ее (частично или в полном объеме) в руки компаний, специализирующихся на абонентском обслуживании организаций. Среди преимуществ такого подхода — отсутствие текучести персонала, фирма не зависит от человеческого фактора. Учитывая, что аутсорсингом занимается специализирующаяся на этом компания, команда ее ИТ-специалистов наверняка должна обладать бóльшим опытом технического обслуживания и управления ИТ-инфраструктурой, чем коммерческая фирма.

Прямое инвестирование в развитие собственной ИТ-инфраструктуры. Не единичны случаи, когда вместо того, чтобы выделять средства на приобретение новых продуктов, эксперименты с ними, компании тратят их для решения повседневных задач типа обслуживания сети, точечной замены техники и др. Экономия на развитии — это тупиковый путь. Как показывает практика, такие лидеры ИТ-индустрии, как Intel, Microsoft, Google, Samsung, не экономят на собственном развитии, расходуя на R&D от 5 до 20% годовой выручки. Даже если бюджет компании, который она может выделить на развитие, небольшой, Олтон советует не транжирить его на недорогие решения (например, софт малоизвестных фирм), утверждая, что однажды «они станут источником дорогостоящих проблем».

По его словам, крайне сложно уследить за всеми изменениями, которые происходят в мире технологий. Несомненно, что взятый индустрией вектор направлен на упрощение взаимоотношений между машинами и человеком, что, с одной стороны, высвободит дополнительный ресурс для занятий бизнесом, но с другой — самих разновидностей технологий стало так много, что эксперименты с ними могут отвлекать от бизнес-целей. Здесь важно, говорит он, выбрать оптимальный вариант, не отвлекаясь на второстепенное.