Новые технологии меняют привычную парадигму ведения бизнеса. Переход в онлайн снижает затраты, увеличивает скорость віплонения операций и соответствует ожиданиям потребителей. Согласно прогнозам, в этом году оборот в индустрии e-commerce страны увеличится на 30-40%, до 50 млрд грн.

Но хотя украинский бизнес уже довольно давно использует онлайн-канал продаж, реализация бизнес-решений не всегда является эффективной и современной. О том, каков потенциал роста в онлайн-бизнесах и чего не хватает сегодняшнему e-commerce в Украине, говорили эксперты на панельной дискуссии в рамках Киевского международного экономического форума (КМЕФ). 


Статистика рынка, барьеры и стимулы

Вячеслав Климов, сооснователь «Нова пошта» и президент Союза украинских предпринимателей (СУП), в своем выступлении озвучил основные цифры по индустрии e-commerce. Так, по данным Ecommerce Foundation and National Associations, глобальный оборот в этой отрасли в 2014 году составил 1,9 трлн долл, в 2015 — вырос до 2,3 трлн долл, а в 2016 — цифра достигла 2,7 трлн долл. Таким образом, ежегодный прирост составил около 20%.

Однако Украина достаточно сильно отстает от среднемировых показателей. Например, в Германии объем рынка составляет 60 млрд евро, в Голландии — 16 млрд евро, в Швейцарии — 6 млрд евро, а в Украине — всего 1,4 млрд евро (источник: European В2С E-commerce Report 2016). Прогноз по Украине на текущий год — 1,6 млрд евро. Вячеслав Климов отмечает, что в Украине доля E-commerce составляет всего 3%, в то время как в развитых странах — около 10-15%. Кстати, в 2016 году «Нова пошта» доставила 25 млн посылок от компаний из сферы электронной коммерции, что на 49% больше, чем в 2015 году.

По словам Климова, доля безналичных платежей в Украине в 1-м квартале 2017 увеличилась до 38%, а количество украинцев, покупающих в онлайн-магазинах за рубежом (от общего количества покупателей) — выросло на 5%, до 43% в 2017 г (данные исследования GfK, март 2017 г). При этом число операций увеличилось на 28%, а их объемы – на 23%. Примерно 30% всех оплат производятся банковской картой на сайте интернет-магазина, 15% всех оплат – через пополнение банковской карты продавца. Тем не менее, 24% интернет-магазинов до сих пор не предлагают оплатить картой. Кроме того, 58% покупателей готовы сделать предоплату, если уверены в интернет- магазине.

Среди барьеров для роста e-commerce и безналичной оплаты спикер отмечает следующие факторы: отсутствие достаточной законодательной базы, тенизация национальной экономики, которая достигает 37% от ВВП (данные Минэкономразвития Украины за 1 кв. 2017 г.), неразвитая платежная инфраструктура и слабая культура cashless-операций. Кроме того, можно также назвать низкий уровень финансовой грамотности вне больших городов и покупательной способности населения.

Для устранения барьеров, препятствующих развитию e-commerce, В. Климов предлагает наладить диалог между рынком и властью, и ввести четкие правила игры в cashless для игроков рынка e-commerce и доставки, например, приравнять POS-терминал к РРО. Также важно обеспечить условия для прихода международных платежных систем типа PayPal, развития собственных систем и популяризации cashless-платежей, особенно для тех, кому больше 50 лет. 

Противоречивость трендов

Николай Палиенко, сооснователь и Генеральный директор EVO.company, указывает на противоречивость тенденций на рынке. С одной стороны, банки и платежные системы сделали очень много для того, чтобы украинцы могли платить онлайн. И потому большая доля платежей действительно мигрирует в цифровой вид. С другой стороны, высокие процентные ставки является существенным тормозом развития cashless-экономики и платежей. Ведь комиссии за эти платежи нередко превышают 2%. В то же время, в Украине есть платежные сервисы с карты на карту, которые стоят от 0 до 0,5%. Они быстро растут и составляют значимую долю электронной коммерции уже сейчас. Такое противоречие банкам нужно решать совместно с платежными системами, создавая недорогие и удобные инструменты. И именно они могут стать следующим драйвером для проникновения cashless в наш быт.

Наличные деньги – серьезный конкурент 

Святослав Комаха, генеральный директор компании Portmone.com, отмечает, что потенциал бизнеса масштабируется в разы, если использовать онлайн-инструменты, поскольку появляется возможность обслуживать заказчиков в любом месте, не только в своем городе. Кроме того, это в разы экономнее с точки зрения затрат, ведь любой cashless-способ оплаты намного прозрачнее и эффективнее для экономики, чем сама наличность. Но наибольшим конкурентом для cashless являются наличные деньги. Во-первых, поскольку cash – это непрозрачно, во-вторых, потому что бизнес привык работать именно так.

Два уровня cashless

Денис Захаренко, директор по маркетингу и продажам в ПАТ «Укртелеком», различает два слоя cashless. Первый предполагет, что сотрудники не будут работать с наличными. Еще несколько лет назад в «Укртелекоме» было около 400 центров обслуживания с кассами, в которых клиенты платили наличные за услуги связи. И хотя для многих заказчиков это было удобно и привычно, для самой компании это не очень выгодно, потому что сотрудники центров обслуживания должны были уделять внимание вопросам кассового обслуживания вместо продаж новых продуктов. Потому в компании решили закрыть все 400 касс и вместо них поставить cash-автоматы от нескольких банков для физической оплаты услуг в самом отделении оператора. Спикер называет это первым уровнем cashless.

Далее, около 1,5 лет назад компания начала активно продвигать оплату в интернете кредитной картой – второй уровень cashless. На тот момент доля платежей, которые были оплачены кредитными картами, составляла менее 5%, теперь этот показатель уже достиг 15% и продолжает расти.

По мнению спикера, безналичные операции несут большую выгоду для бизнеса, поскольку позволяют сфокусироваться только на телекоммуникационных услугах и качественном обслуживании, а не на кассовых операциях. 

Тренд криптовалют нельзя игнорировать 

Илья Лаурс, глава венчурного фонда Nextury Ventures, в своем выступлении коснулся растущей популярности криптовалют. Эту тенденцию уже нельзя игнорировать, поскольку исчезают не только физические наличные, но меняется в принципе и сама материя денег. С философской точки зрения, криптовалюты – это голос сообщества, вопрошающий: почему деньги печатает только государство?  Почему используется инфляционная модель экономики? И общество предлагает альтернативные деньги – криптовалюту. Объем рынка биткоин уже сегодня достигает 100 млрд долл, и даже появились физические биткоин-банкоматы. Общий тезис таков: традиционные деньги, даже конвертированные в электронную форму, уже не соответствуют требованиям цифровой экономики как таковой. Классический пример новой платежной индустрии: когда электролампочка способна сама рассчитаться за потребляемую энергию. 

Другая технология, которая меняет мир – это блокчейн. Рассматривать переход на онлайн и не рассматривать переход на блокчейн на всех уровнях – непростительно, акцентирует Илья Лаурс. Спектр использования новой технологии – от децентрализованного выпуска криптовалют до хранения любых данных реестров о владении имуществом, штрафов, налогов и т. д. И все эти вещи жестко закрепляются и гарантируются совокупной вычислительной мощностью компьютеров, которыми владеет сообщество, а не центральной институцией или базой данных.

Будущее технологий – в простоте 

Сергей Францишко, директор по развитию бизнеса Mastercard в Украине, Молдове, Грузии и странах Центральной Азии, комментирует, что за 15 лет на рынке безналичных расчетов Украина проделала гораздо более эффективный путь, чем развитые страны, которые с банковскими картами работают последние 50 лет. Переломным стал примерно 2010-й год. До этого года украинцы использовали банковские карты лишь для снятия наличных в банкоматах. Однако картой оплачивали примерно 5-6% транзакций. Но за 7 лет ситуация кардинально изменилась: по итогам последнего квартала количество таких транзакций составило 74%, согласно статистике Нацбанка. В денежном выражении эта сумма меньше – всего 38%, но в целом цифры приближают нас к развитым странам мира.

Сегодня 72% украинцев готовы совершать покупки с помощью мобильного телефона. И прогнозы таковы, что в 2020 году почти все взаимоотношения уйдут в онлайн. 

Как ускорить этот процесс? Будущее технологий – в простоте. «Воронка продаж» в e-commerce совершенно не такая, как в физическом мире. Почти 40% пользователей прерывают процесс оплаты, если их просят зарегистрироваться или сделать повторно те действия, которые они уже делали. По статистике, неудобный интерфейс приложений для шоппинга с мобильного гаджета в 97% служит причиной отказа от покупки. С точки зрения продаж – это огромная проблема.

«Именно поэтому мы представили цифровой кошелек MasterPass, в котором достаточно один раз зарегистрировать карты любых платежных систем, и оплата будет производиться в один клик. В Украине более двух тысяч торговцев предоставляют возможность оплатить с помощью Мастер пас. Это новый опыт для клиентов», – говорит Сергей Францишко. 

Еще одна важная задача – совершенствование законодательной базы в стране. Необходимо упростить и модифицировать множество документов, которые противоречат друг другу или пересекаются.

Спикер привел пример, как меняется восприятие бизнесом банковских расчетов и бесконтактных карт. Во Львове регулярно проходит фестиваль «Альфа-Джаз-Фест», с которым Mastercard сотрудничает уже 5 лет. Этот фестиваль сейчас полностью cashless: любые услуги можно оплатить только бесконтактными картами, часами, брелками, смартфонами. Но пять лет назад, когда компания  начинала переговоры о переходе на безналичную оплату с организаторами, она встретила достаточно сильное сопротивление. И вот наступил 2017 год: в последний день фестиваля случилась эпидемия вируса Petya.A, который «положил» часть инфраструктурных партнерских систем. У организаторов снова возникла идея вернуться на фестивале к наличным, в порядке исключения. Но, к всеобщему удивлению, основной партнер заявил: «Делайте, что хотите, но чтоб наличных на площадке я не видел, потому что мои бармены уйдут с кульками неконтролируемых денег. Cash – это дорого и небезопасно». И подобные выводы являются важным показателем того, как меняется отношение бизнеса к cashless.