Влияние главных ИТ-руководителей организаций расширяется за пределы традиционного ИТ-департамента в более обширную среду бизнеса, говорится в отчете 2017 CIO Survey, подготовленном кадровым агентством Harvey Nash и консалтинговой компанией KPMG.

По данным глобального опроса 4500 ИТ-лидеров доля организаций, имеющих общекорпоративную цифровую стратегию, всего за два года выросла более чем в полтора раза (на 52%). И 89% CIO сохраняют или увеличивают уровень своих инвестиций в инноваций.

Тем не менее, важно понимать, что стоит за этими цифрами. Фокус работы над цифровыми стратегиями все еще связан в основном со строительством фундамента для долгосрочного роста бизнеса на базе технологий. Так, больше половины (52%) цифровых лидеров инвестируют в гибкие технологические платформы, помогающие их организациям внедрять инновации и адаптироваться к переменам.

Не отваживаясь работать над дерзкими проектами, смотрящими в будущее, CIO помогают своим организациям извлекать пользу из появляющихся на свет новых систем и сервисов. В этой связи Джонатан Митчел, бывший ИТ-лидер, а ныне председатель без исполнительных полномочий совета директоров подразделения Harvey Nash Global CIO Practice, отмечает, что симптомы «уберизации» бизнес-моделей, похоже, ограничены.

Вместо радикальных перемен CIO помогают своим организациям максимально использовать инновации с приемлемым уровнем экспериментирования. После того как им годами внушали не бояться неудач, похоже, что сегодня они уже приемлют риски, но при соблюдении должной осторожности. «Организации, предпочитающие говорить „нет“, уходят в прошлое», — говорит Митчел.

Позитивные подходы пробивают себе путь, и примерно каждый пятый из опрошенных CIO (18%) сообщает, что его компания сегодня имеет «очень эффективную» цифровую стратегию. Эти ИТ-лидеры, которых следует причислять к авангарду бизнес-инноваций на основе ИТ, тяготеют к продвижению по двум ключевым направлениям: облачные вычисления и автоматизация различных бизнес-функций.

Глядя вперед с уверенностью

В будущем роль ИТ-функции будет менее сфокусирована на операционных аспектах и более сконцентрирована на поддержке бизнеса в том, чтобы использовать технологию в целях роста. Заинтересованные в этом CIO будут посвящать свое время строительству экосистемы технологий и продвижению перемен в бизнесе на основе сервисов.

Признаки движения в этом направлении уже налицо. Впервые за десять лет больше чем семь из десяти CIO (71%) считают, что роль CIO становится более стратегической. И ныне представляется, что навыки, приобретенные ими за последний десяток лет, сформировали прочную базу для того, чтобы в будущем они помогали руководить бизнесом. По словам Митчелла, «в роли CIO происходит переход от лица, возглавляющего ИТ, к агенту изменений в бизнесе».

Он считает Митчел, что по-прежнему существуют три категории CIO: управленцы, ответственные перед финансовым руководством; сервис-провайдеры, управляющие ИТ; и агенты изменений, возглавляющие трансформацию. Последняя из этих групп охватывает широкий круг ролей и должностных титулов, таких как CIO, CDO (директор по цифровым технологиям) и директор по трансформации.

Успешные цифровые лидеры открыты и ориентированы вовне, помогая бизнесу использовать широкое разнообразие API-интерфейсов и партнеров из разных частей технологического сообщества, будь то провайдеры, стартапы или компании, не имеющие конкурентов.

Исследование показывает, что CIO уже тратят около 15% своего времени на работу, не имеющую отношения к ИТ. В перспективе этот тренд будет только усиливаться, так как CIO проводят все большую часть рабочего дня вне своей традиционной зоны ответственности.

У способных цифровых лидеров могут даже появляться шансы возглавить другие участки не ИТ-профиля, такие как операции и производственные объекты. Факты свидетельствуют о том, что ныне на CIO возлагается ответственность за более широкие корпоративные инициативы. Подобные программы зачастую могут вообще быть не связаны с ИТ, но почти всегда предполагают перемены и трансформацию.

Поле зрения успешных CIO шире рамок ИТ-департамента. Вместо того, чтобы создавать самостоятельную технологическую стратегию, умные ИТ-лидеры помогают своим организациям вырабатывать цельную цифровую бизнес-стратегию. Эту потребность играть центральную роль в стратегическом мышлении отражает тот факт, что за последний год 92% CIO стали участниками заседаний советов директоров.

По данным опроса, число CIO, прямо подотчетных первому лицу компании, сегодня достигло небывало высокого уровня. В 2005 г. высшему начальству подчинялось лишь менее двух пятых (38%) ИТ-руководителей. Сегодня эта доля находится на уровне 62%. Современные организации заинтересованы в технически сообразительном руководстве, способном содействовать более масштабным процессам управления изменениями.

Меняются времена — меняются и роли

Высокий спрос на опыт в цифровых технологиях объясняет, почему роль CDO снова оказывается на подъеме. В 2016 г. CIO Survey показал замедление темпов назначений на пост CDO. Однако теперь число организаций, имеющих CDO, за год увеличилось на 39%.

CDO иногда изображаются как замена CIO, однако факты указывают на более сложные отношения. Исследование говорит о том, что должность CDO в первую очередь создают высоко престижные компании, чаще всего в области рекламы, средств информации и телерадиовещания и реже всего в сферах образования, промышленного производства и коммунальных услуг. Когда в организации сосуществуют обе названные позиции, CIO и CDO часто хорошо сотрудничают.

«Они устраняют барьеры, они дополняют друг друга в работе и рождают лучшие идеи», — говорит Лайза Хенеган, руководитель глобальной сети сервиса консультаций для CIO компании KPMG, которая считает, что успешная работа цифрового лидера зависит не столько от названия должности, сколько от личных способностей. Компаниям просто нужны талантливые люди, умеющие говорить о технологии чисто в контексте бизнеса.

Руководителей, обладающих этими качествами, ждет блестящее будущее. ИТ-лидеры организаций, активно использующих цифровые технологии, почти в два раза чаще становятся лидерами инноваций в бизнесе (41% против 23%). «У CIO есть замечательная возможность повышать свой престиж. Цифровых лидеров приглашают в залы заседаний советов директоров, чтобы обсуждать изменения», — говорит Хенеган.

Такие возможности позволяют объяснить, почему ИТ-лидеры находятся в небывало счастливом положении. Число CIO, которые очень удовлетворены своей ролью, находится на трехлетнем максимуме и увеличилось с 33% в 2015 г. до 39% процентов в нынешнем году. «Когда вы трудитесь над тем, что дает ощутимые результаты для бизнеса, вы получаете от своей работы гораздо большее удовлетворение, — говорит Хенеган. — Цифровое лидерство переходит на новый этап, смещая фокус со стратегии на практическую реализацию. Нынешняя задача CIO — делать реальные вещи. Это вызывает оптимизм, так как цифровых лидеров меньше тревожит будущее и больше воодушевляет масштаб открывающихся перед ними возможностей».