Рынок, претерпевающий перемены. 

«Безбумажный офис» всё еще не стал для всех нас окончательной реальностью, и вряд ли это произойдет так уж скоро, говорит Кийт Кмец (Keith Kmetz), вице-президент программы, Imaging, Printing & Document Solutions, IDC, который поделился своим видением с CRN/США. Весь сегмент компьютерной печати — «это достаточно зрелый бизнес и очень важная функция [для всех организаций], — уточнил Кмец. — Это нечто необходимое организациям несмотря на множество инициатив, уводящих их от [бумажной] печати». Среди главных трендов, наблюдаемых на рынке офисных принтеров, — растущий переход к многофункциональным устройствам и струйной печати, а также усилившееся соперничество в сегменте устройств формата A3. Ожидается также, что клиенты мелкого и среднего бизнеса будут всё шире использовать услуги управления печатью, создавая большие новые возможности для поставщиков решений.

В рамках своей ежегодной «Недели принтеров» CRN/США очертил восемь главных трендов, действующих на этом рынке.

Фактор поколений

«Поколение миллениума» — движущий фактор перемен в офисе, в том числе касающихся печати. Молодое поколение предпочитает выполнять работу на цифровых устройствах, то есть «не так, как люди более старшего возраста, привыкшие делать пометки на бумаге, выполняя текущую работу», — говорит Кмец. И большинство организаций не могут просто взять и убрать принтеры из офиса, поскольку работой обычно заняты люди разных возрастов. «Рынок должен приспосабливаться к присутствию разных поколений на рабочем месте — тех, кто использует печать редко, и тех, кто печатает всё, с чем предстоит работать», — сказал Кмец.

МФУ вместо «просто принтера»

Многофункциональные устройства (включающие также функции копира, сканера и факса) всё больше теснят обычные принтеры. Согласно данным IDC, в 2016 году поставки МФУ превысили объем поставок обычных принтеров, и доминирование МФУ на рабочем месте будет нарастать в последующие годы. Этот сдвиг подталкивается стремлением организаций достичь максимальной эффективности затрат и всё более продуманным управлением парком устройств печати в организациях, говорит Кмец.

Струйные вместо лазерных

Долгое время технология лазерной печати доминировала в офисе, и, по данным Gartner, в 2016 году на долю струйных принтеров приходилось менее 8% всего объема офисной печати. Однако струйная технология прошла большой путь в плане качества и скорости печати, и в среднем струйный принтер стоит дешевле лазерного (в том числе благодаря меньшей стоимости расходных материалов и потребляемой электроэнергии). По мере того, как HP Inc. и Epson всё активнее продвигают эту технологию, принятие рынком будет расти, особенно в среде мелкого и среднего бизнеса. Как результат, Gartner дает прогноз, что к 2020 году доля струйной печати в офисе вырастет до 15%.

Сегмент A3

Потенциальный рынок устройств печати формата A3 (на бумаге размером 11×17 дюймов помимо стандартных листов 8×12 дюймов) весьма велик — согласно оценке, около 55 млрд. долл. дохода. Соперничество здесь нарастает, и HP Inc. намерена сокрушить конкурентов с новой линейкой устройств формата A3, использующих ее струйную технологию PageWide, которые были представлены в сентябре. С тем же прицелом HP купила принтерный бизнес Samsung за 1,05 млрд. долл. (ожидается, что сделка будет закрыта осенью). Но и другие вендоры не сидят сложа руки: Canon регулярно выводит на рынок всё новые модели формата A3 в своей линейке 3-го поколения imageRunner Advance, и Xerox выпустила 17 новых A3-моделей в марте.

Услуги управления печатью для СМБ

Услуги управления печатью (MPS), имеющие целью оптимизировать использование принтеров, сэкономив ресурсы и деньги, становятся всё более привлекательным бизнесом для поставщиков услуг, отчасти благодаря большому количеству предложений от вендоров. Присутствие на рынке всё большего количества поставщиков услуг управления печатью — и снижение цен как результат растущей конкуренции — приведет к более широкому использованию этих услуг, особенно в сегменте мелкого и среднего бизнеса, считает Gartner. И партнеры в канале — многие из которых нацелены на СМБ — к 2020 году будут получать 30% дохода от этих услуг против 20% в настоящее время, дает прогноз Gartner.

Поставщики услуг «берут шире»

По мере роста использования услуг управления печатью поставщики стремятся расширить свое предложение, охватив и другие виды услуг, важных для заказчиков. «Они расширяют свои услуги на [другие аспекты] ИТ-среды, формируя предложение, которое позволит конечному пользователю эффективнее управлять всем комплексом ИТ, — говорит Кмец. — Управление печатью — нужное дело, но если вы помогаете заказчику управлять всей ИТ-средой, то становитесь для него критически важным партнером». Один из примеров этого тренда — покупка фирмы All Covered компанией Konica Minolta в 2011 году. All Covered — поставщик ИТ-услуг, нацеленный на рынок кибербезопасности и облака.

Безопасность документов

Идея безопасности печати документов — гарантии того, что они попадут к кому надо, — выглядит простой, однако воспринята далеко не всеми, говорит Кийт Фентон (Keith Fenton), менеджер по маркетингу программных решений компании Oki Data Americas. «Для устранения риска нужно лишь обеспечить, чтобы конфиденциальный документ не мог быть извлечен [кем-то другим] и попасть в чужие руки, — пояснил Фентон. — Такая ситуация становится тем более возможной, когда организации стремятся консолидировать свой парк устройств печати». Самое действенное решение, говорит Фентон, — внедрять устройства с функцией контроля документов. Возможны разные варианты: сотрудник должен поднести к датчику именной бейдж или ввести логин и пароль, чтобы извлечь отпечатанный документ из принтера.

Консолидация

В сентябре HP Inc. объявила о покупке принтерного бизнеса Samsung за 1,05 млрд. долл. Ожидается, что сделка будет закрыта к осени 2017 года — и возможны другие слияния игроков на принтерном рынке, говорит Кмец из IDC, поскольку отрасль проходит через крупные перемены. «Я бы не удивился, увидев дальнейшую консолидацию, — сказал он. — Не думаю, что это пойдет широко, но мы можем увидеть дальнейшее сужение количества игроков на этом рынке».