Границы между различными секторами экономики и бизнес-моделями понемногу стираются — и это обстоятельство прекрасно способствует инновациям. Но для инноваций требуется не только вдохновение: представляем вашему вниманию несколько методов модернизации вашего бизнеса.

Малый бизнес, в особенности предприимчивые стартапы, применяет технологии для входа в рыночные ниши, традиционно занимаемые крупнейшими и наиболее успешными компаниями.

Эти инновации во многом стимулируются ИТ-директорами и их отделами: согласно данным совместного исследования Harvey Nash и KPMG, в компаниях, где работает менее 100 человек, ИТ-директора значительно меньше занимаются непосредственно ИТ-сервисами и тратят больше времени на работу с клиентами.

Но как же ИТ-организации перейти от обычного управления техническими ресурсами к совершению настоящего прорыва? На прошедшей в Лондоне конференции TCS Innovation Forum докладчики сформулировали четыре передовых практических совета, которые должны взять на вооружение главные лица компании, желающие оперативно и эффективно реагировать на растущий спрос на креативность.

Сосредоточьтесь на том, как инновации меняют ожидания клиентов

Дэвид Маттин, руководитель по изучению тенденций и аналитических данных в специализирующейся на исследовании потребительского спроса фирме TrendWatching, считает, что технические инновации способствуют появлению все более требовательных в своих ожиданиях клиентов.

«Новые тенденции проявляются тогда, когда благодаря переменам возникают новые способы удовлетворения человеческих потребностей, — говорит он. — В мире, изобилующем подключенными устройствами, у всех нас есть доступ к одному и тому же массиву данных, культурному наследию и знаниям. В последнее время также наблюдается взрывной рост возможностей выбора. Руководство компании должно пристально изучать инновации на предмет их влияния на ожидания клиентов: как только эти ожидания приобретают реальный характер, последствия распространяются очень быстро».

Он приводит в пример усовершенствования, проведенные шведской железнодорожной компанией Stockholmstag, которая использует искусственный интеллект для того, чтобы заранее прогнозировать задержки прибытия поездов и отсылать соответствующие уведомления пассажирам через специальное приложение. Он также подчеркивает важность использования различных каналов связи с клиентами и ссылается на телевизионную компанию Canal+, которая на остановках транспорта показывает короткие ТВ-передачи пассажирам, ожидающим своего автобуса.

«Ваши прямые конкуренты — это фирмы, задающие тон новым ожиданиям клиентов, — говорит Маттин. — Вам стоит подумать, каким образом инновации меняют то, что клиенты пытаются получить. Смысл инноваций в том, чтобы дать людям то, что они по-настоящему ценят и желают».

Разыщите стартапы, которые пытаются отнять у вас долю рынка

Саймон Калвер, председатель правления сразу двух компаний — онлайн-аптеки ChemistDirect и онлайн-типографии moo.com, а также бывший генеральный директор компаний LoveFilm и Mothercare, утверждает, что Интернет превратился из средства общения в принципиально новый механизм взаимодействия с окружающим миром. Руководители, пытающиеся справиться с этой переменой, должны обладать как деловой хваткой, так и умением использовать в своих целях всю мощь цифровой трансформации.

«Я имею честь работать с небольшими новаторскими фирмами, и мне кажется, что неделимая структурная единица компании существенно уменьшается в размерах, — говорит Калвер. — Здесь решающее значение имеет скорость реакции: при наличии правильной инфраструктуры и отсутствии ограничений, накладываемых старыми системами и продуктами компании, можно двигаться в нужном направлении. Применяя цифровые технологии, топ-менеджеры могут добавить к своим услугам беспрецедентный уровень гибкости».

По его мнению, неожиданно большое количество компаний медлит с осознанием мощного потенциала мобильных технологий и больших данных. А ведь перемены только начались. Он говорит, что в будущем нам уготовано еще больше испытаний, особенно если принять во внимание революционные возможности таких технологий, как блокчейн, Интернет вещей и аналитическая обработка данных. Калвер призывает ИТ-директоров брать инициативу в свои руки.

«В организациях могут возникать недоразумения из-за того, что люди не в курсе, как принимаются решения. Объясните четко и ясно, кто и как принимает решения, и озвучьте этот процесс подчиненным. Это придаст людям уверенности, необходимой для внедрения новшеств и нестандартного мышления, — советует он, переходя к описанию сопутствующих условий для непрерывного развития нужных навыков. — Найдите под этот проект нужных людей. Если вы сами не обладаете подходящими навыками, будьте готовы к тому, чтобы изменить свою организацию. Заведите многочисленные деловые связи: сойдитесь с работниками стартапов, пытающихся отнять у вас долю рынка, ведь они тоже хотят славы за счет того, что их будут ассоциировать с крупной компанией».

Просто приступайте к делу

Маркус Перкманн, доцент технологий и управления инновациями в бизнес-школе Имперского колледжа, считает, что организации должны уделить внимание созданию у себя подходящей атмосферы для стимуляции перемен. Он утверждает, что инновация — процесс двухступенчатый: сначала руководству нужно позаботиться о создании сопровождающей экосистемы, а уже затем внедрить предпринимательские инициативы внутри компании.

«Легко сказать, что прошлые знания никому не нужны, — говорит он, ссылаясь на утверждения, что цифровой бизнес требует специалистов нового типа. — Вместо того чтобы воспринимать внешние угрозы как признак трансформации, существующим корпорациям стоит по-новому взглянуть на уже имеющиеся ресурсы и положительно оценить квалификацию своих сотрудников. Руководство должно осознать, что существующие области компетенции также имеют немаловажное значение».

Директоров компаний, продолжает он, часто заботит вероятность того, что творческий подход, который, возможно, повлечет за собой удешевление существующих продуктов и сервисов, может привести к поглощению их собственного бизнеса конкурентами. В этом случае важно продемонстрировать лицам, ответственным за остальную часть бизнеса, что инновации могут способствовать появлению ощутимых преимуществ, в частности, с точки зрения клиентов.

«Оживите пару проектов и заинтересуйте ими правление компании, — рекомендует Перкманн. — Запуск специализированных проектов и изучение нужд клиентов — это те области, в которых компаниям не помешало бы провести дополнительные инновации».

Признайте, что сектора экономики и бизнес-модели сливаются друг с другом

К. Анант Кришнан, технический директор консалтинговой фирмы TCS, согласен с тем, что клиенты являются ключевыми фигурами для бизнеса, стремящегося извлечь максимальную пользу из инноваций. Он говорит, что мощные возможности онлайн-связи, доступные сегодня всем желающим, еще 10 лет назад просто не укладывались в голове. Сегодняшний цифровой потребитель занимает активную социальную позицию, имеет множество личных и деловых связей и участвует в масштабном пересмотре бизнес-моделей.

«Любой руководитель в какой угодно отрасли желает знать, что происходит в других секторах экономики — нужно выходить за рамки привычного мышления, — говорит Кришнан. — Уже недостаточно посвятить свое внимание собственной отрасли. Происходящие перемены — фундаментальны. И они представляют собой огромные возможности для любого бизнеса».

Он приводит в пример межотраслевые бизнес-интересы компаний вроде Amazon и Apple и утверждает, что границы между различными сферами экономики понемногу стираются. «Гиперподключенный мир оказывает влияние на саму структуру компаний и бизнес-моделей, — констатирует он. — Кардинальным образом изменится способ, которым создаются новые продукты и сервисы. Мы привыкли думать, что любой создаваемый нами продукт делается на века. Теперь же срок годности такого продукта может измеряться годами, месяцами или даже неделями. Это такие себе информационные технологии одноразового использования: если бы вам пришлось разработать что-то, что просуществовало бы всего полгода, вы бы делали это по-другому? Правильный ответ — „да“».