Еврокомиссия намерена внести изменения в Стратегию развития единого цифрового рынка, что может оказать существенно повлиять на деятельность глобальных компаний. Впрочем, критики скептически оценивают наработки ЕК и предрекают, что такие меры вряд ли изменят ситуацию к лучшему на стагнирующем digital-рынке Европы.   

Еврокомиссия анонсировала план по изменению правил регуляции цифровых рынков в Евросоюзе. Центральной темой в Стратегии развития единого цифрового рынка (Digital Single Market Strategy — DSMS) является пункт, который в ЕС называют Аудиовизуальные медиасервисы (Audiovisual Media Services). Этот пункт затрагивает и такие сервисы как NetFlix и Amazon Prime Video.

Однако планы Еврокомиссии (ЕК) охватывают не только ТВ и аудиоконтент, но и некоторые другие сферы. Например, основная сложность для e-commerce в Европе состоит в геопозиционировании, по причине чего предприниматели в одной из стран ЕС часто не могут провести сделку с другой страной Евросоюза. 

Во многих случаях геоблокирование мешает бизнесу как в случае сделки с физическим товаром, так и цифровым продуктом, например, когда речь о музыке или ТВ-шоу.

Сложности в обмене потоками данных в Европе уже давно вызывает шквал критики, не в последнюю очередь из-за экономической стагнации во многих странах Евросоюза.

Исследование Стюарта Бротмена из организации Brookings Institution указывает, что есть «очевидные причины того, что Европа не развивается с точки зрения экономики. И эти причины заключатся в так называемой цифровой сдержанности. ВВП еврозоны в этом году снизился на 0,4%, и это четкий знак, что нужны существенные интервенции в Евросоюз, если конечно Европа намерена стать глобально конкурентной в цифровой области». 

 Вместе с тем, стратегия ЕК не отвечает требованиям сегодняшнего времени. Вместо того, чтобы рассматривать замедлившиеся экономическое развитие как повод пришпорить прогресс и продвижение инновационных компаний и технологий, Еврокомиссия решила еще больше зарегулировать рынок и увеличить число регуляционных правил по сравнению с теми, что уже есть сегодня. Таким образом, в случае реализации планов ЕС, к уже существующим нормам будут добавлены новые. 

Тем не менее, все еще неясно, насколько большое число директив регулятора действительно станут эффективны, поскольку на принятие и одобрение правил уйдет около двух лет. Кроме того, EC заявила, что уровень регуляторной политики в будущем должен быть снижен.

Некоторые из нововведений, содержащихся в проекте ЕС, включают новый набор правил для цифровых сервисов. Первичный фокус в этой сфере нацелен на телекоммуникационное законодательство, согласно которому сервисы, выполняющие одинаковые функции, должны подчиняться идентичным правилам — например, VOIP-сервисы будут подчиняться тем же правилам, что и фиксированная и мобильная связь. ЕС уже провела серию публичных слушаний по телеком-регулированию и электронной приватности, обе сферы деятельности окажутся под воздействием новых правил. 

Стоит отметить, что Еврокомиссия признала, что некоторые регуляторные действия оказывают негативное влияние на евроэкономику. Поэтому ЕК заявила о работе по улучшению доверия в области e-commerce с целью либерализации этой сферы бизнеса в Европе. Речь идет о четко определенных критериях платного контекстного поиска, стимулировании электронной идентификации и электронных платежей, способных функционировать трансгранично. 

ЕК также продвигает инициативы по созданию открытого рынка и свободным информационным потокам, что, очевидно, будет способствовать движению данных между онлайн-платформами и облачными сервисами.   

В конечном итоге, ЕК заявила, что она работает над созданием прозрачной и «дружественной для инноваций» бизнес-средой.  

  Платформа, на которую ссылается ЕК, подразумевает все виды коммерческих онлайн-данных и сервисов. И хотя там упоминаются конкретные имена, они очевидно включают всех игроков — от Amazon до кредитных компаний. Такой подход, очевидно, предоставит возможность для американских компаний более широко заполучить европейских заказчиков. В то же время, пока неясно, какой будет финальный вариант планов ЕК.   

Вместе с тем, уже сейчас понятно, что для американского бизнеса наступает длительный период неопределенности в отношении бизнес-деятельности в Европе. В течение нескольких следующих лет регуляторная политики будет предметом слушаний и возможной доработки. Но в значительной степени неопределенность конечных планов ЕК вызвана тем, что перед внедрением новых регуляторных норм еврокомиссия пытается взять в расчет будущеe E-commerce и цифровых торговых площадок. 

В Евросоюзе полагают, что новые правила будут или сразу реализованы в полной мере, или же могут внедряться по нарастающей. То есть, в итоге решение ЕС может быть и слишком амбициозным, и слишком минималистическим по своей сути. 

 Стюарт Бротмен указывает в своем исследовании, что высокотехнологический бизнес двигается вперед очень быстрыми темпами, совсем не так, как это сейчас происходит в Европе. Вместе с тем, аналитик отмечает, что либерализация рынка и ускорение развития — это совсем не то, над чем работает ЕК. Скорее наоборот, еврокомиссия готовится к полному правительственному контролю сверху донизу в формировании будущего цифрового торгового пространства в Европе.