В цифровую эру граница между финансовыми и технологическими компаниями все больше размывается. Притом именно ИТ-компании сегодня проявляют необычайную гибкость и быстро адаптируются к изменяющимся требованиям потребителей и бизнеса. Современные технологии значительно упрощают смену провайдера финансовых услуг. А значит крупные банки, оказывающие услуги для физических лиц и среднего и малого бизнеса, которые доминировали на этом рынке, могут стать аутсайдерами уже завтра.

Исторически первой функцией банков было безопасное хранение денег и других ценностей клиентов, кредитование и различные платежные операции. Однако с появлением безналичных расчетов банки стали переводить деньги от одного клиентов другому путём простого изменения записей в банковских счетах. И если большинство финансовых бизнесов сегодня связаны с перемещением битов в базах данных, то вполне очевидно, что крупные технологические компании обладают здесь большим опытом, чем банки, которые пока не рассматривают технологии как часть своего бизнеса и обычно передают такие задачи на субподряд крупным консалтинговым компаниям. Или же традиционно выполняют те самые процессы, которые они делали 50 и даже 100 лет назад.

Более того, значительная часть банков отстают от технологических компаний, когда речь заходит об интернет-доступе и мобильных приложениях, всеобъемлющей аналитике и даже наличных активах.

По мнению аналитиков Deutsche Bank, многие банки мало уделяют внимания удобству проведения электронных платежей, а также возможности оплаты с помощью мобильных гаджетов. Если менеджмент таких банков не примет решительные меры по разработке новых технологий, то нельзя исключать появления Apple Bank и Google Bank в качестве серьезных игроков на финансовом рынке уже в ближайшие 3-5 лет

Эксперты сообщают и еще об одном тревожном факторе для традиционных банков — снижении к ним доверия. В Евросоюзе уровень доверия лежит в пределах 50-60%, а в США — даже ниже планки в 45%.

Удобство проведения платежей является одним из ключевых критериев выбора того или иного банка для потребителя. ИТ-гиганты Apple, Amazon, Google и Paypal активно работают над созданием платежных систем через интернет и с мобильных устройств, популярность их разработок растет. Кстати, этому способствует и увеличение рынка мобильных устройств с Android и iOS.

Классические банки уже обратили внимание на такую проблему. Согласно отчету Economist Intelligence Unit (EIU), руководители 36% банков уверены, что именно технологические компании представляют основную угрозу, еще 21% заявляет, что серьезными конкурентами являются небанковские организации, такие как розничные предприятия, около 12% с тревогой говорят о международных платежных системах, подобных PayPal. Кстати, всего 13% сообщают, что боятся конкуренции со стороны новых банков.

Эксперты из Financial Times еще год назад отметили: «Если вы думаете сегодня о крутых парнях, то это не банки, а крупные технологические компании, которые владеют огромными финансовыми ресурсами, продвинутыми и часто уникальными технологиями, но при этом не подвержены давлению регулятора».

В свою очередь аналитики Forrester в отчете под названием «Why Google Bank Won’t Happen» утверждают, что высокие расходы и строгие регуляторные требования к традиционным банкам передвинут интернет-компании на роль фактически посредника между банками и их заказчиками. Среди задач, возлагаемых на таких посредников — трансакционные платежные системы, финансовая аналитика и рекомендации, управление деньгами и сравнении банковских продуктов.

Впрочем, вряд ли технологические гиганты удовлетворятся только ролью посредников — многие компании займутся банкингом, предлагая платежные и другие сервисы, а также системы peer-to-peer кредитования. Их технологические платформы инновационные и достаточно гибкие, кроме того, они располагают мощными финансовыми ресурсами, чтобы сделать все необходимые приобретения в случае необходимости.

Новые сервисы могут быть добавлены в существующие платформы и это не будет проблемой для ИT-компаний с их огромным процессинговыми центрами. Например, сеть Facebook насчитывает свыше миллиарда пользователей; для сравнения, британский Lloyds Bank обслуживает 30 млн заказчиков, HSBC (Hongkong and Shanghai Banking Corporation) —52 млн и Barclays — 48 млн.

Ниже представлены пять игроков, которые, по мнению британского обозревателя из ComputerWeekly.com Карла Флиндерса, окажут наиболее сильное влияние на расстановку сил в банковской сфере.

Apple

Легкость выполнения безопасных платежей с помощью iPhone подняли позиции Apple в рейтинге финансовых сервисов. Мобильный кошелек Apple Pay, в настоящее время доступный в США, позволяет пользователям новых моделей iPhone платить за товары и сервисы, применяя комбинацию мобильного кошелька и аутентификацию с помощью отпечатка пальцев.

В январе 2015 глава Apple Тим Кук заявил, что через Apple Pay проходит две трети бесконтактных платежей в системах Visa, Mastercard и American Express в США. И это притом, что сервис был запущен в октябре 2014 года.

Такой успех Apple не остался незамеченным среди конкурентов. В итоге Samsung приобрел стартап по мобильным платежам LoopPay, который он намерен развивать в противовес платежному бизнесу Apple. Менеджмент Samsung намерен построить продвинутый, хорошо защищенный и удобный в пользовании мобильный кошелек.

Google

Вообще, Google Bank — это расхожая фраза как в ИТ-, так и финансовых кругах. И не случайно: в последнее время Google увеличил присутствие в финансовой области. Компания приобрела некоторые технологии и интеллектуальную собственность у AT&T Mobility, T-Mobile US и бизнес мобильных платежей Softcard у Verizon. Ранее Google заявила, что Android-телефоны в США вскоре будут поставляться через этих телеком-операторов с предынсталлированным приложением Google Wallet.

Google также объявила о доступности в Британии сервиса, которые позволяют выполнять платежи посредством Gmail. Являясь частью Google Wallet, сервис может использоваться для денежных переводов в среде пользователей электронной почты Gmail.

Кроме того, интернет-гигант запустил на двух континентах сервис беспроводных платежей Android Pay, который позволяет расплачиваться в магазинах и посредством мобильных приложений.

Стоит отметить и бесплатный калькулятор по ипотечным кредитам, который дает возможность потребителям сравнивать условия займа различных финансовых фирм в некоторых странах. Этот сервис от Google является примером того, как технологические гиганты трансформируют финансовый сектор.

PayPal

Когда Ebay заявила, что PayPal будет выделена в отдельную компанией с собственной стратегией развития — мир понял, что интернет-платежи стали очень прибыльным бизнесом.

В июле прошлого года Ebay и PayPal стали двумя отдельными компаниями. Напомним, что сайт-аукцион Ebay приобрел PayPal за 1,5 млрд долл в 2002 году.

Dan Schulman, который сделал PayPal гигантом финансовых сервисов, недавно заявил, что PayPal трансформирует сектор финансовых сервисов. Из-за подъема цифрового банкинга, технологические компании все более выглядят как подлинные конкуренты для банков и провайдеров других финансовых сервисов.

PayPal располагает крупной базой клиентов, проверенными технологиями, капитальными ресурсами, а также хорошим потенциалом для роста. В прошлом году PayPal приобрел стартап-бизнес по мобильным платежам Paydiant за 280 млн долл. Эта начинающая фирма продает ПО для мобильных платежей ритейлерам, что позволяет им выпускать собственный бренд-сервис мобильных платежей.

Lending Club

Следующий игрок не является платежной системой или банком. Lending Club — это американская компания по предоставлению займов, работающая по принципу peer-to-peer. В августе 2014 года компания подала заявку на IPO, а 10 декабря организация «подняла» почти 900 млн долл в крупнейшем техническом IPO в США в тот периода. По состоянию на 31 марта 2016 года платформа сгенерировала 18,732 млрд долл займов, из них 2,75 млрд долл — только за последний квартал.

Стоимость кредита через Lending Club в среднем на 32% дешевле, чем у традиционных банков. Суть пиринговой технологии в следующем. Заказчики, которым требуется кредит, заполняют простую форму заявления на сайте LendingClub.com. Платформа быстро оценивает риски для заявки, определяют кредитный рейтинг и назначает процентную ставку. Прошедшие квалицикацию заявители получают предложение в считанные минуты и могут оценить опции займа без влияния на их кредитный скоринг.

Инвесторы — от индивидуальных вкладчиков до крупных организаций — выбирают наиболее привлекательный займ для инвестирования и могут заработать ежемесячные отчисления. Весь процесс происходит в онлайн-режиме, обходится сравнительно дешево для заемщиков и обеспечивает солидную прибыль для инвесторов.

MarketInvoice

Основанная в 2011 в Великобритании peer-to-peer платформа кредитования MarketInvoice нацелена на помощь бизнесу, которые выполняет заказы для своих клиентов с отрочкой платежа на 30-120 дней. Иными словами, бизнес-компания отгружает товар, выставляет счёт-фактуру, которая немедленно оплачивается платформой MarketInvoice за счет денег, предоставляемых инвесторами. А через месяц или более длительный период, когда заказчик рассчитывается с поставщиком, инвесторы получают свои деньги обратно с небольшой комиссией.

Ключевым инвестором является британское правительство и основанный ним банк British Business Bank. Именно этот банк дает взаймы деньги компаниям СМБ-сегмента путем оплаты их счёт-фактур и зарабатывает за счет комиссии.

Система MarketInvoice выполняет оценку рисков в отношении счет-факторы, поданной бизнесом, и затем предлагает кредиторам возможность оплатить ее, основываясь на данной оценке. Проплата по счет-фактуре может быть реализована в течение 24 часов.

В среднем, займы выплачиваются через 40 дней и, по данным компании, только 1,9% от общего числа займов не была выплачена. Средняя стоимость кредита составляет около 65 тысяч фунтов.

С момента запуска MarketInvoice предоставил займы для малого бизнеса на сумму в £759,221 млн фунтов. В среднем каждую минут выдается кредит на сумму 14700 фунтов.

Будущее банкинга: эра динозавров закончилась

Вполне очевидно, что сфера банкинга стоит на пороге больших изменений: место крупных игроков вскоре могут занять различные технологические компании, как крупные, так и небольшие. Их основное достоинство — гибкость, продвинутые технологии и новый подход к уже, казалось бы, традиционным процессам. Пока неясно, как к этому отнесутся регулирующие органы в различных странах. В некоторых регионах, в том числе и США — они смотрят на подобные процесс с одобрением. В любом случае, кардинальная трансформация банковской сферы уже очень близка.