Бизнесмен Александр Данченко, около 15 лет возглавлявший телекоммуникационную компанию «Датагруп», осенью прошлого года был избран в парламент. Очевидно, что работа по «ту сторону баррикады» разительно отличается от работы в частном бизнесе. Какие направления деятельности стали приоритетными для новоиспеченного нардепа и главы Комитета ВР по вопросам информатизации и связи, что можно ожидать в области e-government и каким он видит рынок ИТ и системной интеграции с новой позиции?

PC Week/UE: Александр, почему вы вдруг приняли решение стать политиком?


АЛЕКСАНДР ДАНЧЕНКО:
 После «Революции достоинства» и выборов нового президента были ожидания, что начнутся позитивные изменения. Но в реальности получилось так, что народ снова наступил на те же «грабли» и выбрал бывших представителей власти в страну. Хотя первое, что должен был сделать президент — это провести выборы по открытым спискам.
Вторым критерием оценки для меня стало то, что бизнес-сообщество так и не стали слушать. С точки зрения моей профессиональной деятельности, я предлагал провести несколько изменений в сфере ИКТ. В стране идёт война, при этом государство не располагает ни защищенными узлами связи, ни инструментами кибербезопасности. Все эти недостатки северный сосед использовал против нас же. А если бы меня услышали и взяли инвестиции для построения спецсвязи для военных, у нас было бы гораздо меньше потерь. Ведь если у армии нет защищённой связи, то нет управления и координации.

Наверное, пришёл такой момент, когда я сказал сам себе: если хочешь изменений, то закатывай рукава и начинай что-то делать сам. Мои друзья, сотрудники с автоматами в руках защищают родину на фронте. Я понимал, что больше пользы смогу принести на фронте политическом.

PC Week/UE: Кто в Украине официально занимается информатизацией? Ведь и до вас кто-то выполнял эти обязанности, по крайней мере, формально?

А. Д.: В такой высокотехнологичной и стратегической отрасли как ИКТ должен полноценно и гармонично работать треугольник власти: исполнительная, законодательная и регуляторная. В Украине по сути работает только регулятор НКРСИ, но регулировать нужно что-то. А в условиях устаревшей законодательной базы и отсутствия плана реформ — это игра в одни ворота.
Неудивительно, что на рынке ИКТ такой бардак.

Если говорить о законодательной ветке, то в прошлых созывах ВРУ телекоммуникациями и ИТ особо никто не заботился. Был Комитет транспорта и связи, созданный под Виктора Януковича младшего. Но, если я не ошибаюсь, то за весь период своей работы тот состав Комитета рассмотрел 5 или 6 законопроектов вторичных и ни одного, так называемого, отраслеформирующего.

Когда начались коалиционные переговоры, фракция «Самопомич» отстаивала вопросы информатизации. Более того, мы единственная политсила, которая включила ИКТ в основу своей предвыборной программы. Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы аргументировать создание профильного комитета в ВРУ. И несмотря на то, что мне сразу же начали предъявлять попытки узурпации власти и создания комитета «под себя», хочу сказать, что во фракции были сомнения нужно ли мне его возглавлять.

Я проводил консультации с рынком, не раз встречался с профильными ассоциациями, чтобы понять настроения рынка. Не могу сказать, что решение возглавить Комитет было для меня тяжёлым, но я долго обдумывал все «за» и «против». В конце концов, чтобы сложилась эффективная работа, курировать процесс должен человек из отрасли, и я благодарен рынку за поддержку. Единственное, чего не удалось добиться, это назвать комитет в духе времени, например, Комитет цифрового будущего или Комитет по развитию информационного сообщества, коллеги-депутаты сказали, что это будет как-то непонятно.

Но осталась ведь еще одна ключевая проблема — некому применять и имплементировать законодательные реформы. В Украине нет отраслевого министерства для ИКТ. Мы все прекрасно помним эти все якобы реформы в исполнительной власти, когда банда Януковича под видом того, что надо создать полноценное Министерство связи, приняла решение выделить администрацию связи из Минтранспорта. Однако далее они просто обманули рынок, поскольку администрацию связи из Минтранспорта выделили, но само Министерство связи не создали. В результате Украина — единственная страна в мире, где отсутствует центральный исполнительный государственный орган в отрасли ИКТ, притом, что в Украине работают 11 различных госструктур, каждая в своем сегменте рынка.

PC Week/UE: Может ли комитет по ИТ уже назвать какие-либо достижения? Например, разработана ли программа информатизации?

А. Д.: Деятельность депутата подразумевает, прежде всего, работу во фракции. Мы вместе работаем над законопроектами, которые должны изменить страну. А на заседаниях комитета законодательные инициативы обсуждают и выносят вердикт. Достижения этого Комитета в том, что он предпринял попытку консолидировать рынок. Спросите у любого, да я и сам отвечу, как бизнесмен в недалёком прошлом, никогда в жизни в парламенте не собирали участников рынка, чтобы обсудить с ними проблемы и пути их решения. За первые три месяца работы в Комитете было проведено 6 таких встреч, на которых присутствовало порядка 200 человек. А вот количество писем, обращений с обратной связью — всего 7.

Мы по инерции говорим, что государство не готово сотрудничать с бизнесом. Мой пример показателен в другом — бизнес тоже не спешит. И виноваты в этом не бизнесмены, а вся та государственная рать, которая все годы независимости работала только на собственное обогащение.

Я надеюсь, что пройдет очень мало времени до того, как состоится полноценный доверительный диалог государства и бизнеса. Не такой «показушный» как бывает на всяких конференциях и форумах, а результативный диалог.

О планах на будущее могу сказать следующее: необходимо решать тактические и стратегические задачи. Тактические: доступ к инфраструктуре, технологическая нейтральность и т.д. Стратегическая задача состоит в подготовке нового закона «О телекоммуникациях». Существующий уже морально устарел и к нему уже есть столько поправок и дополнений, что местами они противоречат друг другу.

К сожалению, те, кто думают, что можно что-либо поменять мгновенно, заблуждаются. Проблема в том, что для принятия закона требуется от 3 до 6 месяцев, а эффект от его принятия будет заметен лишь через год. Кроме того, людей, которые хотят что-то менять, в парламенте слишком мало. Критическая масса все-таки не набралась.

PC Week/UE: Многие системные интеграторы жалуются, что государство практически перестало быть заказчиком ИТ-проектов? Чем это пояснить?

А. Д.: Буду непопулярен, но в этом виноват сам ИТ-рынок. У связистов таких проблем нет. ИТ-рынку нужно было работать прозрачно, а не рисовать тендеры, которые никому не нужны. Потратили кучу денег — результата нет, а теперь нет доверия и к самим ИТ-компаниям.

Я детально проанализировал реализованные ИТ-проекты — сотни миллиардов гривен потрачены непонятно куда. И причина такого состояния дел в том, что нет хозяина процесса.

PC Week/UE: А на что сегодня выделяются деньги, на какие проекты?

А. Д.:
Парадокс в том, что в отрасль ИКТ можно и нужно привлекать инвестиции. Это дешевле, нежели использовать бюджетный ресурс. Задача государства состоит в том, чтобы создать выгодные, понятные и прозрачные правила работы на рынке.
Первые два месяца после избрания я проводил встречи со всеми ИТ-предприятиями страны. У меня было одно требование — работать эффективно. Если это внедрение 3G или 4G, то сколько налогов получит государство, каков экономический эффект, сколько будет рабочих мест? Если это технопарки — то давайте говорить откровенно, каков от них эффект? Ведь под эти проекты выделяется земля, но в результате строятся офисные центры и рядом пристраивают небольшую лабораторию по сборке какого-то оборудования.

Если мы говорим о льготах для программистов, то причем тут дистрибуторы ПО и системные интеграторы?

В условиях военных действий, есть краеугольные задачи — кибербезопасность, информационная безопасность, защищенные узлы связи в зоне военных действий. Мы сейчас используем превентивные меры, чтобы банально сохранить жизни солдат, например, речь идет об ограничениях на использования мобильной связи в зоне АТО.

PC Week/UE: А есть ли вообще концепция развития кибербезопасности?

А. Д.: Концепции нету. Здесь полный бардак. Одни делают защищенную связь для правительства, другие — для военных. Может давайте объединим их в одно целое? На это предложение не идут, каждый пытается тянуть одеяло на себя.

Еще одна существенная проблема — популизм в государственных органах, он просто зашкаливает. Чиновники не понимают, что страна переживает жесточайший кризис, и нужны очень жесткие и непопулярные реформы.

Я вам расскажу интересную историю. У меня в кабинете стоит флипчарт, на одной из встреч мы обсуждали инвестиционную привлекательность и на доске помимо каких-то графиков и цифр, было написано ОРЕХ (английская аббревиатура, означает операционные затраты). После у меня были переговоры с представителями одного из органов исполнительной власти, которые меня спросили: «А что вы тут за орехи обсуждали?!». Орехи!!! И эти люди руководят государством.

PC Week/UE: Как вы оцениваете сегодняшний рынок системной интеграции в Украине?


А. Д.: ИТ-рынок вовремя не перестроился, и в этом заключается для них большая сложность. В последние годы четко просматривается, что Украина все же повторяет путь Европы и США. Там ИТ-компании превратились в телекоммуникационные компании, либо стали их подразделениями. И сейчас украинские телекомы массово забирают у системных интеграторов проекты, предлагая заказчикам решения «под ключ».

По опыту моей прошлой работы в «Датагруп», могу сказать, что именно таких комплексных проектов, которые включают в себя построение телекомсетей и всей инфраструктуры, поставку и инсталляцию оборудования, интеграцию, SLA, в портфеле компании становилось всё больше. Такая тенденция формируется и заказчиком, которому удобно и «дешевле» получать все услуги из одних рук.

На рынке прошёл период перетягивания одеяла. Те компании, которые выбирают для себя такую стратегию либо проигрывают, либо довольствуются малым. Весь мир живет консолидацией, и Украина не должна стать исключением.

PC Week/UE: Как ваш бизнес-опыт пригодился на депутатской работе? И как долго вы готовили себе замену в «Датагруп»?

А. Д.:
Я 15 лет проработал в «Датагруп», вывел компанию в лидеры в трех сегментах рынка. Компания является лидером в спутниковой связи в СНГ и Восточной Европе, отвечает за участок Европа-Азия в трансконтинентальном канале связи. Вообще в «Датагруп» применена теория «голубых океанов» в чистом виде, мы формировали для себя рынки и становились там лидерами.
Что я не успел — так это продать бизнес стратегическому инвестору, например, такому как France Telecom, Deutch Telecom, British Telecom или подобному.

В «Датагруп» работает один из лучших менеджерских составов, в том числе и благодаря А. Кардакову — у нас было очень много тренингов с зарубежными тренерами. В компании внедрена и успешно работает японская система TQM, в основе которой заложен принцип «хозяин процесса». Всё это дало возможность воспитать в «Датагруп» команду ТОП-менеджеров, готовых к любым изменениям. В последние несколько лет, я начал заниматься подготовкой команды заместителей. Эти люди интегрированы в процессы и «могут принять удар» в случае необходимости.

Что касается полученного опыта, то он — основа моей нынешней работы. Если бы я 15 лет не изучал рынок изнутри, но создавал бы некоторые его сегменты с нуля — то вряд ли мог бы эффективно работать в государственной сфере. Единственное, что пока не очень получается использовать, так это элементы антикризисного менеджмента и прогнозирования. Тут, во власти, все почему-то работают в режиме тушения пожара.