За последнее десятилетие компания Alcatel-Lucent Enterprise развивалась и трансформировалась, сливалась и отделялась, при этом оставаясь несомненным лидером ИT-отрасли. Попробую описать некоторые ключевые этапы развития и наиболее интересные инновации, предложенные компанией за этот период.

В 2006 году, придя на работу тогда еще в Alcatel, я застал компанию в статусе известного мирового поставщика телефонных корпоративных систем связи, лидера европейских рынков, хорошо зарекомендовавшего себя на просторах СНГ решениями передачи голоса и контакт-центрами. Одной из важнейших инноваций, послужившей основой надёжности корпоративных систем, стала уникальная архитектура коммутации под названием Crystal. Архитектура A.C.T.(Alcatel Crystal Technology), представляет собой принцип соединения компонентов (платы, дополнительные устройства) каждый с каждым и управляемых центральным процессором (CPU), имеющим доступ к каждому отдельному компоненту. Такая архитектура представляет собой неблокируемую матрицу, обеспечивающую нагрузку 100% пользователей (1 эрланг). Иными словами, если все абоненты поднимут трубку, то никто не услышит сигнал недоступности системы, и все они смогут совершить звонок. Если какая-то из плат выйдет из строя, это не приведет к отказу системы, а лишь повлечёт отсутствие сервисов, которые непосредственно связаны с этой платой. Такая архитектура позволяет обеспечить доступность системы Omni PCX Enterprise 99,999%, что эквивалентно общему времени простоя системы 5 минут в год. С точки зрения удобства использования нельзя не отметить инновационную функцию набора по имени доступную для цифровых и IP абонентов телефонных систем Alcatel-Lucent. На всех фирменных телефонных аппаратах за исключением самой базовой версии установлены полноформатные QWERTY\ЙЦУКЕН клавиатуры для набора абонентов по имени из централизованной адресной книги. Это значительно облегчает процесс поиска нужного контакта в средних и крупных предприятиях. Пользователям больше не нужно помнить номера телефонов или хранить справочники. Введя первые три символа на клавиатуре, сотрудник мгновенно получает список совпадений (аналогично этому сегодня работает поиск на смартфонах). Для небольших компаний до 200 пользователей компания Alcatel-Lucent разработала уникальный встроенный колл-центр, который не требовал дополнительного оборудования. Перечисленные инновационные преимущества позволяют компании прочно держаться в лидерах сегмента корпоративной телефонии, что подтверждается статистикой и отчётами Gartner и других исследовательских агентств.

Из недавних разработок, относящихся уже к унифицированным коммуникациям, можно выделить как программную часть решения OpenTouch conversation, предлагающую единый интерфейс пользователя на всех поддерживающихся устройствах, так и сам телефонный аппарат нового поколения MyICPhone, призванный стать настольным смартфоном. И действительно: ёмкостный семидюймовый дисплей, беспроводная трубка, поддержка видеоконференций с помощью встроенной 5 Mp камеры, а также широкий набор специально разработанных приложений делают рабочий настольный телефон максимально приближенным к персональному смартфону по удобству использования. Как принято в решениях унифицированных коммуникаций, клиент OpenTouch доступен как для ПК, так и для смартфонов. Уникальной особенностью работы OpenTouch является Session shift — возможность перевода активной сессии между устройствами без прерывания соединения. Таким образом, вы можете начать разговор на настольном телефоне, перевести его в видео режим на ПК, добавив, например, других участников в конференцию, а далее продолжить сессию на своём смартфоне за пределами офиса.

Следуя тенденциям перехода к облачным моделям предоставления услуг, наша компания предлагает уникальный подход тарификации сервисов по мере использования (pay-per-use). Это значит, что заказчик пользуется теми сервисами, которые ему нужны в данное время и оплачивает в конце месяца счёт за фактически использованные лицензии. Например, тарифицируются только агенты колл-центра, которые фактически были активны и использовали ресурсы облачного сервиса. Оборудование не нужно устанавливать на сайте заказчика, а требования к датацентру, в котором разворачивается Cloud Suite, не ограничивают производителей инфраструктуры.

Инновационные разработки Alcatel-Lucent Enterprise сегодня сосредоточены не только в области унифицированных коммуникаций. За последние десять лет компания стала заметным игроком на рынке решений передачи данных в сегменте корпоративных проводных и беспроводных сетей.

Тут можно отметить две интересные инновации, отличающие решения Alcatel-Lucent Enterprise от конкурентов.
В первую очередь, это комплексное управление доступом в корпоративной сети под названием Unified Access. Сегодня всё большую популярность набирает концепция BYOD (bring your own device), которая подразумевает авторизованное использование персональных устройств, таких как смартфоны и ноутбуки, в корпоративной среде предприятий. Для сетевых администраторов это несёт дополнительную нагрузку по администрированию этих устройств и обеспечения безопасности в сети. Используя инфраструктуру Alcatel-Lucent Enterprise, заказчик получает единый сервис управления для проводных и беспроводных подключений. Правила управления основываются на бизнес-ориентированых контекстных политиках, применяемых по ролевым принципам. Что же это означает?

Политики формируются по следующему принципу:

  • тип пользователя — гость, сотрудник, администратор, бухгалтер и т.д.;
  • устройство — телефон, ПК, смартфон, планшет, принтер и т.д.;
  • время\место доступа в сеть — рабочее \ не рабочее, выходной день, офис, удалённый филиал;
  • используемое приложение — email, video, web, социальные сети, 1С и т.д.
Учитывая вышеперечисленные факторы, система управления применяет определённые ограничения или, наоборот, назначает приоритеты, отключает или активирует сервисы прямо на устройстве пользователя, выделяет полосу пропускания или ограничивает доступ только внешним интернетом.

С помощью одного приложения настраиваются правила предоставления сервиса, аутентификация, авторизация, применения ролей, проверка устройств независимо от способа подключения пользователей. Это значительно упрощает процесс администрирования и позволяет сократить соответствующие затраты на поддержку сетей, обеспечивая при этом оптимальные параметры для работы приложений в сети.

Что касается архитектуры решений, компания Alcatel-Lucent второй раз получает награду Best of Interop. Первый раз в номинации Data Center & Storage Switching благодаря полносвязной архитектуре соединения коммутаторов каналами 10\40G (POD infrastructure). Такой подход позволяет обеспечить общую максимальную задержку на стеке из 6ти устройств не более 2 микросекунд, а в распределённой сети — не более 5 микросекунд и подключить до 14 400 серверных портов. В этом году решение Intelligent Fabric на платформе OmniSwitch 6900-Q32 удостоилось первого места в категории Networking. Эксперты отметили уникальность технологии Intelligent Fabric как для датацентров и кампусных сетей. В решениях других производителей это разные линейки продуктов, что усложняет их применение. Intelligent Fabric — это гибкая, отказоустойчивая, масштабируемая инфраструктура с механизмами автоматического развертывания, выявления и устранения неполадок для автоматизации управления.

Можно выделить три уникальные преимущества этого решения.

1. Упрощение операций.

• Сетевой дизайн: визуальный дизайн сети на основе месторасположения устройств.

• Развёртывание: сведение к минимуму возможных ошибок с помощью автоматической конфигурации и автонастройки нужных протоколов.

• Конфигурирование новых устройств: группировка устройств по параметрам и централизованная настройка с поддержкой оборудования сторонних производителей (больше не нужно знать CLI каждого вендора в сети).

• Поддержка сети: централизованная процедура переноса/добавления/изменения, самонастройка и авто-распознавание.

2. Прозрачность сервисов.

Используя встроенную поддержку технологии сетевой виртуализации VxLAN, технология Intelligent Fabric предоставляет полный контроль над приложениями, работающими в Overlay-сети в центре обработки данных.

3. SDN-программируемость.

Поддержка всех открытых стандартных интерфейсов для автоматической работы и интеграции в SDN-сетях.

Таким образом, сегодня компания Alcatel-Lucent продолжает успешно разрабатывать и выпускать инновационные решения как для унифицированных коммуникаций, так и для построения сетей передачи данных.