«Я не хочу сражаться в старых боях. Я хочу сражаться в новых сражениях», — такими словами гендиректор Microsoft Саттья Наделла объявил сотрудникам компании о ее новом курсе. Фактически, это означает, что Microsoft не будет в очередной раз безуспешно пытаться взять реванш у Google и Apple на мобильном и интернет-рынках. Она будет находить новые ниши и фокусироваться на новых целях, рассказывает журнал Wired.

Наделла, в отличие от его предшественника Баллмера, не заинтересован в конкуренции с Linux, которую экс-директор Microsoft называл «злокачественной опухолью». Нового управляющего одной из крупнейшей компаний Кремниевой Долины, кажется, вообще не заботят отношения с конкурентами. Он говорит о том, что Linux или даже OS X могут перестать быть проблемой для Microsoft только тогда, когда ее Windows с технической точки зрения будет превосходить их в разы.

Но на развитие операционной системы для ПК у Наделлы тоже свой, особый взгляд. Он собирается «скрестить» Windows и нишевую «облачную» операционную систему Azure в единое целое. «Это и есть будущее информационных технологий», — уверяет он. — «Если вы не способны скачками переходить от одной технологии к другой, вы не выживете».

Крупнейшее изменение в Microsoft, которое случилось с ней за время нахождения на посту CEO Наделлы, состоит в том, что корпорация стала тратить огромное количество внимания и ресурсов на разработку «облачных» решений. Microsoft хочет стать их крупнейшим поставщиком. На этом рынке уже есть два крупных игрока — Amazon и Google, но для обоих «облака» — это вторичный, дополнительный бизнес. Microsoft же хочет сосредоточиться на нем так сильно, как никогда прежде. Идея состоит в том, что вскоре бизнес будет не покупать вычислительные мощности в виде мощных ПК и серверов, а арендовать их за небольшие деньги у крупных компаний. Так будет и дешевле, и эффективнее, и удобнее. А проект Azure должен сделать Microsoft лидером этого нового, перспективного рынка.

В свое время Наделла открыл для Linux доступ к Azure. Тогда его все за это критиковали: мол, это может дать дополнительные преимущества «свободной» операционной системе. Но Наделла не ошибся: сейчас на Linux приходится не больше 20% всей деятельности на виртуальных серверах Azure. «Microsoft теперь любит Linux», — говорил он, улыбаясь, на одном из мероприятий в Сан-Франциско.

Для тех, кто помнит, как Windows и Linux отчаянно сражались между собой за место на рынке, эти заявления — большое событие. Они свидетельствуют о том, что в истории корпорации из Редмонда действительно началась новая глава.

Есть и несколько других признаков серьезных изменений. Microsoft стала продавать пакет ПО Office для устройств Apple. Самые простые дистрибутивы Windows теперь будут распространяться бесплатно. То же самое и с Windows Phone — она стала второй Android. Microsoft потихоньку раскрывает исходный код своих ключевых продуктов. И договаривается о сотрудничестве Workday и Salesforce. Баллмер бы, конечно, так не делал, и пытался бы разработать все важные программные продукты самостоятельно. И, разумеется, при нем бы Microsoft ничего не раздавала бы бесплатно. И уж точно не делилась бы исходными кодами с общественностью.

Но Наделла считает, что для его компании — это лучший путь вперед. Он понимает, что в современном мире предприятия, инженеры и простые потребители используют такой огромный массив устройств, интернет-сервисов и программных продуктов, что уже не могут оставаться клиентами одной IT-компании или потребителем только ее сервисов. Большинство потребителей пользуются одновременно продуктами Microsoft, Google, Apple, Amazon и др. И все они между собой так или иначе обмениваются исходными кодами. В годы расцвета Microsoft, 20 лет назад, ее изоляционизм и проприетарность ее продуктов вывели ее на вершину успеха. Но мир изменился.

Наделла говорит, что концепция «победитель получает все» уже устарела и не будет работать в будущем. И для того, чтобы выиграть и остаться на рынке, Microsoft должна уступить клиентам и партнерам столько, сколько для этого понадобится.

Рискованно? Наделла полагает, что для Microsoft пришло время рисковать.

Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE