Валерий Вольный, директор компании BeMobile, рассказывает об основных трендах на рынке коммерческих ЦОД, перспективах его развития и особенностях маркетинговой политики для привлечения новых клиентов.

PCWeek/UE: Опишите ландшафт рынка коммерческих ЦОД в Украине?

ВАЛЕРИЙ ВОЛЬНЫЙ: На украинском рынке уже давно присутствовали датацентры, которые обслуживали мелких и средних клиентов. А вот крупные клиенты всегда строили собственные датацентры. В конце 2008 года наше руководство приняло решение построить первый крупный датацентр. Примерно в то же время, независимо от нас, аналогичную идею создания коммерческого датацентра реализовала De Novo, в результате мы практически одновременно вышли на рынок. Однако De Novo заняла более активную позицию с точки зрения маркетинга. У нас была иная политика продвижения: мы полагали, что поскольку на рынке практически не сформирована конкуренция, не имеет смысла проводить дорогостоящую PR-кампанию. Вместо этого мы выбрали стратегию адресной, непосредственной работы с заказчиками. Мы провели встречи представителями большинства компаний, которые теоретически могли бы стать нашими клиентами. Прежде всего, речь идет о предприятиях, у которых ИТ-подразделение лишь обслуживает основной бизнес, но само по себе не зарабатывает деньги. Речь идет о финансовых организациях, торговых сетях, страховых компаниях и других.

Главной сложностью, с которой нам пришлось столкнуться, была низкая осведомленность рынка в целом и заказчиков, отсутствие практики использования услуг коммерческого ЦОД, что само по себе было причиной предубежденности. Стоит отдать должное компании De Novo, которая взяла на себя роль популяризатора услуг коммерческого ЦОД в Украине. При этом, мы отдавали себе отчет в том, что нам предстоит непростая работа по развенчиванию мифов и созданию сильных аргументов, чтобы убедить клиентов арендовать ресурсы коммерческого датацентра вместо постройки собственного. Примечательно, что конкуренции с De Novo в то время мы практически не чувствовали, за исключением некоторых проектов. В основном наши предложения конкурировали с идеей строительства собственного корпоративного ЦОД со стороны заказчиков.

В Украине сегодня только одна компания занимается сключительно операторским бизнесом, связанным с эксплуатацией коммерческого датацентра, — это BeMobile. Остальные компании-операторы ЦОД и системные интеграторы занимаются различными видами деятельности, а сдачу площадей коммерческого ЦОД в аренду рассматривают лишь как дополнительную возможность зарабатывать деньги. Такая тенденция характерна не только для Украины, но и для всего мира. С нашей точки зрения, более правильное определение нашего бизнеса — датапарк, оскольку мы работаем только в одной зоне, мы предоставляем услугу co-location или аренды инфраструктуры.

PCWeek/UE: По какому принципу вы подбирали помещение и местоположение датацентра?

В. В.: Здание было построено в 1976 году как один из корпусов кожевенного комбината. При детальном изучении оказалось, что оно практически полностью отвечает требованиям стандарта TIA-942, TIER IV. У здания удачное расположение — оно находится в промышленной зоне достаточно далеко от жилых домов, Кроме того, сооружение является сейсмоустойчивым, в нем нет подвала и чердака, соответствует всем критериям, включая такой важный фактор как электроснабжение.

В отличие от датацентра De Novo, наш объект строится постепенно, по мере получения заказов от клиентов. У нас сейчас 26 модулей, выполненных под определенные требования заказчиков.

Пока реализована только первая очередь, а всего планируется ввести в эксплуатацию три. Общая площадь здания — 7,5 тыс. кв. м., из них под ИТ можно отвести до 4,5 тыс. кв. м. На сегодняшний день готов первый этап — 2,5 тыс. кв. м, под ИТ-оборудование занято 1200 кв. м, при этом 850 кв. м сдано в аренду. Второй этап мы планировали начать в этом году, но, по всей видимости, проект строительства второй очереди придется отложить до лучших времен.

На сегодняшний день мы задействовали электрический ввод 2 МВт, потенциально можем получить еще 3 МВт у «Киевэнерго», при этом, в настоящее время наши клиенты потребляют 750 КВт.

PCWeek/UE: Кто из украинских системных интеграторов принимал участие в проектировании или строительстве ЦОД?

В. В.: Мы обратились к компании «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА», и работа была выполнена качественно и в срок. Сегодня мы ориентируемся на двух основных поставщиков инфраструктурного оборудования: APC by Schneider Electric и Emerson.

PCWeek/UE: Случались ли сбои в работе ЦОД за 4,5 года эксплуатации? Сертифицирован ли ваш датацентр в какой-либо международной организации?

В. В.: За все время эксплуатации перебоев в работе не было. Однако сертификация никакого отношения к качеству работы ЦОД не имеет. Я поясню, почему мы не сертифицируемся, скажем, в Uptime Institute. Во-первых, это дорого, и потраченные деньги потом придется компенсировать за счет клиентов. Во-вторых, для наших клиентов сертификат не является решающим фактором — они самостоятельно проводят аудит и оценивают качество и надежность систем. Например, один из наших клиентов пригласил для этих целей иностранную аудиторскую компанию, по рекомендациям которой было принято положительное решение о сотрудничестве с BeMobile.

Однако мы все-таки сертифицировались по стандарту ISO 27001, отвечающему за безопасность, в немецкой компании TÜV SÜD. Почему именно там? Изучая рынок и конъюнктуру датацентров Tier III и IV, мы пришли к выводу, что 75% отказов происходит по вине человеческого фактора, а не оборудования. При резервировании оборудования по принципу n+1, авария не выводит из строя датацентр, причинить сбой может только цепь аварийных событий. И здесь очень многое зависит от действий персонала и от сценариев, которые могут разыгрываться. При проведении сертификации TÜV SÜD нам пришлось целый год заниматься перестройкой бизнес-процессов в соответствии с требованиями сертификатов. Но результатами мы очень довольны: теперь у нас жестко настроены все процессы подготовки персонала и их работы, а также системы взаимоотношений специалистов. Например, если в 4 часа ночи выходит из строя кондиционер, до мелочей проработаны действия персонала по устранению неисправности.

PCWeek/UE: Кто входит в число ваших клиенты?

В. В.: Среди наших клиентов — 11 банков и два процессинговых центра. Для таких заказчиков мы делаем экранированные модули, которые проходят проверку со стороны НБУ. Кроме того, здесь находится один из интернет-провайдеров, который на нашей площадке имеет свой ЦОД и сдает поюнитно серверы в аренду, ещё один провайдер установил свою систему управления. Пользуется нашими услугами и крупная телевизионная компания. Всего у нас 36 заказчиков. Соотношение финансовых и нефинансовых компаний составляет примерно 50:50.

PCWeek/UE: Как вы построили систему продаж? Как находите и привлекаете клиентов?

В. В.: Как я уже говорил, мы исповедуем индивидуальный подход. Прежде всего, изучаем рынок, оцениваем, кто может стать нашим потенциальным клиентом. Например, производственные предприятия вряд ли будут нашими клиентами, поскольку у них есть и лишние помещения, и подведено электричество необходимой мощности. Им нет смысла арендовать, поскольку основные инвестиции уже сделаны.

Мы не тратим много денег на рекламу, поскольку в этом случае наша услуга подорожает, соответственно число заказчиков сократится. Кроме того, мы принципиально не работаем с коррумпированными заказчиками. Не секрет, что иногда некоторые не очень честные сотрудники ИТ-служб клиента при построении собственного датацентра рассчитывает получить «заслуженный откат». В случае аренды датацентра ИТ-специалисты заказчика никаких откатов не получат. Мы придерживаемся принципов «чистого» бизнеса в своей работе!

PCWeek/UE: Сколько человек занято в обслуживании датацентра, какие это специалисты?

В. В.: Персонал насчитывает 35 человек. Для всех основных систем BeMobile есть собственные специалисты: главный энергетик, специалист по системам кондиционирования, сотрудник, ответственный за безопасность. Наряду с этим, у нас заключены сервисные контракты со всеми производителями оборудования, в которых четко оговорены условия по обслуживанию и поддержке всех систем ЦОД.

PCWeek/UE: Какой у вас коэффициент PUE?

В. В.: В среднем за год — 1,6. Летом чуть больше, доходит до 1,9, зимой он снижается до 1,45.

PCWeek/UE: Из чего состоит арендная плата?

В. В.: Цена зависит от нескольких параметров: от типа модуля (экранированный или неэкранированный), от площади и заявленной мощности. Если клиент начинает с 20 КВт, но в будущем намерен увеличить мощность оборудования до 60 Квт, то мы делаем расчет цены для 20 КВт, а дальше повышение до 60 КВт происходит в несколько этапов. Соотношение мощности к площади по стоимости составляет примерно 4:1.

Длительность контракта для индивидуального модуля составляет минимум три года, для общего — один год. Мы строим модуль за свой счет, а клиент дополнительно оплачивает различные инсталляционные работы.

Электричество не входит в арендный платеж, клиент оплачивает его по счетчику по тарифам «Киевэнерго». Электричество включают в стоимость только те, кто продает ресурсы датацентра посерверно, поюнитно или же предоставляет услуги хостинга.

PCWeek/UE: Какие вы видите перспективы развития рынка коммерческих датацентров в Украине?


В. В.: Сейчас все замерли в ожидании стабилизации ситуации в нашей стране. Так, за последние три месяца у нас не было ни одной новой сделки. Очень много заинтересованных заказчиков, но реальных сделок нет. Понятно, что Украина стремится в Европу, и рано или поздно сюда придет множество иностранных инвесторов. Причем речь идет не только о тех, кто будет строить свой бизнес в Украине, но и тех, кто сможет разместить в Украине свое оборудование, потому что здесь дешевле электричество и рабочая сила. Я наблюдаю за развитием рынка в России: в этой области у них тенденции схожи с нашими, а вот масштабы отличаются в десятки раз. Поэтому я считаю, что перспективы развития этого рынка хорошие. Что касается конкуренции, то мы ее пока не боимся, поскольку строительство датацентра требует огромных инвестиций и занимает много времени.