70 лет назад завершилась битва за Киев, в результате которой была взломана немецкая оборона на правом берегу Днепра, тысячи немецких солдат превратились в пленных зомби либо погибли. В течение двух недель после освобождения Киева части регулярной армии Вермахта беспорядочно отступали и приостановили отступление лишь за 50 километров западнее от Киева. Однако потери со стороны РККА были огромны. В этом сражении, равно как во многих других, советское командование применило принцип атаки DDoS – хотя сам термин DDoS появился на 60 лет позже. Что же общего и в чем различия между технологией DDoS и принципом ведения боевых действий в РККА?
DDoS-атака (Distributed Denial of Service, распределённая атака типа «отказ в обслуживании») — атака на вычислительную систему одновременно с большого числа компьютеров с целью довести её до отказа. Отказ «вражеской» системы может быть шагом к овладению этой системой.

После поражения на «Курской дуге» летом 1943 года Гитлер понял, что советское наступление так просто остановить не удастся. Тем не менее, он попытался выиграть время за счет строительства многочисленных укреплений на Днепре для сдерживания РККА. Тем не менее, Ставка РККА была полна решимости ускорить возвращение всех захваченных территорий. Наибольший интерес представляли промышленные регионы на юге Украины с их высокой плотностью населения различными природными ресурсами.

Мощное наступление РККА началось 26 августа 1943 года, фронт военных действий растянулся на 1400 километров, от Смоленска — до Азовского моря. В этой масштабной операции было задействовано свыше 2,5 млн человек, 51 000 орудий, 2400 танков и 2850 самолетов, разбитых на пять фронтов. К началу сентября в полосе наступления Центрального фронта советские войска рассекли немецкий фронт и в образовавшуюся брешь устремились к Днепру. 21 сентября они освободили Чернигов в ходе Черниговско-Припятской операции.

15 сентября 1943 года Гитлер приказал Группе Армии «Юг» отступать до оборонительных укреплений на Днепре. Начался так называемый «бег к Днепру». Стоит отметить, что немецкие силы, занявшие оборону на правом берегу Днепра, были довольно ослаблены. Фельдмаршал Манштейн сообщал, что для обороны Днепровского рубежа протяженностью 700 км у него есть всего 37 пехотных дивизий, каждая насчитывает по одной тысяче человек. После прибытия пополнения численность дивизии должна было увеличиться лишь в два раза.

Провал десантной операции
При подготовке DDOS-атаки хакеры тщательно сканируют крупную сеть с помощью специально подготовленных сценариев, которые выявляют потенциально слабые узлы. Выбранные узлы подвергаются нападению, и хакер получает на них права администратора. 
С целью уничтожения ослабления сопротивления на правом берегу Днепра, 17 сентября 1943 года советское командование приняло решение высадить на правом берегу парашютный десант. План операции готовился в спешке и поэтому обладал множеством недостатков. Например, не была проведена разведка будущей полосы действий десанта. А ведь накануне операции там были сосредоточены крупные силы противника (5 дивизий, в том числе 1 танковая и 1 моторизованная), спешно переброшенные на данный участок как на наиболее вероятный рубеж выхода советских войск к Днепру. Однако советская разведка этого не обнаружила.

24 сентября, всего через неделю после принятия решения о выбросе десанта, была начата Днепровская воздушно-десантная операция. В итоге личный состав практически не знал своих задач в предстоящей операции, инструктаж бойцов производился уже в полёте. Ни о какой подготовке взаимодействия подразделений в предстоящем бою таким образом не было даже речи. Место высадки десанта не было обозначено сигналами — в спешке подготовки операции группу обеспечения забыли выбросить.

Всего в тыл врага было сброшено около 5 тысяч человек. Однако операция завершилась полным провалом. Из-за плохого знания пилотами местности и шквального зенитного огня часть десанта была сброшена на советские же позиции на восточном берегу, несколько десятков были высажены над Днепром и утонули. Остальных десантников разбросало на площади в несколько десятков квадратных километров. В первые же часы после высадки погибли или попали в плен до 75% десантников. Выжило всего около 1200 человек. Правда, даже этой тысяче удалось оттянуть на себя крупные силы противника и уничтожить около 3000 солдат противники и 52 танка. Но отметим, что ВДВ – это высокопрофессиональные элитные войска, гвардия РККА. Советское командование ожидало от них намного большего эффекта, однако плохо подготовленная операция привела к полному провалу.

Форсирование Днепра

После провала Днепровской воздушно-десантной операции у Ставка РККА было два варианта развития наступления. Первый вариант – остановиться на Левом берегу Днепра, подтянуть свежие силы, произвести тщательную разведку вражеских территорий, обнаружить самое слабое место в обороне немцев и после качественно проработанного плана, рассечь оборону немцев. Однако такой вариант давал и немцам время для стягивания дополнительных сил, для укрепления обороны и перегруппировки своих войск для отражения натиска советских сил в соответствующих точках. 

Второй вариант — не дать времени немцам на подготовку и форсировать Днепр с ходу по всему участку фронта. Однако этот вариант наступления вел к большим потерям со стороны советских войск, поскольку также не позволил им нормально подготовиться к наступлению.

Плавсредств катастрофически не хватало, большой проблемой была переправа тяжёлой техники. По состоянию на 22 сентября 1943 года в разгар переправы на Букринском плацдарме находилось всего 16 понтонов. Основные силы форсировали Днепр на подручных средствах: рыбацких лодках, импровизированных плотах из бревен, бочек, стволов деревьев и досок. Вся тяжесть форсирования реки легла на стрелковые части. 

Потери советских войск были огромны. Известный писатель Виктор Астафьев впоследствии писал: «Когда с одной стороны в Днепр входили 25 тысяч воинов, то на противоположном выходили — не более 5-6 тысяч».
В первую очередь на форсирование Днепра шли штрафные батальоны и так называемые «черные» роты —парни, мобилизованные с только что освобожденных территорий, которые с 1941 года находились под немецкой оккупацией. Времени на их обучение не было, военного обмундирование на всех не хватало, поэтому людей бросали в бой в гражданской одежде. Оружия также не хватало: выдавали одну винтовку на троих, гранату или же вообще лом и полкирпича — остальное оружие надо было добыть у врага.

Букринский плацдарм

Вот что пишет Кирилл Семенович Москаленко, командующий 38-й армией. «На 12 октября командующий фронтом назначил начало наступления с букринского плацдарма с целью прорыва вражеской обороны и обхода Киева с юго-запада. В нанесении удара должны были участвовать 40, 27, 3-я гвардейская танковая и 47-я армии. Здесь нужно обрисовать особенности букринского плацдарма, ибо без этого трудно представить неблагоприятные условия, в которых проходили все предпринятые нами здесь наступательные действия. 

Еще до подхода к Днепру букринский выступ привлек внимание командования фронта по двум важным причинам. Во-первых, он находится недалеко от Киева, который нам предстояло освободить. Во-вторых же, будучи обращен в нашу сторону, он представлял собой идеальный участок для форсирования Днепра. Весьма существенным являлось то обстоятельство, что при преодолении реки этот выступ, как уже отмечалось, можно было простреливать нашим огнем с трех сторон.

Однако в дальнейшем, в ходе борьбы за расширение захваченных плацдармов и последующих наступательных действий, район букринской излучины обнаружил и другие особенности. Это прежде всего резко пересеченная местность, сковывавшая маневр наших войск, особенно танковых, и препятствовавшая полному использованию их ударной мощи».

Отметим, что подобно Днепровской воздушно-десантной операции, тщательная разведка букринского плацдарма проведена не была. В частности, командование даже не знало о пересеченной местности в районе букринский выступа, и это притом, что речь шла о родной земле, а не чужих странах.

Еще одна серьезная проблема заключалась в недостаточном снабжении войск. «Тылы армий и фронта растянулись от Белгорода до Днепра на 480 километров, что совершенно не дает возможности нормально обеспечивать войска боепитанием. Подача боеприпасов и горючего от войск отстает, а также тратится большое количество горючего, потому что от Сум-Лебедина на 330 километров все подается исключительно автотранспортом, в связи с тем что здесь оканчиваются фронтовые железнодорожные коммуникации».

Наступление с Букринского плацдарма началось 12 октября. Первый день боя не принес войскам фронта существенных результатов. 13 октября армия возобновила наступление, однако и в этот день армии фронта, действовавшие на букринском плацдарме, заметного успеха не имели.

Таков же был результат и последующих попыток, предпринимавшихся вплоть до 15 октября на фронте от Ржищева до Канева. Наступлению активно противодействовал противник, продолжавший непрерывно подтягивать свежие войска в район букринской излучины. Поэтому единственным итогом четырехдневных ожесточенных боев явилось незначительное расширение букринского плацдарма. 

«В результате Ставка отменила намеченное фронтом на 16 октября новое наступление, потребовав подготовить новую операцию с предварительным сосредоточением необходимых сил и средств. Второе наступление, предпринятое войсками Воронежского фронта на правом берегу Днепра 21 октября, также больших результатов не дало… Следующие два дня мы продолжали попытки наступать. Но не смогли сломить ожесточенное сопротивление крупных сил противника, поддерживаемых авиацией, которая непрерывно действовала над полем боя группами по 30-40 самолетов».
Для осуществления DoS-атаки за счет переполнения полосы пропускания хакеры пользуются флудом (англ. flood — «наводнение», «переполнение») — атака, связанная с большим количеством обычно бессмысленных запросов к компьютерной системе или сетевому оборудованию, имеющая своей целью или приведшая к отказу в работе системы из-за исчерпания системных ресурсов — процессора, памяти или каналов связи.
Военный археолог Олег Корнеев, руководитель проекта «Наследники победителей», в интервью газете «ФАКТЫ» сообщил, что осенью 1943 года недалеко от Букринского плацдарма немцам пришлось открыть психиатрический госпиталь для своих пулеметчиков — те сходили с ума из-за того, что изо дня в день выкашивали несчетное количество советских солдат. Сколько погибло наших при освобождении Киева здесь, на подступах к Букринским высотам, точно неизвестно. Исследователи называют приблизительное количество — около полумиллиона человек! Маршал Георгий Жуков однажды сказал: «Солдаты — пыль на сапогах генералов».

Тем не менее, по словам Москаленко, командование фронта, переименованного 20 октября в 1-й Украинский, приняло решение начать в конце октября третье наступление с букринского плацдарма. «Однако Ставка Верховного Главнокомандования, находясь в Москве, сумела правильнее оценить все то, что было у нас перед глазами, и отменила наступление».

Лютежский прорыв!

Кому действительно пришла в голову идея отменить бесполезные атаки с Букринского плацдарма и перенести их на Лютежский, сегодня вряд ли можно определить. Командарм Москаленко в своей книге «На юго-западном направлении», изданной в 1973 году, приписывает эту идею Сталину.

«Видимо, войскам товарищей Москаленко и Рыбалко, — сказал Верховный, — очень трудно наступать на Киев с этого плацдарма. Местность там резко пересеченная, и это мешает маневрировать большими массами танков. Противнику это удобно. И местность у него возвышенная, командующая над вашей. Кроме того, он подтянул крупные силы — танковые и моторизованные дивизии, много противотанковых средств и авиации. Все это вы и сами знаете. Остается сделать вывод. Он состоит в том, что ударом с юга Киева вам не взять. А теперь посмотрите на лютежский плацдарм, находящийся к северу от Киева в руках 38-й армии. Он хотя и меньше, но местность там ровная, позволяющая использовать крупные массы танков. Оттуда легче будет овладеть Киевом. - Помолчав, И. В. Сталин добавил: - Предлагаю вам продумать вопрос о рокировке 3-й гвардейской танковой армии, а также частей усиления 40-й армии на лютежский плацдарм. Надо скрытно, в темное время суток, вывести их с букринского плацдарма на лютежский. 40-й и 27-й армиям продолжать демонстрацию наступления с прежнего направления. Словом, врага нужно обмануть.
Когда Николай Федорович рассказал нам о своей беседе с Верховным, я подумал: ни нам, командармам, ни командованию фронтом, ни побывавшему у нас не раз маршалу Г. К. Жукову не пришла в голову мысль о рокировке ударной группировки фронта на лютежский плацдарм. А ведь мы были на местности, видели ее, тщательно изучили обстановку».
Сталина нередко изображают неким мэйнфремом, суперсервером, просчитывающим решения на много ходов вперед. В свою очередь полевые командиры рисуются слабоумными «тонкими клиентами»
Наступление с Лютежского плацдарма началось 3 ноября в 8 утра. А уже 6 ноября Киев был освобожден.

Цена успеха

Как и вся история Второй мировой с участием РККА, реальные данные о Киевской наступательной операция были значительно искажены советскими военными историками. Ведь Киев был взят невероятно высокой ценой.

Согласно официальной статистике, взятие Киева стоило Красной армии 417 тысяч убитых — это суммарные данные о потерях, которые понесли войсковые соединения, принимавшие участие в битве за Киев.

Профессор-историк Виктор Король на политическом ток-шоу «Шустер LIVE» заявил, что по последним подсчетам фронтовиков, в битве за Киев погибло около 800 тысяч человек.  

Виктор Астафьев в своих письмах пишет: «Мы просто не умели воевать. Мы залили своей кровью, завалили врагов своими трупами».

В свою очередь, немецкие потери на Букрине составили 55 тысяч солдат и офицеров. Общие потери немцев во время битвы за Киев точно неизвестны. Называется цифра в 400 тысяч, однако она не вызывает доверия, поскольку общее число немецких войск, защищающих Киев, было намного меньше. Согласно формуле классическое соотношение потерь обороняющиеся-атакующие составляет 1:3. Исходя из цифры советских потерь, немцы могли потерять не менее 160 тысяч убитых. Но это если б воевала только регулярная армия. А в битву за Киев под пушки были брошены тысячи «чернопиджачников», то есть мобилизованных за пару недель до боя «пораженцев» и «окруженцев», в силу разных обстоятельств попавшие под немецкую оккупацию. С официальной позиции советских карательных органов они являлись гражданами «второго сорта». Именно эти «чернопиджачники», необученные и невооруженные, гибли десятками тысяч в ледяных водах Днепра, под пулями фашистов. 

 Возникает вопрос: зачем советскому командованию превращать в пушечное мясо тысячи людей так называемого «второго сорта»? Ведь их можно обучить, вооружить и создать первоклассных бойцов. А даже если не делать из них солдат, то они в любом случае будут полезны после войны для восстановления экономики. Но советские генералы воевали «по сталински», то есть, не считаясь с потерями. 


Источники:
http://lib.ru/MEMUARY/1939-1945/PEHOTA/moscal2.txt_with-big-pictures.html#6
http://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_за_Днепр
http://ru.wikipedia.org/wiki/Днепровская_воздушно-десантная_операция
http://argumentua.com/stati/bitva-za-kiev-my-zalili-vraga-svoei-krovyu-i-zavalili-trupami
http://borisfen70.livejournal.com