Компания Digitimes Research обнародовала итоги второго квартала 2013 года на мировом рынке планшетных компьютеров, согласно которым за указанный период было реализовано 29,32 миллиона устройств. По данным компании, это на 46,6% выше показателей аналогичного периода прошлого года. В предыдущем квартале прирост был куда как более выразителен – 66,1% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Но проблема стоит шире. 

Объемы продаж планшетов в натуральном выражении падают уже второй квартал. По данным Digitimes Research, во втором квартале было продано на 8,2% меньше планшетов, чем в первом. А продажи первого квартала, в свою очередь, оказались на 26,1% меньше продаж четвертого квартале прошлого года. Если спад в первом квартале относительно четвертого объясним – период рождественских продаж вносит свои коррективы – то спад во втором квартале относительно первого может указывать на существование системных причин обозначающего себя спада в данном сегменте.

На первый взгляд, все это весьма неожиданно – ведь аналитики предсказывали бурный рост продаж планшетов на всю обозримую перспективу, доминирование планшетов по сравнению с ПК и очередное обещание наступления эры «пост-РС». Но спада на планшетом рынке следовало бы ожидать рано или поздно.

Во-первых, на характеристиках продаж сказывался «эффект низкой базы». Рынок планшетов, каким мы его знаем, родился в 2010 году с выходом Apple iPad, и начинался практически «с нуля», благодаря чему и регулярно показывал такие умопомрачительные темпы роста.

Во-вторых, значительное время с момента появления планшеты не конкурировали напрямую с устройствами других типов, рассчитанных на те же задачи – например, как ноутбуки с десктопами – а распространялись в принципиально новой нише, и этому распространению ничего не мешало. Устройств, заполняющих нишу между смартфонами и компьютерами, не было. Конечно, попытки создать планшетное устройство были и раньше – к таким решениям можно отнести Apple Newton, который был выведен на рынок двадцать лет назад – но их продажи не имели на компьютерном рынке сколько-нибудь значимых объемов. Но ситуация изменилась. Сейчас же на эту нишу претендуют и смартфоны, увеличившие вычислительную мощность и диагональ экрана, и ноутбуки, в процессе конкуренции получившие сенсорные экраны, экстремально малое время пробуждения, долгий период работы в режиме ожидания и другие «планшетные» особенности. Определенное давление на рынок планшетов оказывают даже электронные книги, которые за последние три года сделали рывок в развитии, стали тоньше, легче, изящней и, что важнее, были правильно позиционированы производителями, что позволило им не сойти со сцены вовсе, а в определенных сегментах успешно конкурировать с планшетами. Давление на рынок планшетов нарастает со всех сторон.

В-третьих, технологические темпы совершенствования планшетов стали заметно ниже. Если в 2010-2011 годах разница между планшетами N и N+1 поколений была весьма значительна, и пользователи зачастую меняли морально устаревшую модель на более продвинутую, то уже с 2012 года разница в обновляемых моделях стала минимальной. Лучшей иллюстрацией к этому является развитие линейки iPad. Это означает, что уже несколько кварталов поставляемые на рынок планшеты все меньше приобретают старые пользователи «таблеток», а все больше – пользователи-неофиты. А количество новых пользователей, которым нужен планшет, не бесконечно.

И, наконец, в-четвертых, должно когда-то наступить обычное насыщение рынка. Ведь планшет не является «must have»-устройством – в отличие, например, от телевизора или телефона – даже для представителей «золотого миллиарда», не говоря уже о более бедных регионах планеты. Поэтому экспоненциальный рост продаж на начальном этапе формирования сегмента должен был рано или поздно пройти точки перегиба.

Как видно, спад на рынке планшетов неизбежен. Вопрос лишь в сроках его наступления – находится ли он в будущем, пусть не столь отдаленном, или уже наступил два квартала назад? Ответ на этот вопрос мы узнаем не раньше следующей весны, когда итоги всех четырех кварталов текущего года будут подведены различными аналитическими агентствами, в том числе такими грандами, как IDC и Garthner.