Вопрос выбора провайдера облачных услуг по своей важности стоит, вероятно, на втором месте после принятия решения о том, быть или не быть в облаках. Ведь именно от него будет зависеть стабильность предоставляемого сервиса впоследствии. Опрошенные нами эксперты дают свои рекомендации по подбору провайдера.

Дмитрий Хороших, Cisco

В первую очередь необходимо определить услугу какого уровня (IaaS, PaaS, SaaS) вы готовы приобрести. Затем, понимая, в каких единицах эта услуга будет измеряться (виртуальные машины, пользователи, рабочие места) сравнить предложения различных провайдеров и выбрать подходящее вам по функционалу. Важно также сравнить SLA. Лишь после этого можно приступать к оценке стоимости итогового сервиса.

Олег Просветов, Symantec

Выбор провайдера облачных услуг не сильно отличается от выбора производителя ПО. Прежде всего, нужно собрать информацию о различных поставщиках облачных услуг и выбрать компанию, использующую хорошо зарекомендовавшие себя технологии. Также нужно иметь общее представление о том, как поставщик облачных услуг осуществляет резервное копирование данных и что в худшем случае произойдет, если его компания закроется или если вы захотите перенести данные на серверы другой компании. Принимая решение, оцените стандарты качества обслуживания клиентов: в лучших службах поддержки облачных сервисов специалисты доступны в режиме 24/7. На заключительном этапе протестируйте качество услуг.

Важное преимущество облачных сервисов заключается в том, что можно легко подписаться на бесплатную пробную версию — большинство поставщиков предоставляют такую услугу. Начните с пробной версии, и только после этого вы можете начать полноценное использование сервиса, доверяя ему конфиденциальные данные и критичные для бизнеса системы.

При выборе облачного провайдера принципиальным отличием от выбора традиционных решений является то, что нужно проверить у поставщика наличие соглашения об уровне услуг (SLA) – это лучший способ обеспечить себе качественный сервис. Ищите компании, использующие преимущества таких соглашений в своих предложениях. Провайдер, не способный обеспечить достаточный уровень сервиса, будет перестраховываться и занижать свою финансовую ответственность.

Андрей Довгань, Terrasoft

Очень важно, чтобы провайдер обеспечивал высокий уровень безопасности хранения данных и доступность системы. При выборе поставщика программного решения важно учитывать репутацию компании на рынке, ее опыт по внедрению облачных решений. И конечно ключевой вопрос – условия хранения данных, которые обеспечивает компания. Крупные провайдеры способны обеспечить хранение данных в промышленных ЦОД, которые гарантируют высокий уровень безопасности. Например, у Terrasoft подписано соглашение с ЦОД в Германии, который обеспечивает безопасность доступа, а также сетевую и физическую безопасность высочайшего уровня. Крупные ИТ-компании содержат в своей структуре отдельные департаменты, в которых работают сертифицированные специалисты, обеспечивающие контроль и оптимизацию мер защиты данных на высочайшем уровне.

Ольга Берестецкая, Yaware

Следует определить, подходит ли dам сам продукт. Поскольку обязанности по поддержке и обновлению продукта берёт на себя провайдер облачного сервиса, важно качество службы поддержки, оперативность реагирования на запросы, периодичность обновлений.

Алексей Шишлянников, АМИ

Среди ключевых факторов выбора облачного провайдера необходимо выделить следующие.

• Бренд. Ищите хорошо зарекомендовавшую себя компанию, имеющую опыт и квалифицированных специалистов. Microsoft в этом плане – всемирно известный бренд с хорошей репутацией.
• Уровень гарантирования сервиса SLA. Например, у сервисов Microsoft данный уровень колеблется от 99,9 до 99,95 в разных сервисах.
• Поддержка от интегратора и вендора. Важным фактором является уровень и скорость решения ваших проблем как интегратором, отвечающим за данное решение, так и вендором, способным обеспечить поддержку на местном языке в телефонном режиме.
• Наличие широкого спектра специалистов по данному продукту.

Кстати, среди факторов при выборе поставщика облачного сервиса SLA стоит на втором месте, а иногда и на первом. От него зависит возможное время простоя вашего бизнеса, а следовательно, и возможные потери. При переходе на облачный сервис всегда нужно заботиться и об отказоустойчивых каналах в интернет с гарантированным уровнем SLA. Не только сервис, но и канал может сыграть с вами злую шутку.

Владимир Мельник, «Аплинк»

При выборе облачного провайдера мы рекомендуем пользователям задать следующие вопросы. 

1. В каком ЦОД располагается оборудование провайдера?
2. Как происходит изоляция данных клиента?
3. Содействует ли провайдер в миграции в облако или ее нужно проводить своими силами?
4. Какое оборудование использует провайдер?
5. Используется ли система резервного копирования данных?
6. Как закрепляются отношения между клиентом и провайдером?
7. Используется ли в облаке кластерное решение?
8. Как провайдер обеспечивает защиту и сохранность данных?
9. Какие знания и опыт имеют специалисты провайдера?
Ответы на часть из них, как правило, можно найти на сайте провайдера. Ответы на другие требуют обращения к потенциальному провайдеру, и это тоже является своего рода проверкой (на скорость реакции, на отношение к клиенту и т.п.). Наконец, рекомендуется воспользоваться услугой тестового доступа, чтобы проверить соответствие физических возможностей провайдера заявленным, а уже после этого принимать окончательное решение.

Александр Валентеенко, «Астерос»

Главным критерием для выбора провайдера является в первую очередь его репутация и масштаб ИТ-инфраструктуры. Желательно найти такого провайдера, который отчетливо понимает специфику вашего запроса. К примеру, «Астерос» проводит аудит ИТ по ключевым экспертизам компании и дает экономическую оценку целесообразности применения облачных решений разных типов. Если ваш провайдер не может показать, сколько вы сэкономите за определенный период и где получите выигрыш от внедрения «облаков», то лучше сменить провайдера.

Максим Захаренко, «Облакотека»

Качество работы облачного провайдера определяется, с моей точки зрения, не столько используемыми техническими решениями, сколько организационной структурой и дисциплиной. Я бы рекомендовал определять уровень доверия к провайдеру по следующим основным критериям.

1. Состав SLA. Короткий или непонятный SLA говорит о его формальности, тогда как SLA содержащий описание действительно важных для вас параметров и ситуаций, говорит о том, что провайдер понимает, чем занимается, и совершенствует процедуры.
2. Доступность специалиста службы поддержки во внерабочее время.
3. Наличие, состав и ответственность по NDA
4. Время существования на рынке, репутация, сертификаты.

Андрей Бондаренко, «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА»

По большому счету, выбирать особо не из чего. И все же в первую очередь стоит обратить внимание на самих производителей (EMC2, IBM, Cisco, Oracle, Microsoft, HP и других), накопивших максимум технологического опыта, финансово стабильных и имеющих собственные решения в данной области. 

Во вторую очередь стоит посмотреть на крупных телекоммуникационных операторов, которые предоставляют практически все сервисы от IaaS до SaaS, и, как правило, делают это опираясь на 60%-75% собственных ресурсов. Все остальные, особенно «вновь построенные» специализированные провайдеры всевозможных облачных сервисов до сих пор не окупили вложения и скорее всего их и не окупят, если только это «провайдерство» не является ширмой для коррупционных схем получения доходов.

Читать первую часть опроса "Быть в облаке иль не быть?"