Компания Oracle уже многие годы находится в авангарде ИТ-индустрии. Приобретение свыше 90 компаний, лидеров в своих сегментах, рост инвестиций в разработку продуктов позволили ей расширить портфолио решений и усилить присутствие на региональных рынках. Об итогах года, особенностях работы в СНГ и новых перспективах рассказывает Валерий Лановенко, вице-президент Oracle, глава представительства компании в России и СНГ.

PCWeek/UE: Как прошел минувший год для компании Oracle в СНГ целом? Каковы результаты по регионам, например, в Украине, России и т. д.?

ВАЛЕРИЙ ЛАНОВЕНКО: Прошлый финансовый год, который закончился в мае 2012, был исключительно успешным. Этому, наверное, способствовала и экономическая ситуация. По большинству направлений рост бизнеса в СНГ превысил запланированный. Важнейшим фактором успеха, мы полагаем, являются масштабные инвестиции Oracle в новые разработки. Это и оптимизированные программно-аппаратные комплесы Oracle Engineered Systems, которые за короткий срок вошли в приоритетный список CIO в СНГ, и серверы на базе революционного процессора SPARC T4, и новое поколение бизнес-приложений Oracle Fusion Applications, и многие другие. Приятно, когда наши заказчики отмечают, что выбирают Oracle, в том числе и потому, что наши разработки предвосхищают их ожидания.
Эту тенденцию подтверждают глобальные результаты второго квартала 2013 финансового года Oracle. Доходы от продаж новых лицензий на программное обеспечение и подписки на «облачное» ПО выросли на 17%. Во всех географических регионах отмечен двузначный рост, в ЕМЕА он составил 12%.

PCWeek/UE: Каковы показатели по отдельным регионам?

В. Л.: По темпам роста Украина отстала от России буквально на 2%, то есть финансовый год действительно был очень успешным.

Но мы готовы и к изменениям. У нас есть решения для покрытия практически всех потребностей предриятий, которые необходимы и дают преимущество в разных экономических ситуациях, разных отраслях, разных масштабах бизнеса. Мы продолжаем набирать специалистов, в том числе в Украине. Ведь в изменяющихся условиях важно обладать определенными ресурсами, чтобы иметь возможность расти дальше.
Вот почему мы по прежнему наращиваем наше присутствие в странах и на рынках, где были представлены недостаточно хорошо. Например, в этом году у нас появились представители в Молдове, а также в Монголии (это тоже часть нашего региона). Компания открывает второй офис в Казахстане, в Астане. Мы оптимизируем инфраструктуру, например, некоторые функции по кластеру СНГ, которые ранее выполнялись на региональном уровне, мы закрепили за киевским офисом. Кроме того, мы усилили присутствие в Беларуси и являемся одним из немногих вендоров, которые вообще присутствуют на этом рынке. Раширилась сеть представителей Oracle и в регионах России.

PCWeek/UE: Насколько различается срез продаж в Украине и России, каково соотношение сбыта аппаратных, программных и интегрированных решений?

В. Л.:
Соотношение продаж аппаратных и программных решений в странах СНГ примерно одинаковое. Однако в сравнении с другими рынками Европы и мира доля продаж аппаратных продуктов у нас традиционно несколько выше. При объединении с Sun Microsystems мы интегрировали не только разработку и технологии, но и партнерскую сеть, получили ее расширение. Сейчас мы активно ее развиваем, наши партнеры теперь предлагают полный технологический стек от Oracle, включающий как программные, так и аппаратные решения и оптимизированные программно-аппаратные комплексы. Oracle Engineered Systems – это наше самое быстро растущее направление, и здесь мы уверенно идем впереди рынка.

PCWeek/UE: Какие амбициозные задачи на рынке СНГ вам удалось решить в 2012 году, а что придется решать в следующем году?

В. Л.:
Задача номер один – географическое расширение и покрытие рынка, что обусловлено ростом нашего бизнеса и укреплением лидирующих позиций. Мы расширяем присутствие и присматриваемся к новым рынкам.
Вторая задача, которую мы ставили перед собой — смена покупательской парадигмы наших заказчиков. Они перешли от выбора продукта к выбору комплексного решения для текущих и будущих бизнес-задач. И это стимулировало высокий спрос по всему стеку продуктов Oracle, который разработан и оптимизирован для совместной работы.

В связи с этим, нам пришлось несколько изменить подход к взаимодействию с клиентами. Мы достаточно серьезно модернизировали наш партнерский канал, расширив и оптимизировав его. На сегодняшний день наши дистрибьюторы являются в определенной степени «продолжением» Oracle в продвижении продуктов на рынке. Они располагают ресурсами и экспертизой, которые помогают развивать наш партнерский канал. Это демо-центры и центры экспертизы по самым новым продуктам, обученные специалисты с опытом проектов и др. Причем эта инфраструктура поддержки постоянно растет. Мы предъявляем очень высокие требования к нашим дистрибьюторам. 

В настоящее время в ИТ-индустрии происходят огромные изменения, прежде всего речь идет о таких тенденциях, как облачные вычисления, большие данные, мобильные и социальные технологии. Мы инвестируем в эти продукты уже сейчас, поскольку понимаем, что если этого не сделать, то через 2-3 года уже может быть поздно. Например, в развитие облачного портфолио Oracle вложила около 14 млрд. долл. за последние три года. Компания также приобрела более 30 разработчиков. Но мы не заставляем заказчиков переходить на облачные среды и продукты, предоставляя им полную свободу выбора – и решений, и способов их развертывания и использования.

PCWeek/UE: На рынке по направлению Big Data сейчас много разговоров, но мало реальных действий?

В. Л.:
Да, какой-то мере это так. Но необходимо учитывать то, насколько быстро сейчас происходит адаптация новых технологий. Например, еще 3-5 лет назад никто не слышал о таких терминах как облака, BYOD и т. д. А сегодня уже многие компании активно используют эти технологии.
Так, в настоящее время у нас есть клиенты, в том числе и в Украине, которые активно интересуются технологиями Big Data.

PCWeek/UE: С вашей точки зрения, какие технологические тренды в текущем году будут больше влиять на развитие ИТ рынка?

В. Л.:
Скорость адаптации облачных технологий, по нашему мнению, очень высока. Полагаю, что сейчас прошел период осмысления и выработки терминологий. Сегодня Oracle имеет одно из самых полных решений на рынке - оно поддерживает полный цикл жизни облака – от планирования до сопровождения и развития, позволяет реализовать самые разные типы облачных сервисов – IaaS (инфраструктура как сервис), SaaS (приложения как сервис), PaaS (платформа как сервис), а также публичные, частные и гибридные облака.  

В дополнение к облачным вычислениям и большим данным, я бы назвал консолидацию вычислительных ресурсов. Некое отставание от Западной Европы связано не с тем, что мы недостаточно быстро адаптируем инновационные технологии, а с тем, что развитие телекоммуникаций у нас несколько запаздывает по сравнению с другими странами.

PCWeek/UE: Ваш прогноз: какие продукты и технологии Oracle будут пользоваться наибольшим спросом в 2013 календарном году?

В. Л.:
Мы ожидаем рост интереса по всему портфолио, которое расширяется и будет продолжать расширяться. Результатом масштабных инвестиций Oracle в разработку стал интегрированный технологический стек, все компоненты которого спроектированы для совместной работы. На каждом уровне стека Oracle – от серверов и систем хранения до баз данных, связующих технологий и бизнес-приложений – мы предлагаем лучшие в своем классе продукты. Кроме того, и каждый продукт, и уровень стека оптимизирован и интегрирован для совместной работы. Это позволяет клиентам строить ИТ-инфраструктуру, наилучшим образом оптимизированную для их задач. Мы уверены, такой подход весьма востребован.

Дополнительно стоит отметить активный интерес клиентов к бизнес-аналитике, обусловленный тем, что становится все труднее анализировать и предсказывать, как будет развиваться конкретный бизнес. Менеджерам, ответственным за принятие решений, необходимо видеть срез данных в простой, и удобной форме.

Большим спросом пользуются CRM-системы, отвечающие за построение взаимоотношений с клиентами. И следующим шагом в развитии качества их обслуживания станут облачные, социальные и мобильные решения, реализующие стратегию Customer Experience. Еще одно интересное направление, которое показывало рост в последние два года, — бизнес-планирование и бюджетирование, решения для управления эффективностью предприятия (EPM – Enterprise Performance Management). Кроме того, растут объемы данных, их необходимо где-то хранить и гарантировать к ним быстрый доступ, поэтому в категории систем хранения рост будет продолжаться.

PCWeek/UE: Ваши прогнозы касаются как украинского, так российского ИТ-рынков?

В. Л.:
Отмечу, что оба рынка находятся примерно на одном и том же этапе развития. В сфере телекоммуникаций мы чуть запаздываем по сравнению с Западной Европой, особенно в области мобильного интернета. А ведь это очень важные технологии, которые влияют на содержание продуктов, которые мы продаем. Сегодня мобильный функционал – базовое требование практически для любого продукта.
В сравнении с Россией Украина иногда запаздывает, но потом делает рывок, опережая другие регионы. Я не буду удивлен, если многие технологии здесь запустятся быстрее, чем в РФ.

PCWeek/UE: Не так давно Oracle вывела на локальный рынок оптимизированные программно-аппаратные комплексы, первым из которых на рынке появилась машина баз данных Oracle Exadata. Насколько вы ощущаете сегодня спрос на такие решения?

В. Л.: Эта разработка исключительно успешна: компании Oracle удалось создать новый класс ИТ-решений, который сегодня пытаются копировать наши конкуренты.

В среднем, при внедрении Exadata мы ожидаем прирост производительности обработки данных в 10 раз. Применяя оптимизацию, можно добиться еще более впечатляющих результатов. Новое поколение Oracle Exadata X3, выпущенное осенью 2012 года, способно хранить сотни терабайт сжатых пользовательских данных во флэш- и оперативной памяти, что практически исключает потери в производительности. Первые версии Exadata могли управлять базами данных Oracle в 100 раз быстрее, чем другие продукты. А Exadata X3 работает в 20 раз быстрее первых версий. Она использует 26 терабайт дисковой памяти; 4 терабайта оперативной памяти, 22 терабайта флэш. Мы с уверенностью можем сказать, что это самый большой по объему памяти и самый быстрый компьютер для баз данных Oracle.

Oracle находится в уникальных условиях, поскольку обладает интеллектуальной собственностью на программное обеспечение и аппаратные компоненты. Поэтому на сегодняшний день у нас определенно есть «фора» перед другими производителями. Но конкуренты никогда не дремлют. Для рынка ИТ характерна жесточайшая конкуренция, которая, правда, и является двигателем прогресса. Компании, которые не могут дифференцировать свои продукты и услуги от соперников и вырваться вперед, постепенно уходят с рынка. Наше конкурентное преимущество – это, прежде всего, наши вложения в инновации. А в современном мире именно долгосрочные инвестиции предопределяют успех любого вендора.