За последние несколько лет в индустрии информационных технологий прочно укрепилось понятие облачных вычислений, которое пришло вслед за концепцией виртуализации. На Западе облачные технологии используются уже повсеместно, и темпы дальнейшего их проникновения в ИТ-среду только растут. Не минуют эти тенденции и нашу страну. Цель данного материала — напомнить читателям PCWeek/UE о преимуществах облачных вычислений, основных видах облачных услуг и моделях организации облачных инфраструктур.

По своей сути облачные вычисления — это предоставление ИТ-услуг в виде отдельных сервисов. Под облаком понимается центр обработки данных (ЦОД) с серверами, системами хранения данных и сетевым оборудованием. Парадигма облачных технологий оказывает огромное влияние на бизнес. Их появление открыло новые возможности и преимущества, изменило сам способ его ведения. Вот только некоторые ключевые выгоды облачных вычислений для бизнеса:

•   Удаленные пользователи теперь имеют возможность доступа к своим приложениям в любое время и с любого места, где есть Интернет. После использования приложения клиентские лицензии освобождаются и их могут эксплуатировать другие пользователи. Так внутри компании максимально эффективно используется единый пул лицензий.

•   Совместное использование общих документов всегда было неотъемлемой частью ведения бизнеса. Облачные технологии сделали этот процесс более эффективным и удобным.

•   Вместо покупки аппаратного и программного обеспечения теперь его можно брать в аренду, что снижает общую стоимость продуктов. Это позволяет планомерно расширять ИТ-инфраструктуру компании по мере роста бизнеса. 

•   Поддержка мобильных устройств, которая становится все более важной для бизнеса. Теперь пользователи могут получить доступ к своим приложениям и данным через облако.

•   Облака избавляют бизнес от неспецифичных задач, таких как инсталляция и поддержка аппаратного и программного обеспечения.

Для многих компаний из сегмента SMB (Small and Medium Business — малый и средний бизнес) строительство своего ЦОДа является экономически нецелесообразным. Вместо разработки своей инфраструктуры такие компании могут использовать оборудование и программное обеспечение провайдеров, которые предоставляют соответствующие услуги через Интернет. Компания лишь покупает процессорные мощности, дисковое пространство, память и совершенно не заботится о построении и сопровождении инфраструктуры. Это позволяет сконцентрироваться на выполнении конкретных задач, что особенно актуально для организаций, бизнес-процессы которых не связаны с ИТ.

Крупный бизнес (сегмент Enterprise) преимущественно строит частные облака, количество которых с каждым годом растет. Управляет облачными сервисами в частных ЦОДах, как правило, ИТ-персонал, но это также могут делать компании-подрядчики.

Выделяют четыре основных направления облачных вычислений: SaaS, PaaS, IaaS, CaaS. Рассмотрим вкратце каждый из терминов.

Программное обеспечение как услуга (Software as a Service, сокр. SaaS). Эта модель предполагает использование программного обеспечения по запросу. Заказчик эксплуатирует приложение на условиях подписки, т. е. оплачивает только стоимость использования без необходимости приобретения ПО (это так называемая модель лицензирования pay-as-you-go). Такие приложения, как веб-почта, офисные и др., доступны с различных клиентских устройств при помощи веб-браузера. Заказчику не нужно выделять ресурсы для инсталляции, обновления, администрирования, поддержки приложения и оборудования, на котором оно установлено. Примерами реализации такой модели являются: Google Docs, Gmail, Yandex, Salesforce, Facebook, Twitter и др.

Платформа как услуга (Platform as a Service, сокр. PaaS). Эта модель предполагает использование программно-аппаратной платформы по запросу. Заказчику выделяется платформа для разработки, тестирования и развертывания приложений. Он имеет возможность выбора, без необходимости приобретать и поддерживать оборудование и программное обеспечение. Платформы PaaS в большинстве случаев используют компании, занимающиеся разработкой приложений, в основном веб-приложений. Разработчикам предоставляются все необходимые для этого инструменты: различные языки программирования, наборы библиотек, готовые компоненты и т.д. Данные платформы позволяют существенно сократить затраты на разработку. Но при этом разработчики не имеют контроля над приложением на низком уровне архитектуры. Примерами практической реализации такой модели являются: Windows Azure, Google App Engine, Force.com, VMware Cloud Foundry, OpenShift (Red Hat).

Инфраструктура как услуга (Infrastructure as a Service, сокр. IaaS). Эта модель предполагает аренду заказчиком ИТ-инфраструктуры, как правило, с технологиями виртуализации. Как сервис предоставляется вся инфраструктура, которая включает серверы, системы хранения данных, сетевое оборудование, средства виртуализации, операционные системы и программное обеспечение для управления. Эта услуга позволяет заказчику вместо покупки оборудования ЦОДа, взять в аренду физическую или виртуальную инфраструктуру с последующим сервисным обслуживанием. Примеры реализации модели: Rackspace, Amazon Web Services, GoGrid, Amazon Elastic Compute Cloud (EC2), Microsoft Live Mesh.

Коммуникация как услуга (Commu­nication as a Service, сокр. CaaS) — модель предполагает аренду средств связи. Провайдеры такой услуги обеспечивают управление и поддержку оборудования и программного обеспечения, необходимого для предоставления услуг IP-телефонии, средств мгновенного обмена сообщениями, веб-средств коллективной работы, голосовой почты, видеоконференций своим заказчикам. CaaS-провайдеры обычно предлагают услуги с гарантированным качеством обслуживания QoS, согласно соглашению об уровне предоставления услуг SLA. CaaS-услуги позволяют бизнесу избежать крупных капиталовложений и накладных расходов на системы коммуникации, что особенно актуально для SMB-сегмента. CaaS-провайдеры обычно предоставляют услуги связи с учетом пиков загруженности, выделяя дополнительные сетевые ресурсы. Примерами практической реализации являются: Microsoft Lync, Asterisk, Verizon.

Кроме перечисленных выше, существуют и другие модели облачных вычислений. Они предоставляют: безопасность в качестве услуги (Security-as-a-Service), хранение данных в качестве услуги (Storage-as-a-Service), управление в качестве услуги (Management-as-a-Service) и др.

Все облачные решения можно условно разделить на четыре модели:

1. Частные облака — информационная инфраструктура внутри отдельно взятой организации. Это облако управляется и поддерживается ИТ-персоналом организации или ИТ-компанией, которая обслуживает эту организацию.

2. Публичные облака — общедоступная и свободно используемая информационная инфраструктура, принадлежащая крупным компаниям — облачным провайдерам.

3. Общественные облака — общая для нескольких организаций информационная инфраструктура; может поддерживаться одной или несколькими компаниями внутри сообщества или ИТ-компанией.

4. Гибридные облака — информационная инфраструктура, состоящая из облаков различного типа. Они связанны между собой общими стандартами и собственными технологиями, но при этом функционируют отдельно.

Предоставление услуг аренды оборудования или услуг размещения оборудования заказчика в ЦОДах, в частности серверов, не является новым для Украины. Этим традиционно занимались хостинг- и интернет-операторы, а также, коммерческие ЦОДы. Облачные технологии принесли в это направление технологии виртуализации, удобные средства управления и заказа вычислительных ресурсов через веб, а также средства биллинга предоставляемых услуг.

Крупнейшие ИТ-компании, которые интенсивно продвигают на рынке облачные вычисления, можно разделить на сервисные компании (Amazon, Google), поставщиков инфраструктурных решений (IBM, Cisco, EMC) и поставщиков технологий виртуализации (Microsoft, VMware). На рынке Украины, кроме вендоров, облачные технологии в виде решений интенсивно продвигают системные интеграторы, среди которых и «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА». Компания предоставляет полный список услуг по поставке, инсталляции и сопровождению ИТ-инфраструктур, используемых для облачных вычислений.

Рынок облачных услуг в Украине только начинает развиваться и до его насыщения, несмотря на сравнительно небольшой объем, пока далеко. Поэтому для ИТ-компаний это хорошая возможность стать активными игроками на новом рынке. 

Автор статьи — консультант отдела технологий центров обработки данных «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА»