Свыше 60% мирового ВВП производят более 100 тыс. компаний, автоматизирующих бизнес-процессы с помощью решений SAP. В Украине также есть успешные примеры использования решений мирового лидера в этой сфере. У нас флагманом по внедрению ERP-систем от SAP выступает Днепропетровская область. Она по праву претендует на звание промышленного локомотива страны: на ее территории расположено много крупных металлургических комбинатов, предприятий машиностроения, химической, горнодобывающей и угольной промышленности.
С недавних пор список субъектов хозяйственной деятельности области, чей бизнес работает под управлением решений SAP, дополнила крупнейшая национальная энергоснабжающая компания ПАО «Днепроблэнерго». В 2010 г. при поддержке ООО «Международный центр развития энергетики» (МЦРЭ) она завершила первый этап внедрения SAP ERP. В 2011 г. проект автоматизации вступил в новую фазу, а его поэтапная реализация будет продолжаться до 2013 г. В настоящее время в корпоративной информационной системе «Днепроблэнерго» на основе SAP работают свыше 1500 пользователей из 25 структурных подразделений — это почти 20% всего персонала предприятия.
SAP для энергетики и сферы ЖКХ
По словам Александра Фоменко, генерального директора ПАО «Днепроблэнерго», в пользу SAP сыграли три фактора: мировая практика внедрений, наличие отраслевого решения для предприятий энергетики и ЖКХ, положительный опыт реализации проектов на его основе. Если первому требованию соответствуют решения всех известных разработчиков ERP-систем, то двум последним — только вертикально-ориентированный комплекс приложений SAP for Utilities в сочетании с модулем CRM&Billing. Его используют свыше 600 компаний по всему миру, в том числе 32 из 50 крупнейших энергетических предприятий из списка Forbes Global 2000.
Производительность труда в странах СНГ примерно на порядок ниже, чем в США, и это основной сдерживающий фактор роста нашей экономики, — уверен Максим Матяш, региональный директор SAP в Украине, Грузии и Молдове. Одна из необходимых в этой связи мер — апеллировать к мировому опыту внедрения передовых ERP-систем, призванных повысить эффективность бизнеса. В частности, SAP for Utilities позволяет на 12–19% сократить операционные и управленческие затраты, на 15–30% — коммерческие потери электроэнергии, на 25% — накладные расходы на хранение, комплектование и отгрузку материалов, и при этом на 30% увеличить оборачиваемость материальных запасов.
Всего портфель SAP насчитывает 27 различных отраслевых решений, основанных на открытой сервисно-ориентированной архитектуре SOA. И это не считая сопутствующих продуктов и технологий, в первую очередь, инструментов для бизнес-аналитики, включая BusinessObjects и HANA. А ведь 20 лет назад компания начинала с одного клиент-серверного приложения SAP R/3.
До конца 2015 г. SAP планирует в три раза увеличить объемы бизнеса в странах СНГ. Для этого вендор намерен сделать дополнительные инвестиции в локализацию продуктов и развитие экосистемы партнеров. Сегодня SAP является единственным в Украине глобальным разработчиком ПО для автоматизации бизнес-процессов, которому удалось привести все свои решения в соответствие с нормами отечественного законодательства и нового налогового кодекса.
Необходимость назрела
Управлять крупной компанией в ручном режиме неэффективно — эта известная истина становится более очевидной, если принять во внимание сложную территориально-распределенную структуру «Днепроблэнерго». «Расстояние до некоторых районов электросетей (РЭС) у нас превышает 150 км, и на согласование договоров нередко приходилось тратить по 3–4 недели», — вспоминает Ольга Иевлева, директор по правовым вопросам. Учет документов как таковой отсутствовал, в лучшем случае РЭС вели журналы. Как следствие, приходилось постоянно направлять на места рабочие группы с проверкой, а значит, отрывать людей от основной работы, тратить время и средства на командировки.
Компания остро нуждалась в единой современной системе автоматизации. Использование 38 разрозненных КИС приводило к повторным вводам документов, несоответствию данных в разных программах, что неизбежно влекло за собой необходимость сверки информации. Задерживалось формирование консолидированной отчетности, а ее достоверность вызывала сомнения. Руководство просто не располагало необходимыми инструментами оперативного контроля для принятия решений, текущего и стратегического планирования.
Пятилетка SAP
«Принимая руководство проектом в 2009 г., я не ожидала, что он окажется настолько масштабным», — признается Елена Франкив, директор по финансам и экономике ПАО «Днепроблэнерго». Спасли ситуацию грамотное планирование и правильное построение организационной структуры. Проектная группа собиралась еженедельно, действия каждого члена команды были расписаны буквально по дням. «Очень помогала прямая заинтересованность топ-менеджеров, а вот рядовые сотрудники и исполнители на местах верили не все», — рассказывает г-жа Иевлева.
Первый этап
Первый этап проекта стартовал в ноябре 2009 г. Поскольку не было единой базы контрагентов и товаров, пришлось сначала потратить немало времени на инвентаризацию. Функциональный объем работ охватил внедрение бухгалтерского и налогового учета, управленческого учета, учета основных средств, управление бюджетом, сбытом, техническим обслуживанием и ремонтами, договорной деятельностью. Решение SAP CRM интегрировано с используемой на предприятии системой автоматизации задач энергосбыта.
Проект 2011 г.
Второй этап
В течение прошлого года происходило внедрение модулей SAP из состава второй фазы проекта. В их числе: управление инвестициями и проектами, учет отключений, состояния оборудования, планирование потребности, прогноз ликвидности денежных потоков, претензионно-исковая работа, электронный документооборот. Введение в эксплуатацию полного перечня перечисленных систем запланировано на 2012 г.
Проект 2012 г.
Третий этап
В наступившем году проект продолжится. На очереди: учет путевых листов и горюче-смазочных материалов (ГСМ), спецодежды, плановой потребности, интеграция платежного бюджета и плановых поставок, реализация услуг технологического присоединения, корпоративная отчетность по различным направлениям бизнеса. Соответственно, корпоративным пользователям эти системы будут доступны уже в 2013 г.
Реальные достижения
Реализация проекта внедрения SAP ERP послужила причиной реинжиниринга структуры компании и оптимизации ряда бизнес-процессов. Силами собственных специалистов пришлось создавать справочник образцового сетевого оборудования и проводить паспортизацию электротехнического. Наведению порядка способствовала организация службы централизованного ведения портала нормативно-справочной информации (НСИ).
Внедренные на первом этапе функциональные модули SAP ERP успешно используются в компании уже на протяжении года. Первичную техническую поддержку пользователей осуществляет специально организованный в компании отдел. Его специалисты одновременно принимают активное участие в дальнейшей реализации проекта. Детально прописанные регламенты взаимодействия и работы в системе по всем бизнес-процессам позволяют новым сотрудникам быстро войти в курс дела и приступить к профессиональной деятельности.
Все поставленные задачи выполнены в полном объеме, — уверяет г-жа Франкив, руководитель проекта со стороны «Днепроблэнерго». В компании отмечают снижение на 8% издержек за счет точного контроля платежей юридических и физических лиц за потребление электроэнергии. На 13–18% сократилось время на регистрацию документов, на 29% — на подготовку отчетности и анализ данных, на 12% — уменьшилось количество запасов на складах. В то же время представители заказчика пока не готовы называть конкретные финансовые показатели, которые позволят оценить эффект от внедрения. В принципе, это понятно: во-первых, проект еще находится на стадии реализации, во-вторых, на полный возврат инвестиций не стоит рассчитывать раньше, чем через 5–6 лет после его завершения.
Тем не менее, уже можно оценить качественные результаты внедрения SAP ERP. Например, теперь средний срок согласования договора в компании составляет 3–7 дней, максимальный — 10, если документ содержит множество приложений. Система интегрирована с Microsoft Outlook, который напоминает о граничных сроках визирования или подписания. Сотрудники имеют доступ к полной базе договоров — больше не нужно выезжать на места для контроля.
Александр Фоменко считает, что получил в свое распоряжение мощный инструмент управления, который позволяет видеть практически в режиме реального времени состояние дел в компании и на основе получаемой информации принимать взвешенные решения. Несмотря на сделанные в 2011 г. инвестиции в развитие сетей в объеме свыше 300 млн грн и затраты на ремонт оборудования в размере более 100 млн грн, «Днепроблэнерго» рассчитывает получить около 42 млн грн прибыли.