Украинский бизнес постепенно осваивает «облака», и в этом разговоре я расскажу об этапах перехода на новую модель потребления ИТ-сервисов.

Последние три месяца, разговаривая с представителями бизнеса (финансовыми и операционными директорами, директорами по ИТ), я заметил, что для них термин «облачные вычисления» уже наполнился самодостаточной бизнес-ценностью. Для них идея трансформации ИТ-инфраструктуры в сторону облачных вычислений становится самоочевидной настолько, насколько самоочевидной является и непрерывность ИТ. Причем, разные люди в организациях видят разные бизнес-ценности. К примеру, я недавно спросил нашего ИТ-директора, готов ли он перенести нашу ИТ-инфраструктуру в «облако». Он с энтузиазмом поддержал эту идею и объяснил: «Вы же сами на меня коситесь, мол, те задачи медленно решаются, эти задачи медленно решаются… А у нас 60% времени уходит на возню с борудованием. Если я от него избавлюсь, то смогу организовать работу ИТ-службы так, что вы ее, наконец, заметите. И тогда мы сможем показать ту бизнес-ценность, которая повышает эффективность и конкурентоспособность нашей компании». Этот разговор еще раз подтвердил, что «облачные вычисления» могут быть интересны в том числе и «айтишникам».

Ценность «облаков» для бизнесменов

– Сейчас очень многие организации встали перед задачей модернизации собственных датацентров или строительства новых, в общем – им нужно решить проблему обеспечения ИТ инженерными ресурсами. В этой проблеме получить в распоряжение ЦОД (будь-то арендованный или свой) – это только полдела. Вторая половина дела – обеспечить миграцию работающей информационной системы в новый ЦОД. И побочным продуктом перехода к технологии облачных вычислений является то, что мы называем «мобилизация ИТ-сервисов» – отвязка их от конкретного физического оборудования, на котором они работают. И если корпоративная инфраструктура находится хотя бы на базовом уровне «облачной» зрелости, то задача миграции ЦОД становится тривиальной, на порядки проще, чем в случае классической архитектуры. Эта группа ценностей тоже стала видна, в том числе и бизнесменам, потому что они осознали эту сложность проблемы миграции ЦОД и риски, которые они с собой несут.

Ранее компании к «облачной модели» относились инертнее, однако в последнее время они изменили свое отношение. Этой перемене предшествовали годы разговоров, демонстраций, доказательств… Но с термином «облачные вычисления» уже начали напрямую ассоциироваться положительные эффекты. Ведь многие компании облачные вычисления уже попробовали. Пусть и в очень ограниченных масштабах, но это позволило им увидеть, как легко, изящно и эффективно решаются проблемы, которые раньше решались сложно и тяжело.

Да и опыт коллег по цеху тоже сыграл большую роль. Это похоже на мобильную связь: можно долго рассказывать о ее преимуществах над стационарной, но чтобы в них убедиться, необходимо ее попробовать. А один раз испытав, полностью понимаешь, что эта технология открывает новый мир, новые горизонты, поэтому оставаться в старом мире нет смысла. Тем более что все вокруг уже перешли в «светлое будущее».

Это привело к тому, что в головах людей модель облачных вычислений трансформировалась, став синонимом безальтернативной модели вычислений вообще. Точно так же в свое время массово внедрялись клиент-серверные архитектуры, и по прошествии трех лет альтернативные модели стали просто нежизнеспособны. Примерно такой же процесс происходит сейчас, когда бизнес почувствовал, насколько это эффективно, красиво и удобно, и все начали двигаться в этом новом направлении.

Первый шаг на пути к приватному облаку – это технологии виртуализации и консолидации, которые дают базовую «облачную зрелость». Такие «оазисы» начали появляться в 2007 году, и, доказав свою эффективность, начали перетягивать на себя ресурсы, которые ранее направлялись на воспроизводство традиционной ИТ-инфраструктуры. Это перетягивание было постепенным, перемены происходили эволюционным способом, потому что в корпоративных средах революций практически не бывает – с ними связаны слишком большие риски. Но к облачным технологиям можно переходить эволюционно, грубо говоря, можно менять колеса на ходу – не отказываться от эксплуатации существующих технических активов, а производить замену по мере естественной ротации парка оборудования и ИТ-сервисов.

Три уровня «облачной зрелости»

На презентациях я иногда привожу слайды, где показаны три уровня «облачной зрелости» бизнеса. Первый – это базовая «облачная зрелость», затем идет консолидированный уровень, на котором системные функции сконцентрированы на уровне операционной системы ЦОД и от них освобождены классические «операционки». Третий уровень – это, фактически, уже приватное облако.

Если на этой схеме разместить банки, которые являются нашими клиентами (а это большая часть банков, входящих в ТОП-20 Украины), то можно четко увидеть, что переход на одну ступеньку, к следующему уровню модели «облачной зрелости», занимает минимум полтора-два года. То есть, за год удается сделать полшага. Поэтому полный цикл эволюции займет года три-четыре. Начало этой эволюции пришлось на 2008-2009 год, сейчас она в самом разгаре, а ее логическое завершение произойдет года через два-три.

В завершающей точке доминировать будет модель гибридного облака. То есть, некоторые организации ограничатся приватными облаками, но большинство будет рассматривать возможность привлечения части ресурсов из коллективных облаков, формируя таким образом облака гибридные.

Я не исключаю, что 2010-2011 годы могут войти в историю ИТ как переломные, когда лавинообразно началось движение в сторону «облаков», аутсорсинга тех технических слоев, которые ранее аутсорсингу не подвергались. Вполне возможно, что года через три мы будем оценивать этот период как поворотный, который привел к очередной смене парадигмы производства и использования ИТ-сервисов.

То есть, всего через три года на флаг прогресса будут подняты уже не облачные вычисления, а что-то другое. Облачные вычисления станут такой же базовой технологией, как клиент-серверные модели, такой же безальтернативной как и они в свое время. Я уверен, что через три-четыре года слова «облачная модель» вообще перестанут произноситься. Просто потому, что она станет такой же само собой разумеющейся, как серверы в промышленном исполнении или клиент-серверная модель корпоративных вычислений.