Каково будущее ИТ-специалистов в условиях миграции к облачным вычислениям и за счет чего будут дешеветь сервисы? Ответы на эти вопросы читайте ниже.

Предположим, что компании перейдут на аутсорсинг ИТ-услуг, что тогда произойдет с их ИТ-кадрами? Я полагаю, что в этом случае число сотрудников компаний, компетентных в «железе», начнет резко сокращаться.  Возможно, вплоть до полного отказа от их услуг. Бизнесу уже не нужно будет содержать работников, получающих деньги за знание особенностей того или иного оборудования, его обслуживания и взаимодействия с поставщиками. Эти компетенции перейдут на сторону провайдера ИТ-сервиса – именно там должны работать люди, сведущие в подобных вещах. На предприятиях же останутся специалисты, компетентные в управлении основными бизнес-приложениями.

За счет же большего масштаба провайдер сможет организовать работу ИТ-специалистов более эффективно, чем это обычно удается компания среднего размера. Ведь поставщик ИТ-услуг, обслуживая десятки клиентов, может позволить себе содержать достаточно большой штат высококвалифицированных работников. Он будет активнее применять средства автоматизации и повышать свою эффективность. Если мы попытаемся такую службу построить внутри клиента, то либо она будет не настолько профессиональна и эффективна, либо платить за эту функцию придется слишком дорого.

Два пути для «ИТ-шников»

Если компания станет больше пользоваться ИТ-аутсорсингом, это не значит, что для нее менее важны собственные специалисты. Наоборот – по мере приближения к модели «гибридных облаков», их важность для бизнеса кардинально увеличивается. ИТ-специалисты перестают быть простыми сисадминами, которые в глазах руководства по значимости находятся между уборщицей и водителем. Теперь они становятся бизнес-партнерами, которые оказывают непосредственное влияние на выбор модели бизнеса в целом.  Работники ИТ-служб будут теми трансляторами, переводчиками, которые позволяют выразить в деньгах, сроках и рисках различные альтернативы получения жизненно важных для компании функций. Благодаря этому они становятся видны в глазах бизнеса. А пока «айтишники» находятся на уровне инфраструктуры, морочатся с железками, они не видны – это кочегары в машинном отделении.

Прогнозирую, что перетекание кадров из компаний в ИТ-сервисные компании будет, но не для всех. Потому что поддержание инфраструктуры для одной компании с десятком рабочих мест и с тысячей, десятков тысяч сразу для многих заказчиков – это совершенно разные модели организации процессов эксплуатации. Поэтому спрос на специалистов, которые обладают средним и низким уровнем квалификации, будет уменьшаться. У них есть два варианта. Первый – расти. И тогда они станут востребованными либо на стороне сервис-провайдера, либо останутся в ИТ-службе, но уже на ролях, связанных с определением тактики и стратегии развития ИТ-сервисов. Второй – уходить из этой индустрии.

Цены на ИТ-сервисы пойдут вниз

Что касается стоимости ИТ-сервисов на рынке, то она будет снижаться. Во-первых, по мере появления новых ИТ-провайдеров, их маржа начнет уменьшаться за счет ужесточения конкуренции. А во-вторых, себестоимость их ресурсов (за исключением человеческих) будет снижаться.

И хотя цены на ИТ-оборудование не меняются, его производительность удваивается практически каждый год. Но также увеличивается и гранулярность – вы зачастую вынуждены покупать ресурсы в большем, чем вам нужно, количестве. Например, если бизнесу необходимо перевозить 10 килограмм груза в день, для этого достаточно тележки. Но представьте, что на рынке тележек больше нет, а производят только грузовики. И вы можете либо носить груз вручную, либо купить грузовик – других вариантов нет. Но, покупая грузовик, вы эту функцию реализуете слишком дорого. А меньше вы купить не можете из-за большой гранулярности.

Для провайдера эта гранулярность особого значения не имеет, потому что он набирает такое количество клиентов, что ему нужен не один десяток грузовиков – он все равно их нагружает. Поэтому для него стоимость единицы ресурса падает. А значит, и себестоимость его услуг будет постоянно снижаться.

Но это возможно лишь в том случае, если мы организуем вычисления в виде гигантских ресурсных пулов, которые работают на множество заказчиков сразу. Если же вы попытаетесь эту функцию реализовать внутри компании, то для вас этот принцип не сработает: с увеличением мощности оборудования растет и тот самый минимальный объем ресурсов, который вы вынужнены приобретать. И для вас цена этой функции остается постоянной – вы закупаете лишнее.

Об технологических прорывах в облачных вычислениях

Основной прорыв в технологиях будет в области программной прослойки, которая называется «операционной системой дата-центра». Функция классической ОС заключается в предоставлении прикладному ПО доступа к ресурсам компьютера. Она является прослойкой между железом и ПО. Но в дата-центре компьютер – это вся совокупность ресурсов: множество серверов, систем хранения данных и так далее. Всем этим пулом управляет «ОС дата центр»а: классические «операционки» получают доступ к вычислительным ресурсам благодаря ей.

Сейчас эта программная прослойка представлена в виде набора средств виртуализации. И в ближайшее время наиболее интенсивно будет развиваться ее функциональность. Это и отказоустойчивость, распределение нагрузки на ресурсы, защита данных и так далее. При облачных вычислениях все эти функции уходят от классических ОС к операционной системе дата-центра.

В итоге мы возвращаемся к модели мейнфрейма, но уже на программном уровне. Он испокон веков представлял собой образец надежности, эффективности и… высокой стоимости. Но сейчас эта планка по надежности и эффективности может быть достигнута значительно дешевле за счет того, что в качестве аппаратных ресурсов мы берем значительно более доступное оборудование массового применения.