Идея Unified Communications (унифицированные, или объединенные, коммуникации) родилась из потребностей времени, когда возникли и продолжают возникать и развиваться новые способы и средства коммуникаций, когда бизнесу, технически оснащенному и технологически искушенному, нужна связь всегда и везде. Современный офис — это «выставка достижений мирового хозяйства», где число средств связи, окружающих сотрудника, стремится к бесконечности: сотовый телефон (иногда несколько), офисный стационарный телефон, Wi-Fi, WiMAX, множество интернет-приложений, начиная от ICQ и заканчивая Skype, электронная и голосовая почта... И это не считая программного обеспечения порталов обмена данными и поддержки групповой работы.

История Unified Communications (UC) началась около 10 лет назад — году в 1999-2000, когда компании начали проявлять первые признаки неудовлетворенности своими телефонными системами. Услуги бизнес-телефонии, которые изначально базировались на традиционных автоматизированных телефонных системах (АТС) разного масштаба, предоставлялись и управлялись телефонными компаниями. Главное ограничение таких систем для бизнеса — зависимость от телефонной компании в управлении вызовами и расширении количества номеров. Со временем АТС становились все более «независимыми» от телефонных компаний, их модернизировали и оснащали дополнительным ПО, повышающим оперативность маршрутизации вызова и управляемость, а также масштабируемость самой АТС. Тогда же начинается активное внедрение IP-сетей, появляется возможность передачи голоса по IP-каналам.

Родоначальником унифицированных коммуникаций считается компания Cisco Systems, которая еще в 1999 г. разработала ПО для серверов Cisco AS5×00, позволяющее отправлять факсимильные сообщения через Интернет и получать голосовую и электронную почту и факсы через единый почтовый ящик. Позже Avaya и Nortel создали специальные платы для своих АТС, способные переключать вызов между IP- и телефонной сетями. Другие вендоры сосредоточились на оборудовании, размещаемом в сетевом маршрутизаторе, чтобы передавать речевой вызов по IP-сети от сайта до сайта. Так начиналась эра IP-телефонии и, собственно, унифицированных коммуникаций.

По мере развития IP-телефонии и другие компании (Siemens, Alcatel-Lucent, Nortel, Avaya, Mitel и др.) вместо традиционных АТС стали выпускать платформы, базирующиеся на IP. Практически все решения были фирменными, основанными на фирменных протоколах: они не обеспечивали ни взаимодействия платформ друг с другом, ни работы серверного (АТС) решения одного поставщика с телефонными аппаратами других вендоров. Однако, и это особенно важно, UC-решение постепенно становилось все более программным (коробочным) продуктом, уже не требующим специального оборудования.

С 2006 г. на рынок UC устремляются традиционные производители ПО: IBM с унифицированной платформой Lotus Sametime и конвергентными службами WebSphere Unified Messaging, Global Technology Services, затем и Microsoft с решением Office Communications Server на базе Windows и Unison Technologies с решением Unison, работающим под Linux и Windows.

И наконец, в мае 2010 г. была организована независимая ассоциация Unified Communications Interoperability Forum (UCIF), целью которой стало создание и тестирование профилей взаимодействия (interoperability profiles) решений, внедрение методик и лучших практик для обеспечения совместимости продуктов разных производителей. Членами ассоциации в настоящее время являются около 20 компаний, среди которых HP, Juniper Networks, Siemens Enterprise Communications, Logitech, Microsoft, AudioCodes, Broadcom, Policom и др. Отметим, что Cisco до сих пор в этот альянс не вошла.
Задачи и функционал

Главное приложение сил UC сегодня — бизнес, где они (воспользуемся первым определением UC — см. врезку) позволяют объединить повседневно применяемые средства связи, значительно упростить их использование и удешевить бизнес-коммуникации.

Технология унификации в единое целое электронной почты, телефонного аппарата и мессенджера достаточно проста: через интуитивно понятный веб-интерфейс или программу-клиент сотрудник получает доступ к письмам, телефонным звонкам, обмену мгновенными сообщениями (Instant Messaging, IM), голосовой почте и записям разговоров. Такое, по сути программное, решение существенно экономит время, затрачиваемое на выбор метода связи или поиск истории предыдущих контактов. Когда, например, вы разговариваете по телефону, рядом с вашим контактом в коммуникаторе появляется соответствующий значок, и коллеги видят, что сейчас вам лучше отправить e-mail или короткое сообщение. Входящий звонок на номер сотрудника может одновременно поступать на настольный или мобильный телефон, коммуникатор, ПК, т. е. фактически объединяются функционалы мощной АТС, корпоративного сервера электронной почты и хранилища документов.

Наличие унифицированного сервиса (вот и пригодилось второе определение UC) позволяет каждому сотруднику выполнять свою работу быстрее, а компании — оптимизировать бизнес-процессы согласно требованиям заказчика и рынка, что в итоге снижает совокупную стоимость владения коммуникационной инфраструктурой.

Еще одна задача бизнеса, реализуемая UC, — повышение эффективности за счет экономии времени. Сервис позволяет совершать вызов по единому номеру, система коммуникаций сама выбирает лучший способ достижения цели: посредством корпоративного номера, мобильного телефона, SMS-сообщения или е-mail. К тому же все сотрудники «всегда на связи», а информация, включая голосовой звонок, сохраняется в системе и доступна определенному кругу людей. На экономию времени работает и функция Presence — индикатор присутствия сотрудника на рабочем месте и каналов связи, по которым он доступен.

Кроме того, сети UC позволяют организовать как обычные голосовые конференции, так и конференции с расширенными возможностями, от видеоконференцсвязи до совместной работы над документами для обсуждения и телеприсутствия. Мультимедийные совещания в реальном времени (при общении не только с филиалами, но и с заказчиками и партнерами в разных частях света) существенно снижают как временные, так и финансовые затраты.

Рынок Unified Communications, пусть не очень молодой, но бурно развивающийся, потому ни аналитики, ни потребители, ни даже поставщики продуктов и решений не пришли к единому мнению о том, какие же решения и продукты его формируют. Кроме IP- и традиционных АТС и клиент-серверных решений IP-телефонии и IP-Centrix, к нему часто относят контакт-центры (Call Center, СС), решения для видеоконференцсвязи и телеприсутствия. К сожалению, устоявшихся правил, что считать UC, а что — нет, пока не выработано. Поэтому аналитические данные разных компаний по мировому рынку UC существенно различаются и зависят от состава исследуемых сегментов. На наш взгляд, рынок контакт-центров вполне сложился и его включение в общий рынок унифицированных коммуникаций не вполне оправдано, впрочем, «у каждого аналитика свое мнение».

Так, Gartner разделяет область унифицированных коммуникаций на шесть продуктовых сфер:
Голос и телефония (фиксированная, мобильная и программная), а также PBX- и IP-PBX-сервисы. Это направление обеспечивает коммуникации в режиме реального времени, и такие дополнительные сервисы, как видеотелефония.
Конференц-связь — отдельные голосовые, видео- и веб-конференции плюс их объединение и унифицированные конференции.
Системы обмена сообщениями: электронная и голосовая почта, унифицированная обработка сообщений в различных формах.
Системы обнаружения присутствия и службы мгновенных сообщений — в UC следующего поколения их роль возрастет, они займут центральное место. Расширение функциональности сервисов присутствия для сбора и публикации информации о присутствии и статусе работников носит название rich presence.
Унифицированные клиентские решения доступа к сетям разных технологий связи из единого интерфейса, которые могут иметь разную интерпретацию («толстые» клиенты для ПК, браузеры и мобильные PDA- и прочие клиенты).
Приложения для бизнес-коммуникаций — консолидированные административные инструменты, приложения для совместной работы, решения для контакт-центров и приложения уведомлений. Интеграцию бизнес-приложений с коммуникационными Gartner называет CEBP (communication-enabled business processes).

Широта спектра решений, независимо от охватываемых продуктовых сегментов, очевидна. И этот факт, как и продолжающееся развитие рынка, накладывает свой отпечаток на мировой список производителей UC-решений. Сейчас он насчитывает 60 компаний разного масштаба — от крупных (NEC, Cisco Systems, Alcatel-Lucent и Avaya) до небольших и мало известных.

И это, — не считая целой армии системных интеграторов, реселлеров и VAR-дистрибьюторов.

Следует отметить, что еще в 2008 г., до мирового кризиса, на этом рынке началась активная консолидации, которая в 2009 г. несколько замедлилась, но в 2010 г. возобновилась. Примеры у всех на слуху: Cisco и Tandberg, Avaya и UC-бизнес Nortel и др. Из последних: в конце июля 2010 г. Microsoft заключила долгосрочное соглашение с производителем систем видеоконференций Policom, стремясь составить в этой области достойную конкуренцию тандему Cisco—Tandberg.

Другая заметная мировая тенденция — предоставление UC-сервисов операторами связи. Здесь активно действуют такие операторы, как NTT в Японии, Comcast в Северной Америке, France Telecom во Франции. В России эта тенденция не столь очевидна, хотя известно о предоставлении таких услуг на территории России компанией Orange Business Services, входящей в состав France Telecom, и о попытках ряда других операторов, как проводной, так и сотовой связи, но массовым явлением это назвать нельзя.